Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теория личности как разновидность психологической теории. Методологические основания теории личности в отечественной психологии.
Как и всякая научная теория теория личности должна отвечать общим методологическим требованиям: 1. Дать целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области деятельности – личности человека. 2. Предложить целостную систему знаний по проблеме личности при ее внутренней дифференцированности. 3. Содержать методы, объясняющие и предсказывающие возникновение определенных феноменов личности в определенных условиях. Т.о, теория личности – это теоретическая модель существенных связей, выступающих в определенной психологической реальности – личности человека. Теория личности или теоретическая модель по существу должна совпадать с определением личности, описывающим ее в системе наиболее существенных связей и отношений и отвечающим основным общенаучным методологическим принципам (детерминизма, системности, развития). Личность – системное качество индивида как субъекта общественных отношений, определяемое активной включенностью в них, имеющая трехкомпонентную структуру (интра-, интер-, метаиндивидуальная репрезентация), развивающаяся в общении и совместной деятельности.
Основные постулаты теории личности в отечественной психологии: 1. Природные органические стороны и черты выступают в структуре психологии как социально-обусловленные ее элементы (Артур Владимирович Петровский). 2. Движение деятельности, процесс ее развития позволяет снимать ограничения, присущие ситуации, а также ограничения самой деятельности. Этим и определяется собственно активность личности (Владимир Артурович Петровский). 3. Личность – не есть индивид; это особое качество, приобретаемое индивидом в обществе, хотя его носителем является телесный, чувственный индивид (А.Н. Леонтьев) 4. Разгадку структуры личности следует искать вне органического тела индивида, но при этом во внутреннем пространстве личности, в системе отношений данного индивида к другим (Э.В.Ильенков). 5. Личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, которые опосредуются содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого участника (А.В. Петровский). Эти связи не расторжимы, они заключены в конкретных индивидных свойствах, но к ним не сводимы. Проявления личности каждого из членов группы образуют особое качество самой группы, которое в свою очередь влияет на личностные проявления. 6. Личность индивида выступает в трех аспектах психологического понимания: - интроиндивидный - интериндивидный целостность -метаиндивидный (В.А. Петровский) Т.е. личность может пониматься как некоторая идеальная субстанция, проявляющаяся в отношениях между людьми и в самом конкретном человеке. 7. Постулат максимизации – стремление индивида к максимальной персонализации: - любое переживание, воспринимаемое как ценное для обозначении индивидуальности, актуализирует потребность в персонолизации. - в любой ситуации общения или деятельности индивид стремится определить и реализовать те стороны индивидуальности, которые в данный момент доступны персонолизации. - из двух и более партнеров по общению при прочих равных условиях субъект выбирает того, кто обеспечиваем максимально адекватную персонолизацию (человек ищет значимого другого, в котором мог бы обрести индивидуальную представленность) (А.В. и В.А. Петровские) 8. Источником развития личности выступает противоречия в системе межличностных отношений между потребностью личности в персонолизации и заинтересованностью данной общности (референтной) принимать лишь те проявления индивидуальности, которые необходимы для лучшего развития группы (А.В. Петровский).
Взаимодействие теорий личности: С учетом полипарадигмального характера современной психологии возникает вопрос о выборе той или иной теории или возможности изменения разных теорий, но каждая теория имеет право на существование, каждая по своему отвечает на вопрос о личности человека. Т.е. объект изучения един, но при этом каждая концепция ограничена, упускает некоторые стороны этого объекта - десятки теорий личности, которые наравне с эмпирическим знанием дают некоторые аксеоматические допущения о том, что есть человек - в полной мере доказать эти гипотезы невозможно, но в совокупности они способны объяснить внутренний мир человека - образ человека (личности) будет зависеть от теоретических позиций, с точки зрения которых он представлен.
|