![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социально-психологические механизмы общения
Под механизмами подразумевается те социально-психологические явления и процессы, возникающие в результате взаимовлияния людей друг на друга, которые оказывают непосредственное воздействие на уровень их коммуникативной активности, глубину и полноту их психологического контакта и взаимопонимания, на характер и эффективность их коммуникативного поведения.
Психическое заражение Подражание Внушение Убеждение
Влияние (в психологии) – это процесс и результат изменения одним человеком поведения, намерений, взглядов, оценок другого человека, которое происходит в ходе взаимодействия с ним.
Фрейд считал, что все эти процессы сводятся к внушению. Тард – подражание
Заражение – это процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому, протекающий на психофизиологическом уровне контакта помимо собственно смыслового воздействия или дополнительно к нему (этим явлением объясняется массовые психозы) Это форма спонтанно проявляющегося внутреннего механизма поведения человека. Если при большом количестве – многократное взаимное усиление эмоциональных воздействия общающихся между собой людей. Сила явления прямопропорциональна количеству контактирующих людей.
Внушение (суггестия) – различные способы вербального и невербального эмоционально окрашенного воздействия на человека с целью создания у него определенного состояния или побуждения к определенным действиям. Путем внушения могут быть вызваны ощущения представления, эмоциональные состояния и т.д. В основе процесса внушения лежит ослабление действия сознательного контроля, осуществляемого в отношении воспринимаемой информации. Контрвнушение (контрсуггестия) – сопротивление индивида внушающему воздействие. Воздействующий – суггестр Внушаемый – суггелент Поршнев с этим механизмом связывает индивидуализацию человека. При внушении суггестр не испытывает тех чувств, которые внушение, он контролирует себя, в отличие от механизма заражения. Внушение адресовано не к логике и разуму личности, а к готовности получить инструкцию к действию. Условия эффективности внушения: - состояние неуверенности в себе - авторитетность источника информации Внушение находит применение во всех сферах социальных отношений.
Убеждение: 1) специфический элемент системы представлений и взглядов человека, не отделенные от всего его жизненного опыта и побуждений к деятельности; 2) процесс усвоения человеком внешнего мира, предполагающий качественное изменение исходных установок под влиянием жизненного опыта и идейного воздействия из вне; 3) способ сознательного и организованного воздействия на психику индивида из вне. Убеждение как 3 используется для того, чтобы превратить сообщаемую индивиду или группе информацию в систему установок и принципов личности. В отличие от внушения убеждение воздействует на сознание личности через обращение к собственному критическому суждению. Убеждение основывается на системе логических доказательств и предполагает осознанное отношение того, кто воспринимает информацию. Степень эффективности убеждающего воздействия в определенной мере зависит от степени заинтересованности в этом человека, на которого направленно это воздействие. Граница между внушением и убеждением относительна. Основные требования к убеждению в педагогике: 1) содержание и формы убеждения должны отвечать уровню возрастного развития личности; 2) должно строиться с учетом индивидуальных особенностей воспитуемого; 3) при всех условиях убеждение должно быть последовательным, логичным, максимально доказательным; 4) должно содержать как обобщенные положения (принципы и правила), так и конкретные факты; 5) при убеждении часто бывает необходимым анализировать факты, которые одинаково известны собеседникам. Это дает возможность избежать сомнений как в истинности самого факта, так и в характере общего вывода; 6) убеждая другого, воспитатель должен сам глубоко верить в то, что он сообщает.
Подражание – воспроизведение образца или примера с учетом имеющегося опыта или обстоятельств воспроизведения. Модель – тот, кому подражают.
Заражение, подражание и внушение не поддаются полному контролю сознания человека. Заражение, внушение и убеждение носят в основном внешний характер по отношению к индивиду, а подражание является качеством его психики.
Ольшанский считает, что подражание является наиболее древним механизмом, встречающимся даже у животных, является наиболее ключевым механизмом. Парыгин: в основе подражания лежат следующие факторы, которые определяют его разновидности: 1) простая имитация – наблюдается в экстремальных ситуациях, когда сознание отключается либо по причине дефицита времени для осмысления ситуации и для принятия собственного решения, либо по причине действия автоматизированных физических реакций и мышечных антиципаций. 2) Обыденное подражание как результат действия повышенной экономичности сознания в бытовых повседневных ситуациях. 3) особое, как бы «уважительное» подражание, достаточно очевидное в ситуациях повышенной значимости того, кому подражают. 4) принижающее себя поведение, являющееся следствием недостаточности собственного опыта или неуверенности в своих силах в тех или иных ситуациях, в ситуации заниженной самооценки. Факторы, от которых зависит подражание: 1) возраст – чем старше человек, тем менее он склонен к подражанию. С возрастом меняется и объектный характер подражания. Чем старше человек, тем он склонен подражать не конкретным образцам, а традициям и принципам. 2) пол – мужчины менее склонны к подражанию, чем женщины. Для мужчин более свойство инструментальное подражание, для женщин – эмоциональное. 3) уровень образования – чем менее образован человек, тем более склонен к подражанию; малообразованный человек более склонен подражать конкретным психологическим актам, более образованный – абстрактным, книжным образцам. 4) национальные особенности – члены этнического меньшинства более склонны к подражанию. В психологическом отношении подражание зависит от целого ряда параметров: - самооценка - критичность мышления - критичность по отношению к собственному поведению - общий эмоциональный уровень. Сем более индивидуализировано сознание индивида, тем менее он склонен к подражанию.
Взаимодействие различных механизмов общения: 1) механизмы общения взаимоусиливают друг друга 2) действуют в режиме противоречия друг другу 3) в одном механизме могут совмещаться противоположные механизмы, доминирующие на различных стадиях его развития.
|