Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственное регулирование установления и применения цен на товары, товары, работы и услуги






Правовые основы гос регулирования цен были заложены указом президента от 28.02.95 О мерах по упорядочнию гос регулирования цен (тарифов). В нем были определены направления государственной ценовой политики на дальнейшую либерализацию цен при сохранении государственного регулирования цен только на продукцию естественных монополий. По указу правительство утверждает перечни товаров, работ. Услуг, цены на которые на внутреннем рынке подлежат гос регулированию.

Постановление правительства от 07.03.95. им утверждено 3 перечня:

1. перечень продукции производственно-технического назначения, товаров и услуг, на которые государственное регулирование цен, тарифов на внутреннем рынке осуществляют правительство РФ и ФОИВ.

2. перечень продукции, товаров народного потребления устанавливают органы исполнительной власти субъектов РФ.

3. перечень услуг транспортных, снабженческо-бытовых и торговых организаций, по которому ОИВ субъектов РФ предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.

Государственная регистрация цен по каждой группе товаров, услуг осуществляется и в соответствии с ФЗ от 14.04.95 «О гос регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию»

Основные принципы гос регулирования:

1. Достижение баланса интересов поставщиков и потребителей услуг;

2. компенсация субъектам ценового регулирования обоснованных расходов на производство товаров, выполнения работ и оказания услуг;

3. обеспечение доходности субъектов ценового регулирования, позволяющий им финансировать восстановление, модернизацию и развитие основных фондов, а также социальное развитие.

4. обеспечение согласованности изменения цен тарифов в процессе их реализации.

Способы регулирования:

· установление фиксированных цен

· установление предельных цен, например предельный уровень тарифов на виноводочные изделия.

Государство может установить разовые цены и предельные коэффиценты их изменения.

Может устанавливаться предельный уровень рентабельности и т.д.

Систему гос органов возглавляет правительство РФ. Обеспечивающее проведение политики. По постановлению правительства РФ от 27.08.04 Об утверждении положения о Минэкономразвития и торговли РФ. Данное министерство является органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке гос политики и нормативно-правовому регулированию по вопросам внутренней торговли, внетарифного регулирования экспорта, импорта товаров, гос регистрация цен, тарифов.

Федеральная служба по тарифам.

Она действует на основе постановления правительства от 30.06.04 и является ФОИВ по регулированию естественных монополий, осуществляет гос регулирование цен (тарифов) в области электроэнергетики, нефтегазовом комплексе, на ж/д и ином транспорте.

Основными функциями федеральной службы по тарифам являются:

· определение установления цен тарифов и осуществление контроля по вопросам, связанным с определением, установлением цен тарифов;

· рассмотрение разногласий, возникших между ОИВ субъектов РФ в области гос регулирования тарифов организациями, осуществляющими данный вид деятельности.

Ответственность за нарушение порядка ценообразования установлена ст. 14.6 КоАП – нарушение порядка ценообразования: завышение или занижение цен.

В п.4 указа президента РФ 95 года предусмотрена ответственность в виде взыскания всей суммы излишне полученной выручки в результате нарушения дисциплины.

Правовые основы ценообразования и ценового регулирования

Ценообразование — процесс образования цен на товары, работы, услуги, который характеризуется определенными методами образования цен — рыночное и государственное ценообразование. Государственное регулирование цен. Как элемент регулирования экономики осуществляется в отношении монополии и социально значимых товаров, услуг к мерам косвенного регулирования относятся меры по определению себестоимости прдукции6 кредитование, дотации, компенсации затрат. Гос-во может влиять на ценообразование 2мя способами — назначать цены, замораживать и определить правила в соответствии с которыми предприниматели назначают регулируемые цены и регулировать деятельность на рынках. Хоз субъект выбирая стратегию ценообразования руководствуется разными факторами, зависит от уровня спроса на товар, зависит от уровня цен на аналогичный товар конкурентов.

Цена — денежное выражение стоимости товара, эквивалент обмена товара на деньги, оценивается как экономическая и как правовая категория — прибыль.

Цена по ГК — исполнение договора оплачивается по цене установленной соглашением сторон.

В предусмотренных законом случаях применяются цены, тарифы, ставки, устанавливаемые уполномоченными государственными органами. Ст 40 НК — для целей налогообложения применяется цена указанная сторонами сделки и пока не доказано обратное предполагается что цена соответствует уровню рыночных цен. Цена выступает как база для НДС, снабженьческо сбытовых, торговых добавок.

В процессе ценообразования хоз субъекты устанавливают правила для образования различных видов цен.

Рыночные цены — складываются на рынке определенного товара без прямого воздействия на процесс ценообразования, продавец сам формирует цену. Регулируемая цена — складывается на рынке при государственном воздействии на процесс ценообразования. Правильность применения регулирования цен контролируется уполномоченными органами. Рыночная цена может контролироваться в отношении специальных субъектов, либо в определённых целях. Контролируются цены между взаимозависимыми сторонами, по обменом товаром, при совершении внешнеторговых сделок, при колебании цены более чем на 20 % в любую сторону от уровня цен применяемых налогоплательщиком.

Субъектом занимающий доминирующее положение запрещается поддерживать монопольно высокие или низкие цены. Нет Фз рег установление цен тарифов (общие вопросы), есть указ президента о мерах по упорядочению гос регулирования цен тарифов — определяет ценовую политику на дальнейшую либерализацию цен тарифов при сохранении цен тарифов на естественные монополии. В компетенцию правительства входит утверждение перечней товаро, работ, услуг, цены на которые на внутреннем рынке подлежат гос регулированию, цены должны применяться всеми одинаково. Принято одноименное постановление правительства № 239. Уст перечень товаров, цены на которые регулируются на федеральном уровне. Продукция ядерно-топливного цикла, др камни, жд перевозки и т. д — федерация. Субъект — перевозки пассажиров, размеры надбавок к лекарственным препаратам, соц услуги. Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торг орг по которым ОГВС предоставляется право вводить тарифы и надбавки.

Много законов, где регулируется подходы гос регулирования на конкретные товары.

Могут устанавливаться фиксированные цены или тарифы (общ транспорт), могут устанавливаться предельные цены.

Может устанавливаться базовая цена и предельные коэффициенты изменения среды.

Федеральная служба по тарифам от 9 апреля 2004 года № 204 — ФоиВ по регулированию естественных монополий, осуществляющем государственное регулирование цен тарифов в электроэнергетике на ж/д и другом транспорте, на иные виды товаров, работ, услуг в соответствии с законодательством РФ. Функции — определение цен тарифов, осуществление контроля по применению цен тарифов, перечисляются цены, занимается рассмотрением разногласий органами исполнительной власти субъектов организациями и потребителями в области гос регулирования тарифов. Ответственность установлена ст 14.6.

Указом президента предусматривалась санкция взыскания полученной выручки в бюджет субъекта.

Предпринимательские договоры

Основной правовой формой является договор — выступает в качестве регуляторов отношений контрагентов, устанавливает режим связи между партнерами.

Понятие торговой сделки, критерий выделения, особенности торговых обязательств. Критерий отнесения сделок к торговым: спекулятивный характер сделки с целью получения прибыли, субъективный - по промыслу, совершение вспомогательных сделок для создания условий его основной деятельности. К числу торговых сделок между коммерсантами (во франции и с потребителями).

В СССР были хозяйственные договоры. В ГК есть обязательства связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. Объективной предпосылкой являются опосредованные ГП отношения по осуществлению предпринимательской деятельности. Законодатель предусматривает необходимость участия ком орг в публ договорах, доверительного упр имуществом, коммерческой концессии. Нормы ГК определяют цели передаваемого имущества.

Предпринимательский договор — не вид гр-пр договора, а правовая категория, которая имеет общие и специальные признаки договора. Выделить предпринимательские договоры с помощью критериев — связь с предпринимательской деятельностью, применение договора для удовлетворения экономических потребностей предпринимателей в процессе осуществления деятельности, субъективный состав — все предприниматели, предпринимательская цель использования, передаваемого по договору имущества, часто встречается ограничение принципа свободы договора(огр инициатива лица при заключении договора в обязательном порядке, ограничивается условия — закл договора на торгах). Установление повышенных тр к предпринимателю вызвано публичностью, напр на извлечение прибыли. Дополняются наибольшей степенью свободы если обе стороны предприниматели. Ст 310 ГК предусматривает для предпр договоров возможность предусмотреть односторонний отказ или изменение условий договора в сл предусмотренных законом и если стороны предусмотрели её в договоре. По др решен вопрос в др договорах, только в случаях предусмотренных законом. Обязательство не связанное с предпринимательской деятельностью должник в праве исправит досрочно, ест презумпция запрета без согласия кредитора. Для предпринимательства безвозмездные договоры не имеют значения. Предпринимательский договор — соглашение лиц направленное на прекращение, установление, изменение предпринимательских прав и обязанностей. Белых определяет предпринимательский договор как 2х или одностороннее соглашение субъектов, направленное на осуществление целей в сфере предпринимательской деятельности.

Особенности заключения: в прдприн отн договору предш преддоговорный процесс — формируется основа будущих отношений есть возможность обсудить условия договора. Этапы:

- структурирование договорных отношение — обязательная стадия(может быть простой и сложной когда раз структура будущих отношений) могут принимать участие все стороны или 1 сторона, которая будет выдвигать оферту,

- юридическая документальная проверка контрагента или актива

- процедура заключения договора

Преддоговорная ответственность — может возникнуть если договор признан недействительным, так и в случае если договор не был заключён вообще.

С рзвитием коммерческого оборота класс стр не актуальна, применяются переговоры. Спец способы нацелены на заключение предпринимательских договоров.

Публ договор — особый состав. Стороной обязанной заключить договор является коммерческая организация. Коммерческими орг является естественная монополии потребителями являются гр-не и предпринимателями. коммерческая организация не в праве отказываться от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить товары, услуги.. выполнить работы в случае отказа заинтересованное лицо в праве обратиться с понуждением в заключении договора. Коммерческая организация не в праве оказывать предпочтение, кроме случаев предусмотренных законом. Условия публичного договора должны быть обязательными для всех потребителей.

Договор присоединение — по способу заключения, В ст 428 сказано, что таким договором является договор условия которого содержаться в формулярах.

Единственная защита — иск об изм или раст договора. Для потреб наличие условий обычно предоставляемых прав. С требованием о расторжении не может обращаться предприниматель.

Если данный договор нарушает права, которые предоставляются.

Механизм вхождения в договор широко применяется на практике

Клейм считает, что навязывание такого договора является злоупотреблением правом и должно влечь административную ответственность.

Подчиняются и публичному и частному праву – их содержание определяется самими сторонами, так и актами государственного регулирования экономики.

Из ГК: сведения, отражающие частноправовую сторону. Термин предпринимательский договор в ГП не используется а говорится о договорах (обязательствах), связанных с осуществлением предпринимательской деятельности либо в качестве стороны обязательства называется лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность (договор поставки, хранения)

В ГК существует дифференциация правового регулирования договоров, заключаемых между индивидуальными предпринимателями и бытовых сделок между гражданами, например предусматривается необходимость участия коммерческих организаций в договорах публичного характера.

Нормы ГК могут определять предпринимательские цели использования передаваемого имущества (лизинг).

Правовой режим предпринимательского договора обладает своей спецификой и противопоставляет себя непредпринимательскому договору.

Предпринимательский договор – недоговорной тип либо разновидность какого-либо типа договоров. Это правовая категория, имеющая общие и специфические признаки. выделить эти договоры из гражданско-правовых сделок можно через их специфические критерии:

1. связь с предпринимательской деятельностью, то есть применение предпринимательского договора для удовлетворения экономических потребностей предпринимателей в предпринимательской деятельности. Регулирует горизонтальные предпринимательские отношения.

2. достаточно чтобы стороной договора был один предприниматель. Другая точка зрения – обе стороны должны быть субъектами предпринимательской деятельности (Белых). Занковский – 1 сторона – коммерческая организация другая – гражданин – публичные и частноправовые нормы, другие нормы - защита прав потебителей (так же на ИП).

3. предпринимательская цель использования передаваемого имущества (договор лизинга, аренды) – Белых.

4. установление более жестких требований к предпринимателю, включая ответственность независимо от вины за нарушения данных обязательств и ограничение в ряде случаев свободы волисубъектам, в результете чего в ряде случаев. Ст. 401 ГК – лицо, не исполнившее или ненадлежащее исполнившее обязательство несет ответственность, если не докажет, причиной являются обстоятельства непреодолимой силы.

5. ограничение свободы договора (институт заключения договора, ограничение свободы выбора процедуры заключения договора).

6. возможность одностороннего отказа от исполнения договора, изменение договора (это возможно в случаях, предусмотренных законом – ст. 523 ГК - поставка товаров с неустранимыми недостатками дает право покупателю отказаться от поставки товаров, в договоре может быть предусмотрен отказ от договора сторонами)

7. досрочное исполнение договора – в предпринимательских договорах действует принцип запрета досрочного исполнения без согласия кредитора.

8. возмездный характер предпринимательских договоров

9. заключается не самими контрагентами, а их представителями, которые действуют в интересах представляемых лиц и не являются сторонами договора.

Предпринимательский договор – ст.420 ГК – соглашение 2-х и более лиц, осуществляющих деятельность в сфере реализации товаров, оказания услуг, выполнения работ, направленная на устранение, изменение, прекращение предпринимателем прав и обязанностей; это 2-х или многостороннее соглашение субъектов предпринимательской деятельности, направленное на осуществление предпринимательских целей в сфере предпринимательской деятельности.

Порядок заключения предпринимательского договора.

Стороны заключают смешанный договор; предусмотренный и не предусмотренный в законе.

В литературе: «порядок» и «способы» заключения.

Порядок – 2 формы: оферта и ее акцепт.

Способ – каким образом договор подлежит заключению.

Заключение договора путем присоединения на торгах, в обязательном порядке.

Публичный договор – характеризуется особым субъектным составом, так как стороной в договоре является коммерческая организация, оказывающая услуги публичного характера (то есть всем тем, кто к ней обратился – электроснабжение и т.д.). потребители – предприятия, граждане.

Ст.426 ГК – правила императивного характера, касающееся содержания и заключиния предпринимательских договоров (коммерческая организация не вправе отказаться от заключения публичного договора, в случае отказа, лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскать убытки, причиненные таким отказом, бремя доказывания возлагается на коммерческую организацию, коммерческая организация не вправе отдавать предпочтения кому-либо при заключении договора; условия (цена и т.д.) одинаковы для всех потребителей, исключая тех, кто указан в ФЗ (о ветеранах).

Договор присоединения

По способу заключения, то есть присоединение сторон к проекту договора, либо совместной разработке проекта

ГК – договор присоединения – договор, условия которого определены 1 из сторон в формулярах, или иных стандартных формах, или могут быть приняты 1 стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом.

п.1 ст. 428 гк.

Право на утверждение стандартных форм имеют организации (организация газораспределения – Газпром).

Договор присоединения и при публичном характере заключения.

Присоединившаяся сторона не может требовать изменения отдельных условий договора (нарушается принцип свободы договора). Исключаются преддоговорные споры. договаривающиеся стороны могут использовать в качестве защиты иск о расторжении уже заключенного договора. Право на данное обращение имеет и потребитель.

С требованием об изменении (расторжении) договора не может обращаться предприниматель, если он знал или дожжен был знать на каких условиях с ним заключается договор.

Торги – для заключения предпринимательских договоров – хотя могут применяться для любых договор, кроме тех, что не соответствует сущности договора (П.: дарение)

Проведение торгов – особый способ заключения договоров, выбор которого обусловлен необходимостью поиска контрагентов, а также желанием обеспечить максимально выгодные условия сделки путем обострения конкуренции между потенциальными контрагентами или участниками торгов.

Экономическая выгода, если контрагент выбран через торги. Торги могут проводиться при приватизации гос и мун имущества, размещение заказов для гос и мун нужд, выбор подрядчиков, продажа арестованной недвижимости, когда обращется взыскание на предмет залога, при банкротстве.

Многие организации проводят торги по собственной инициативе.

 

Аукцион и конкурс – разница в принципе определения победителя

Аукцион – победитель тот, кто предложил «лучшую» цену, когда в законе «большую».

Тендеры – наряду с аукционами, по сути зарубежный аналог нашего конкурса.

 

Виды аукционов:

-Аукцион с активной конкуренцией – в сфере исполнительного производства (продажа арестованного имущества), при приватизации, продажа ЗУ для жилищного строительства

- Английский аукцион

- аукцион с восходящей ценой – определяется ценовой минимум

- прямой

 

Определяется ден интервал, на который увеличивается цена. Победитель определяется по снижению цены, когда появляется первый акцептант, начальная цена снижается по мере аукциона – редукционный договор. Применяется для поставщиков.

 

Аукцион с посильной конкуренцией.

 

Конкурс – победитель - лицо, предложившее лучшие условия для исполнения договора. Критерия отбора устанавливает заранее сформированная комиссия. В комиссию входят люди – специалисты в пр. области. Критерии:

- финансовые средства

- трудовые ресурсы

- персональные навыки персонала

- опыт работы

- режим использования имущества (для земельного конкурса): соблюдение арх – планировочных требований, обеспечение инвестиций, соблюдение экологических требований

- технологическая оснащенность.

 

Цель: выявить наилучших участников, ЛИЦ, наиболее способных к решению оптимальных задач.

Разница между аукционами и конкурсами – не большая. Разница, что в аукционе – всего один критерий – денежный.

 

Торги могут быть смешанными: и аукционными и конкурсными: когда и условия дб предложены и высокие деньги.

Разбивка на лоты повышает эффективность проведения торгов, ибо несколько лотов увеличивает количество потенциальных победителей.

· по составу участников:

a. Открытые торги – может участвовать любое лицо

b. Закрытые торги – участвуют спец приглашенные лица

· По форме подачи предложения о цене:

a. Открытое = устное соревнование между участниками (на аукционе, как правило)

b. Закрытая форма – передача организатору запечатанных конвертов в день подачи заявления ил в день проведения конкурса или аукциона.

Если при вскрытии конвертов оказалось, что цена предложена одинакова, то преимущество отдается тому, кто подал конверт раньше!

Сделано объявление – за 30 дней. (?)

На закрытые торги рассылаются отдельные приглашения. А на открытые торги – объявление сделано = опубликованные (по Проекту)

Есть много норм, уточняющих нормы о проведении торгов.

 

Участниками возмещается задаток, если торги не состоялись. У победителя – задаток засчитывает также в счет «покупки». Если лицо уклоняется от подписания договора – задаток остается организатору.

Торги признаются несостоявшимися, если все отозвали свои заявления.

Обеспечение посредством:

- векселя

- банковским задатком

 

Торги, проведенные с нарушением правил, мб признаны недействительными. А-ля Признание недействительными оспоримых сделок.

Можно признать недействительными:

- если были процедурные нарушения;

 

Нет заинтересованного круга лиц, которые может оспаривать недействительность торгов.

По ПРОЕКТУ: недействительными торги мб:

- если кто-то был необоснованно отстранен

- когда была отвергнута более высокая предложенная цена

- неправильное определение цены продажи

- другое

 

Если нет состязательности – один участник – то выборы будут признаны несостоявшимися.

Особенности ответственности за нарушение условий

предпринимательского договора

Особенность: рисковый характер предпринимательской деятельности.

Риск:

– с/ст ответственность предпринимателя всем своим имуществом, на которое мб обращено взыскание

- возложение на лицо, осущ ПД, всех отрицательных последствий такой деятельности.

Рисковый характер предопределяет более жесткие правила за нарушение Предпр. Договором, но с др стороны, предоставляется большая свобода в определении объёма ответственности.

Под ответственностью за нарушение Предпр. Договора – ответственность за неисполнение или ненадл исполнение обязательства, возникшего на основании предпринимательского договора.

В ГК «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ» - используется неоднозначно:

1. Формы ответственности

2. Те правовые последствия, которые наступать в случае не исполнения обязательства/ не надлежащего исполнения обязательства

3. Мы будем понимать под ответственностью – санкции имущественного характера в форме возмещения убытков и/или уплаты неустойки, которые налагаются на стороны.

 

Особенности условий ответственности за нарушение Предпр. Договора.

1) П 3 Ст 401 ГК – в отличие от общего принципа ответственности за вину в соотв с этим пунктом лицо, не исполнившее или не надл исполнившее обязательство, несет отв-ть если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось о вследствие непреодолимой силы.

2) Незакрытый перечень обстоятельств, которые не признается непреодолимой силой:

- нарушение обязательств контрагентом предпринимателя

- отсутствие необх товаров на рынке обязательств

- отсутствие у лица ден. средств необходимых для исполнения обязательства

Все они не освобождают предпринимателя от отв-ти.

Т.е. по общему правилу, отв-ть наступает без учета вины предпринимателя!!

Исключения:

предусмотренные законом

1. ГК.

- По договору контрактации – производитель с/х продукции несет ответственность при наличии вины (ст 538),

- тоже самое энергоснабжающая организация (547 ст),

- договор опытно-конструкторских работ (статья 777)

- или договором

- перевозчик: несет вину, если не докажет, что были условия, в силу которых он не смог исполнить обязательство (796) + Устав: освобождается перевозчик при военных обстоятельствах и др.

2. иногда с учетом вины контрагента: в договоре хранения: утрата вещей поклажедателем (901 статья), хранение ценностей в сейфе гостиницы, банке, если докажут, что доступ иных лиц к сейфу стал возможным в силу непреодолимых обстоятельств.

 

Предусмотренные договором. Включение новых правил ограничено.

Не допускается:

- устранение, ограничение ответственности за умышленное нарушение обязательства, предусмотренного соглашением сторон, которое достигнуто до нарушения обязательства (ТАКОЕ СОГЛАШЕНИЕ признается ничтожным, ст 168 ГК)

- в договоре присоединения

- договоры, одной из сторон которых является потребитель/ гражданин. Без учета вины несут отв-ть изготовитель, продавец (О ЗПП)

 

Объем ответственности: по общему правилу, лицо не исп или не надл исполнившее обязательство, обязано возместить убытки в полном объеме. П 1 ст 393 ГК

Убытки – расходы, которые контрагент произвел или дб произвести для восстановления ущерба в своей имущ сфере. (реальный ущерб + упущенная выгода)

 

ППВС/ ВАС №6/8. (п 10) состав реального ущерба = фактические расходы + расходы для восстановления нарушенного права. Расход дб подтверждены документально.

Стоимость товаров – ст 393.

По отдельным видам обязательств, связ с Предпр. Деятельностью, определяется порядок возмещение убытков. Ст 524 ГК.

По отдельным видам обязательств и по обязательствам, связанным с родом деятельности, законом мб ограничено право на полное возмещение убытков = ограниченная отв-ть. (ст. 400).

Мб установлена исключительная неустойка, или напр., только возмещение реального ущерба (П.: перевозчики). Исключительная неустойка может устанавливать договором или законом. Уставом «перевозчиков» неустойка за не поставку вовремя товара.

П 2 ст 777 – ДАЖЕ реальный ущерб возвращается не полностью. Исполнитель по НИОКР по общему правилу, обязан возместить причинённые убытки в пределах стоимости работ, в которой выявлены недостатки, если договором не будет обусловлено, что выплате подлежат убытки в полной стоимости работ.

П 1 ст 902 – договором мб ограничена отв-ть поклажедателя за повреждение вещей, принятых на хранение.

П 2 ст 793 – Соглашение транспортных организаций с пассажирами и грузовладельцами об ограничении отв-ти перевозчика недействительны, за искл случаев, когда возможность такая предусмотрена транспортным уставом или кодексом.

П 2 ст 400 – правило для защиты прав гражданина – потребителя: соглашение об уменьшении размера отв-ти лица, для которого обязательство связано с осуществлением предпр. Деятельности, явл ничтожным в 2 случаях:

1) Когда размер отв-ти определен законом за данное нарушение

2) Когда указанное соглашение заключено для наступления обстоятельств, влекущих ответственность за не надл или неисполнение обязательств

321 ГК – для обязательств, связ с предпринимательской деятельностью, утсановлена солидарная отв-ть! (общее правило)

Исключения:

1. Если на стороне подрядчика выступает одновременно 2 и более лиц, они несут перед заказчиком долевую отв-ть при делимости предмета доказательства.

2. Если предусмотрено договором.

Предпринимательская деятельность развивается только при твердых гарантиях и правовой защите государства. Совокупность правовых способов защиты прав и интересов предпринимателей является неотъемлимой составной частью правового режима предпринимательской деятельности, поэтому правовой режим предпринимательства наряду с другими задачами регулирования предпринимательских отношений должен быть ориентирован на решение следующих основных задач, касающихся прав и интересов предпринимателей:

1. установление общего запрета чинить препятствия предпринимательской деятельности, не запрещенной законом; запрет обращен к неограниченному кругу лиц.

2. введение мер ответственности для лиц, которые посягают на интересы предпринимателей (ст. 169 УК – действия против осуществления предпринимательской деятельности: неправомерный отказ в гос регистрации, отказ в выдаче лицензии и т.д.)

3. обеспечение восстановления имущественного положения предприниматель, права которого нарушены, то есть убытки должны быть полностью возмещены, понятие и состав убытков – ст. 15 ГК – охватывает все возможные имущественные потери предпринимателя, включая неполученные доходы.

Пленум ВС и ВАС – состав реального ущерба – фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенных прав, а размер неполученного дохода должен определяться с учетом разумных затрат, которые кредитор должен был произвести, если исполнение обязательств было надлежащим.

Достижение оперативности в принятии мер по защите прав предпринимателя, его интересов. Меры должны быть правовая защита должна быть демократичной для обеспечения реального применения мер.

Имущественные права и интересы (вещные права), неимущественные права и интересы (ст. 150 ГК) организационно – предпосылочные права и интересы.

Государственные органы, осуществляющие защиту прав и интересов:

· органы судебной системы (арбитражные суды, суды общей юрисдикции)

· ГОИВ (рассматривают вопросы в административном порядке)

· Частно-правовой порядок (третейские суды, МКАС)

Защита прав субъектов предпринимательской деятельности осуществляется в рамках законодательства, определяющего способы и формы защиты.

Способы защиты прав – закрепленные законом материально-правовые и процессуальные меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление или признание нарушенных или оспариваемых прав и осуществляется воздействие на правонарушителя.

Ст.12 ГК закрепляет перечень защиты гражданских прав, заспространенных и на предпринимательские отношения.

Можно классифицировать способы защиты прав и интересов предпринимателя:

1. материально-правовой – способы действий по защите прав в соответствии с охранительными нормами материального права. Пресекательные – связаны с принудительным прекращением противоправных действий, причиняющих убытки, угрозу таких последствий, признание недействительным акта гос органа или ОМСУ. Способы, направленные на признание за субъектом определенных прав, восстанавливающих положение до нарушенного права (признание права, оспаривание сделки недействительной, исполнение обязательств в натуре, исполнение обязательств, возмещение убытков). Штрафные – санкции за противоправное поведение.

2. процессуальный – реализация законодателем установленной компетенции юрисдикционного органа в виде актов, имеющих своей целью установление, признание или подтверждение прав или юридических фактов, восстановление нарушенных прав субъектов правоотношений.

Самозащита – совершение управомоченным лицом незапрещенных законом действий фактического порядка, направленных на охрану его личных прав и интересов, интересов других лиц и государства (действия направленные на охрану имущества, действия в состоянии необходимой обороны, крайней необходимости). Меры фактического характера могут быть предусмотрены законом, или вытекать из общественных отношений.

Самозащита – меры, реализуемые лицом самостоятельно, без обращения к правонарушителю, суду, другим органам и выражающееся в наступлении для правонарушителя неблагоприятных экономических и организационно-технических последствий, если это прямо предусмотрено законом, договором (отказ от принятия просрочки исполнения удержания имущества должником, списание средств со счета должника)

Форма защиты – комплекс внутреннесогласованных организационных мероприятий по защите субъектов предпринимательских и охранных интересов; то есть определяемая законом деятельность компетентного органа по защите прав и интересов (установление фактических обстоятельств, определение способов защиты, вынесение решения).

Формы защиты делятся на:

1. судебная (арбитражные суды, суды общей юрисдикции, третейские суды), специальная (административные органы)

2. другая точка зрения - судебная (конституционный суд, суды общей юрисдикции, арбитражные суды), внесудебная – третейское разбирательство, нотариальная деятельность, досудебное рассмотрение споров.

3. юрисдикционное – суды; неюрисдикционное – претензионный досудебный порядок рассмотрения споров, нотариальная деятельность.

Правовые средства регулирования экономических отношений обеспечивают создание правового режима осуществления ПД. Такими правовыми средствами являются:

1. установление норм, правил, стандартов поведения предпринимателей в сфере экономической деятельности;

2. осуществление контроля за соблюдением этих правил;

3. применение мер ответственности в случае нарушения установленного правопорядка, прав и интересов др. лиц.

Ответственность – совокупность мер гос принуждения (санкций), которые предусмотрены нормами права и влекут для предпринимателя негативные последствия в виде лишения прав вследствие нарушения им правопорядка или законных прав и интересов иных лиц в ходе осуществления ПД.

Цель установления:

-стимулирование предпринимателей к соблюдению установленных процедур, правил, нормативов, стандартов и иных требований;

-наказание за несоблюдение;

-восстановление нарушенных прав и интересов др. лиц;

-предотвращение нарушений.

Признаки ответственности:

- принудительный характер применения,

-выражение в установленных государством нормах,

-сопровождение ответственности применением санкций имущественного характера.

Ответ-ть предпринимателя – санкция, которая применяется к правонарушителю в виде возложения на него дополнительной обязанности (выплата штрафа, неустойки, убытков, процентов) и лишения принадлежащего ему права, влекущий для него неблагоприятные последствия. Меры ответ-ти могут вести и к ограничению или прекращению правосубъектности предприн-ля. К таким мерам относятся:

1.ликвидация ю/л по решению суда (осуществление деятельности без лицензии; деятельности, запрещенной законом; с неоднократными или грубым нарушением закона)

2.реорганизация по решению суда или гос органов;

3.приостановление лицензии в случае выявления неоднократных либо грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований;

4.аннулирование лицензии по решению суда;

5.применение уголовного наказания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью, занимать определенную должность, лишение свободы;

6.ограничение ПД или отдельных операций.

Принципы ответственности:

1)определение размера в зависимости от хар-ра правонарушения, степени вины, размера причиненного вреда и т.д. (принцип индивидуальности наказания),

2)ответственность не должна чрезмерно ограничивать свободу ПД, а должна быть мерой воздействия (справедливости);

3)независимость вида ответственности за аналогичное правонарушение от того, в какой форме осуществляется ПД(равенства перед законом);

4)предприниматель не должен более 1 раза подвергаться привлекаться к ответственности за 1 и то же деяние;

5)ответственность устанавливается при условии ограничения прав и свобод предпр-ля в соответствии с конституционными целями.

Условия наступления ответственности (в совокупности):

1. противоправность поведения предпринимателя, которая заключается в нарушении объективных норм права и основанных на них субъективных прав иных лиц,

2. нарушение публичных интересов в форме требований зак-ва или законных прав и интересов частных лиц,

3. причинная связь,

4. вина правонорушителя.

Рисковый характер, персональный риск – как исходная точка.

Государство, наряду с содействие предпринимательской деятельности должно обеспечивать его защиту.

Совокупность правовых способов защиты, прав и интересов предпринимателей – неотъемлемая составная часть правового режима предпринимательской деятельности.

В целях обеспечение защиты прав предпринимателей правовой режим предпринимательства, наряду с решением др. задач, дб ориентирован на решение таких задач, как установление общего запрета чинить препятствия предпр. деятельности, не запр. Законом, запрет дб обращен к любым лицам, субъектам, вкл должностных лиц, ОГВ. Запрет такой установлен о защите конкуренции.

Ответственность для лиц, которые посягают на интересы предпринимателей.

Возможность восстановления имущ положения предпринимателя, права которого нарушены = возмещение убытков.

Защита прав предпринимателя - совокупность нормативно установленных мер по восстановлению или признанию нарушенных или оспариваемых прав, которые осущ в опр. формах, опр. способами, с применением к нарушителю мер юр. отв-ти, а также применением механизма по практической реализации и исполнимости указанных мер.

Предмет защиты – нарушенные или оспариваемые права и законные инетерсы лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью

Право на защиту – предоставленное право управомоченному лицу возможность применение мер правоохранительного характера для восстановления его нарушенного или оспариваемого права.

Меры можно разделить на процессуальные и материально-правовые.

 

Материально-правовые:

- право на самозащиту

- право на использование мер оперативного воздействия

- право на обращение к компетентным гос. органам с возможностью применение мер принудительного характера

 

Процессуально – правовые:

-право в договорном порядке утвердить орган для разрешения конфликтов

- процессуальная реализация материально-правовой возможности обращения к компетентным органам.

 

Защита прав предпринимателей и х интересов осуществляется в уст законом порядке. Т.е. применяется надлежащая форма и способы защиты.

(Триушникова)

Форма защиты – определенная законом деятельность компетентных органов по защите права

Способ защиты – категория материального регулятивного права

 

Способ защиты (доктрина) – закреплённые законом меры принудительного характера посредством которых производится восстановление либо признание нарушенных, оспариваемых прав и осуществляется воздействие на правонарушителя. (ст 12, 16 ГК)

 

Способы защиты делятся на:

I. Пресекательные. П.: неприменение судом акта гос. органа, противоречащему закону.

II. Штрафные – применение к нарушителю санкций за неправомерное поведение: неустойка, обращение незаконно полученного предмета в доход государства, процент за пользование ден. средствами.

III. Восстановительные – признание права, признание оспоримой сделки недействительной, присуждение исполнения обязанности в натуре, компенсация морального вреда, возмещение убытков.

 

Самозащита выделяется отдельно. Кто – то сводит к необходимой обороне или крайней необходимости (по ГК). Допускается при условии, что способы самозащиты допустимы и соответствуют нарушениям.

Самозащита предпринимательской деятельности - меры, реализуемые лицом с/ст без обращения к суду, иному органу, и выражающиеся в наступлении к правонарушителю неблагоприятных последствий экономического, имущественного характера.

П.: удержание имущества должника, безакцептное списание средств должника, отказ от принятия просроченного исполнения.

 

Форма защита – комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов.

Виды:

1) Судебные (арбитраж, третейский, общий)

2) Специальные (адм органы)

 

Губин и Лохно:

1. Судебная защита (восстановление нарушенного или оспариваемого права общим, арб и конст. судами)

2. Внесудебная защита (нотариальная защита, третейский суд, досудебный претензионный порядок урегулирования спора)

Основной порядок – судебный. Остальное все – исключение.

Арбитражный суд рассматривает дела с участием юр. лиц и ИП, а в случаях предусмотренных АПК и иными ФЗ (закон о банкротстве) арб суд может рассматривать и дела с участием граждан без статуса ЮЛ или ИП (в т.ч. ОМСУ, ОГВ)

2 критерия для подведомственности:

ü характер правоотношений – связанные с предпринимательской, экономической деятельностью

ü Субъектный состав участников спора

ü Все остальные могут обратиться в су, если это прямо предусмотрено законодательством.

Не рассматривается в арбитражном суде:

Ø Спор возник не в связи предпринимательской деятельности,

Ø Одной стороной спора явл не ЮЛ или ИП

Ø Если гражданин предприниматель, но спор возник не в связи с осущ им предпринимат. деятельности

Ø С момента прекращения действия гос регистрации ИП дела, связанные с ранее осущ ПД рассматриваются судами общей юрисдикции, если только они не были приняты к производству арб. Судом до момента прекращения регистрации.

Суд общей юрисдикции рассматривает:

Несогласие с нотариальным удостоверением

Споры с уч ин. организаций, ин. инвестиции, (но они могут также рассматриваться и в АС при наличии соглашения между государствами или договора между сторонами)

Досудебный порядок урегулирования спора

(Претензионный порядок)

Претензионный порядок - частный случай досудебного порядка урегулирования спора. А раньше были как синонимы.

Сейчас утратило силу положение о претензионном порядке, 1992, и такой порядок может применяться по соглашению сторон или по ФЗ.

«+» Оперативный способ

«-» если сторона хочет в суд, то все равно дотянет до суда.

 

Спор передается в АС только после соблюдения такого порядка, если такой порядок предусмотрен в договоре или в ФЗ.

Досудебный претензионный порядок – форма защиты гр. прав, которая заключается в попытке урегулирования спорных вопросов непосредственно между предполагаемым кредитором должником по обязательству до передачи дела в АС или иной компетентный суд.

Освобождены от досудебного порядка:

3 лица, заявл с/ст требования на предмет спора

Стороны при замене не надлежащей стороны

 

П 2 статьи 452 ГК – требования о расторжении договора мб заявлено в суд только после получения отказа др стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо не получение в срок указанных предложений либо отсутствие ответа в 30 – дн срок. Т.Е. направляется не претензия, а предложение изменить договор.

Особый случай: ст 777 – ОБЯЗАТЕЛЬНО применение претензии в порядке по транспортному уставу или кодексу.

 

Порядок соблюдения досудебного разрешения споров состоит из Этапов:


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.057 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал