Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Уровень конкретной научной методологии
На данном уровне основными принципами для изучения личности выступают системный и деятельностный подход.
Системный подход (принцип системности) в изучении личности Системный подход позволяет представить личность в качестве целостности, в которой выявляются разнокачественные и разноуровневые связи. Возник как попытка преодоления ограничений коллекционерский и структурного подхода (50-60, до 70 гг. очень активно развивались). Коллекционерский подход – личность понимается как некоторая «емкость» для разнообразных черт Личность рассматривается как определенный набор качеств, свойств, особенностей задачи психолога: каталогизация всех признаков и выявление индивидуальной неповторимости их сочетаний для конкретного человека ограничения подхода: 1) исчезновение граней между понятиями индивид, индивидуально, личность; 2) отсутствие понимания динамики личности через проблему ее формирования и развития; 3) трудности в организации психологической работы с человеком (коррекция, пр.). Структурный подход (возник как реакция на ограничения и несостоятельность коллекционерского, 60-е гг). Попытки выявить общую структуру личности, которые сводились к выделению биологических и социальных подструктур поиск биологических и социально-обусловленных компонентов личности. Но личность – это категория социальная, это продукт превращение индивида в общественное существо, субъект деятельности биологическая подструктура не может быть рядоположенна подструктуре социальной биологическое входит в структуру личности, становясь социальным. Т.о., на основе этих ограничений возникает системный подход к проблеме личности.
|