![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Дж. Уотсон
Предмет психологии: поведение живого существа, адаптирующееся к окружающей среде как физической, так и социальной. Цель психологического исследования: открытие средства контролировать поведение и направлять его в нужную сторону. Ощущение, восприятие, желание, намерение и т.п. – субъективные термины (убрать из словаря психолога). Дать каждому психическому явлению определение в терминах поведения. Две формы поведения: внешнее и внутреннее. Основной единицей этих форм является связь: стимул – реакция. Внутренние реакции более слабые, нельзя наблюдать из вне. Функция мозга: переброс нервных импульсов с рецепторных на эффекторные пути. Возражал против детерминации поведения внутренних состояний организма. Поведение зависит только от внешних стимулов. Внешние стимулы являются основным детерминирующим фаткором поведения. Ставит в психологии проблему научения и рассматривает ее как приобретение индивидуального опыта в процессе жизни. Опровергал понятия награды и наказания, т.к. они содержат апелляции к психическим явлениям. Основным условием приобретения каких-либо форм поведения является частая слитность стимула и реакции.
На дальнейшее развитие бихевиоризма оказало влияние учение Павлова. Сложилось направление «Теория обуславливания» - Скиннер (Халл, Спенс, Газри – теории разные, но одно объединяет: единицей поведения является условный рефлекс).
Скиннер: продолжает традиции классического бихевиоризма и создает теории оперантного поведения. Дополняет теорию бихевиоризма понятием подкрепления. Любое поведение человека формируется в том случае, если вызываемые реакции подкрепляются. Специальный аппарат «Ящик Скиннера» (проблемные ситуации). Законы формирования и функционирования поведения представляют собой законы двигательных условных рефлексов. Двигательные рефлексы, которые осуществляют воздействие на окружающую среду, Скиннер называет оперантным поведением. К оперантной сфере относит все формы психической деятельности человека. Оперантной он считает социальную деятельность людей, общение людей друг с другом, в результате которого изменение поведения одного человека становится подкреплением действий другого. Скиннер, рассматривая психическую деятельность, попытался создать метод обучения и приобретения знаний «программированное обучение».
Необихевиоризм и его варианты. В 20-е гг. наблюдается кризис поведенческой психологии Уотсоновского типа. Становится понятным несостоятельность формулы стимул-реакция. Среди сторонников поведенческой психологии возникают попытки дополнить это формулу, возникает проблема черного ящика и предпринимаются попытки нахождения промежуточной переменной. Особенно наглядно несостоятельность форму стимул-реакция показало учение Павлова. В конце 20-х – начале 30-х гг. сторонники бихевиоризма пытаются включить сферу экспериментального изучения внутренние ненаблюдаемые процессы, но не физического, а психологического плана. Эти психологи образовали направление необихевиоризма. 2 центральных теории: Кларк Халл, Эдвард Толмен Признали недостаточность бихевиоральной формулы и заменили ее иной, которая содержала определенное звено – промежуточная переменная, которая опосредует поведение организма. Промежуточную переменную вводит Толмен в 1934 г. Понятие промежуточной переменной у Хала и Толмена различны. Система Хала формируется под идеями Павлова, а Толмен использует традиционную психологическую систему понятий, дополняя ее собственной переработанной терминологией гештальтпсихологии. Толмен: «Целенаправленное поведение животных и человека» - книга. Промежуточные переменные – это внутренние процессы, которые можно вывести наружу и очень точно изучить. Толмен выделял намерения, ожидания, знания (в качестве промежуточных переменных). Намерение – форма поведения, которая возникает как бы спонтанно, имеет изменчивый характер и продолжается до тех пока, пока не произойдет изменение ситуации. Противоречие: намерение - и форма поведения, и детерминанта поведения. Любое поведение направлено на достижение цели. Поведение представляет собой целостную организацию, а не цепочку отдельных реакций. Поведение не сводится к выработке двигательных навыков; и вознаграждение и поощрение оказывают слабое воздействие на научение. Организм связан окружением сетью познавательных отношений и постепенно осваивая обстановку строит познавательную или когнитивную карту того пути, которым нужно следовать для решения задач. Толмен выделяет особый тип обучения: латентный (скрытый). Он играет роль, когда подкрепление отсутствует, но оно способно изменять поведение. Теория Толмена заставила пересмотреть взгляды бихевиористов на факторы, которые регулируют адаптацию организма к среде, такие как, целевая регуляция действий живых существо, их способность к активно познавательной работе.
Халл: промежуточная переменная носит название навык. Это невидимое состояние нервной системе, реально существующее, когда оно и не опосредует действие. Навык образуется при наличии подкрепления. Оно может быть первичным и вторичным. Сила навыка зависит от частоты и количества подкреплений и от интервалов между реакцией и подкреплением, и условным раздражителем и рефлексом.
|