![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Модель редукции влечения (теория мотивации Фрейда)
Влечение – это стремление организма к какому-то конечному результату, при этом субъективно влечение представлено в виде цели, ожидания намерения, которые обязательно сопровождаются эмоциональными переживаниями. Влечение отражает двойственность души и тела, т.е. объединяет в себе органическое и психическое. Структура влечения по Фрейду: 1) Напряжение – это мера усилий, на которые прилагает человек, а также физическая напряженность. 2) Цель влечения – это удовлетворение, которое может быть достигнуто путем устранения источника влечения. 3) Объект влечения – это то, что может помочь достигнуть снижения напряжения. 4) Источник влечения – это самостоятельный процесс в органе или части тела, которые формирует влечение.
В психоанализе Адлера появляется проблема комплекса неполноценности, а также основных побудителей деятельности человека, к которым Адлер относил стремление к превосходству (мотив власти), а также потребность в признании. Движущими силами поведения и развития личности являются чувство неполноценности и необходимость компенсации дефекта, что выражается в стремлении человека к власти и превосходству. Чувство неполноценности вызывается органическими, морфологическими, функциональными недостатками органов, а также субъективными факторами – ощущением природной слабости, трудностей в социальных отношениях и др. Человек стремится преодолеть неполноценность: чем сильнее чувство неполноценности, тем сильнее стремление к его преодолению в форме стремления к превосходству, к власти над окружающей средой. Таким образом, чувство неполноценности уравновешивается стремлением к совершенству, даже превосходству. Вместе они приводят к образованию бессознательных механизмов компенсации и сверхкомпенсации дефекта. Нормальная личность с хорошо развитым социальным интересом хорошо компенсирована. Невротическая личность характеризуется увеличивающимся чувством неполноценности, неразвитым социальным интересом и преувеличенным стремлением к достижению превосходства.
К. Юнг, так же как и Фрейд, считал разрядку напряжения основным механизмом мотивации. Однако, в отличие от Фрейда, он полагал, что организм стремится к самореализации. Общество подавляет не только сексуальные, или " плохие", импульсы, но и здоровые стремления. Одним из наиболее известных понятий в концепции Юнга является коллективное бессознательное, которое содержит опыт всего человечества, мудрость веков, накопленную за всю историю и передающуюся от поколения к поколению. Коллективное бессознательное является основой индивидуального бессознательного, которое играет существенную роль в поведении индивида. Сохраняя деление психики на сознательное и бессознательное, Юнг развивает учение двух системах бессознательного – личном и коллективном бессознательном. Личное бессознательное – это поверхностный слой психики, включающий все содержания, связанные с индивидуальным опытом: забытые воспоминания, вытесненные импульсы и желания, забытые травматические впечатления. Зависит от личной истории индивида. Его содержание может пробуждаться в снах и фантазиях. Коллективное бессознательное – это сверхличная бессознательная психика, включающая инстинкты, влечения, которые представляют в человеке природное существо, и архетипы. Архетип – это праформа поведения и мышления, система установок и реакций, которые направляют жизнь человека. Наиболее известными архетипами являются Персона (маска) – то, каким человек представляет себя миру, совокупность социальных ролей, «фасад», за которым скрывается индивидуальность человека. Тень – социально неприемлемые установки личности. Анима – внутренний идеальный образ женщины у мужчины. Анимус- внутенний идеальный образ мужчины у женщины.
Вопросы мотивации в работах гештальт-психологов (К. Левин). Курт Левин «Динамическая теория мотивации» Левин ввел понятие психологического поля (мир предметов, которые обладают определенной валентностью и вызывают побуждение поведения человека). Понятие поле тесно связано с понятие квази-потребности (это напряженная система или динамическая составляющая человека, которая возникает в определенной ситуации, обеспечивает деятельность человека и стремится к разрядке или удовлетворению). Левин подчеркивал социальное происхождение квази-потребности, а именно ситуативное происхождение потребности. При анализе потребности Левин не придавал значения содержанию. Основное внимание уделялось динамическому аспекту, а именно существующей напряженности. Таким образом, побудительная функция поведения связана с квази-потребностями и окружающей ситуацией, а именно психологическим полем. Существует два типа поведения: 1) полезависимое (полевое) – человек импульсивно отлкикается на действующий стимул. 2) поленезависимое – проявляется в преимущественной ориентации человека на собственную цель и игнорирование давление наличной ситуации. Когда потребность человека удовлетворяется, то предметы психологического поля теряют свою силу и притяжение. Эти явления были доказаны Зейгарник, Овсянниковой.
|