Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Единица.
Вселенная, рассматриваемая как предмет одушевленный, состоит из трех начал: Бога, Человека и Природы, или по выражению герметической философии: Первообраза, Макрокосма и Микрокосма 3. Человек назван микрокосмом или малым миром, вследствие того, что соединяет в себе аналогически все законы, управляющие вселенной 4.
1 " Единственное начало вселенной - это Отец триады, воспринимаемой разумом" (Porphyre, III-й век) 2 См сочинение Дионисия Ареопагита 3 " Есть три мира мир первообразов, мир микрокосма и мир макрокосма, иначе говоря, Бог, Природа и Человек " (R Fludd, XVI век) 4 " В человеке содержится весь мир, называемый Микрокосм, потому что он содержит в миниатюре все части вселенной Так, голова соответствует эмпирею, грудь - эфирному или среднему небу и желудок - царству элементов" (R Fludd, XVI век)
Природа служит точкой опоры и центром главнейших проявлений других начал. Человек, влияющий действием на природу, словом - на других людей и возвышающийся молитвой или созерцанием к Богу, составляет связующее звено творения с Творцом. Бог, обнимающий промыслом своим области, в которых свободно действуют другие начала, господствует над вселенной, приводя все ее элементы к единству управления и действия. Бог проявляется во вселенной провиденциальным действием, озаряющим человека на жизненном пути, но не могущим динамически сопротивляться ни одной из двух первоначальных сил
(" Природа первенствует при нашем рождении дает нам отца, мать, братьев, сестер, родственные связи, положение в обществе Все это не зависит от нас и для толпы - дело случая, но для философа-пифагорейца это последствия порядка сурового и неодолимого, называемого Судьбою или Неизбежностью " 'Пифагор противопоставлял этой принуждающей природе природу свободную, действующую на вынужденное положение, как на необделанную материю, видоизменяя ее и получая по желанию дурные или хорошие результаты Эта вторая природа была названа Могуществом или Волей это она управляет жизнью человека и направляет его поведение по элементам, которые первая ей доставляет." " Неизбежность и Могущество - вот, по Пифагору, два противоположных двигателя в подлунном мире, куда человек сослан Эти два двигателя извлекают свою силу из высшей причины (называвшейся у древних Немезидой) - из главного повелителя, которого мы называем Провидением " (F d'Olivet, " Vers dores", 5 examen)
Человек проявляет себя во вселенной действием воли, которая позволяет ему бороться против рока и делать условия своего рождения помощниками своих планов. В применении своих желаний к внешнему миру, человек свободен призывать на помощь свет Провидения или пренебрегать им. Природа проявляется во вселенной через влияние судьбы, которая увековечивает неизменным образом и точно определенным порядком главные типы, составляющие основу действия. Факты принадлежат к области природы, Законы - к области человека, а Начала - к области Бога. Бог творит только в принципе; природа развивает эти принципы и устанавливает факты, человек же своей волей и способностями устанавливает сношения, объединяющие факты с принципами, преобразует и совершенствует эти факты, создавая законы. Но самый, даже простой, факт есть начало, исходящее от Бога и измененное природой, и человек всегда может восстановить связь видимого факта с невидимым началом, посредством изъяснения закона (основание аналогического метода). Пароход спущен на неизмеримый океан и плывет к цели, пределу пути. Все, что находится на пароходе, несется с ним вперед; и, однако, каждый свободен в своей каюте устроиться по желанию. Каждый может взойти на палубу или спуститься в трюм. Движение вперед совершается день за днем общей массой, но каждая отдельная личность свободна в круге своих действий. На корабле находятся все классы общества, начиная с бедного эмигранта, спящего не раздетым в мешке, и до богача, занимающего прекрасную каюту; но быстрота хода для всех - богатых и бедных, взрослых и детей - равна, и все одновременно достигнут цели путешествия. Бессознательная машина действует согласно точным законам, двигая весь механизм. Слепая сила - пар, вмещающаяся в трубах и металлических органах и приводимая в действие особым двигателем - жаром, оживляет машину. Воля, господствующая над органами машины и над собранием пассажиров и управляющая всем, - это капитан. Равнодушный к поступкам пассажиров, с глазами, устремленными в направлении достигаемой цели, капитан направляет громадное судно, отдавая приказания целой армии своих подчиненных. Вселенную можно сравнить с громадным кораблем, управляемым Богом; природу, совершающую свой путь, согласно неизменным законам - с машиной, а пассажиров - с людьми. Общий прогресс существует всюду, но каждое человеческое существо свободно действовать в круге, обозначенном его судьбой. Таково довольно ясное изображение, представляемое поучениями оккультизма по этому вопросу.
|