![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие социальной ситуации развития личности (Л.C. Выготский, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович).
СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ — специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми. Понятие С. с. р. было введено Л.С.Выготским как единица анализа динамики развития ребенка, т. е. совокупности законов, которыми определяются возникновение и изменения структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе. С. с. р. обусловливает образ жизни ребенка, его “социальное бытие”, в процессе которого им приобретаются новые свойства личности и психические новообразования. Являясь продуктом возрастного развития, новообразования появляются к концу возрастного периода и приводят к перестройке всей структуры сознания ребенка, к изменениям системы его отношений к миру, другим людям, себе самому. Появление новообразований есть особый знак распада старой С. с. р. и складывание новой С. с. р., что сопровождается кризисами возрастного развития (см. Кризис возрастной). Понятие С. с. р. было направлено на преодоление представлений о среде как факторе, механически определяющем развитие личности. В дальнейшем это понятие разрабатывалось Б.Г.Ананьевым, который дал его развернутый анализ в макросоциально-психологическом контексте, и Л.И.Божович, использовавшей его для описания онтогенетического развития личности ребенка. С. с. р. представляет собой историко-культурный аспект жизнедеятельности субъекта в обществе, который включает следующие составляющие: объективные условия онтогенеза и социогенеза (социальные, политические, экономические, правовые и др. предпосылки развития личности), социальный статус детства (историко-культурные и хронологические характеристики детского возраста в данном обществе); социальные роли, реализующие общую социальную позицию ребенка (систему его отношений к условиям, статусу, ролям, выражающуюся в его установках, готовности к принятию ценностей и ожиданий референтной для него группы). Представления о С. с. р. в изучении детства позволяют органично вписать онтогенез личности ребенка в социально-исторический контекст.
6. Характеристика понятий " социальная роль" и " социальный статус". Изучение личности начинается с определения ее статуса, при этом сама личность рассматривается как совокупность социальной ситуации развития, как объект взаимодействия различных социальных структур и исторических процессов. Однако уже при изучении статуса личности обнаруживается, что по мере ее формирования и развития возрастает мера ее активности в сохранении или преобразовании собственного статуса в зависимости от социальной общности, к которой она принадлежит Деятельная, субъективная сторона статуса выступает в виде позиции личности, которую она занимает в условиях определенного статуса. Субъект деятельности - личность - характеризуется т. или и. правами и обязанностями, которые общество ей приписывает, функциями и ролью, которую она играет в малой группе, коллективе и обществе в целом. Социальная роль (И.С.Кон) - «функция, нормативно одобренный способ поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию... Эти ожидания, определяющие общие контуры социальной роли, не завися от сознания и поведения конкретного индивида; они даются ему как нечто внешнее более или менее обязательное; субъектом их является не индивид, а общество или какая-то конкретная социальная группа». Именно поэтому ролевое поведение личности можно понять лишь в связи в более общими социальными структурами, к которым относится данная социальная группа. Ролевое поведение личности и ее отношение к группе следует рассматривать в нескольких аспектах, не ограничиваясь социологическим. Е.С. Кузьмин «роль может оцениваться в социальной, соц-психологической и психологической системах. Роль в социальном плане - это скорее объективный результат и социальная значимость деятельности субъекта, личности. Роль в социально-психологическом смысле - это глубина понимания, принятие и ответственность в исполнении рол, это соотношение различных ролей, их конфликтность, это соотнесение индивидуальной роли с групповыми нормами и ценностями и т.п. Все эти ЦО, нормы существенно зависят от динамики ролей и наоборот. Роль в психологическом плане - это соответствие качеств индивида и выполняемой роли». Также Ананьев вводит такое понятие как жизненный путь человека - это история формирования и развития личности в определенном обществе. Фазы жизненного пути определяются историческими событиями, социальной, экономической и прочими ситуациями в стране, социальным статусом человека системой отношений, в которые он вступает, суммой ценностей - целями и смыслом жизни, которыми данная личность владеет. Онтогенез с последовательностью фаз (рождение, зрелость, старение, смерть) выступает как объективный фактор жизненного пути. Кроме того, Б. Г. Ананьев наиболее полно описал структуру индивидных и личностных свойств. Он выделил 2 класса индивидных свойств: 1. возрастно-половые (возрастные особенности и половой деморфизм) и 2. индивидуально-типические (конституциональные особенности, нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий). Интеграция этих свойств представлена в темпераменте, с одной стороны, и в задатках - с другой. Статус, роли и ценностные ориентации образуют первичный класс личностный свойств, интегрируемых определенной структурой личности. Эти личностные характеристики определяют особенности мотивации поведения, структуру общественного поведения, составляющих как бы второй ряд личностных свойств. Высшим интегрированным эффектом взаимодействия первичных и вторичных личностных свойств является характер человека, с одной стороны, склонности - с другой. Основная форма развития личностных свойств человека - его жизненный путь в обществе, его социальная биография.
|