Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






III. Чтение и рецензирование сочинений.






Материал приводится в приложении к уроку.

 

Приложение: Сочинения учащихся и варианты рецензий

Теория Раскольникова: «твари дрожащие» и «право имеющие»

Федор Михайлович Достоевский — величайший русский писатель, страстный поборник идей гуманизма и справедливости. Максим Горький писал о нем: «Гениальность Достоевского неоспорима, по силе изобразительности его талант равен, может быть, только Шекспиру».

Роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского — это произведение, посвященное истории того, как долго и трудно шла через страдания и ошибки душа к постижению истины

Для Достоевского, человека глубоко религиозного, смысл человеческой жизни заключается в постижении христианских идеалов любви к ближнему.

Если рассмотреть преступление Раскольникова с этой точки зрения, то можно понять, что Достоевский выделяет в нем в первую очередь факт преступления нравственных законов, а не юридических. Родион Раскольников — человек, по христианским понятиям являющийся глубоко грешным. Имеется в виду не грех убийства, а гордыня, нелюбовь к людям, мысль о том, что все — «твари дрожащие», а он, возможно, «право имеющий».

«Право имеющие» используют другие средства для достижения своих целей.

Грех убийства, по Достоевскому, вторичен. Преступление Раскольникова — это игнорирование христианских заповедей. Следовательно, в глазах Достоевского, Раскольников совершает первое главное преступление — перед Богом, второе — убийство — перед людьми.

На страницах романа автор подробно исследует теорию Раскольникова, которая привела его в жизненный тупик.

Теория эта стара как мир. Взаимосвязь между целью и средствами, которые могут быть употреблены для достижения этой цели, исследовались давно. Еще Ницше придумал для себя лозунг: «Цель оправдывает средства». Именно это высказывание и является основным аргументом в теории Раскольникова. Испытывая определенные материальные сложности, он решает убить старуху Алену Ивановну, ограбить и получить средства для достижения своих целей. При этом он постоянно мучается одним вопросом имеет ли он право на преступление юридических законов. Согласно его теории, он имеет право перешагнуть через иные препятствия, чем те, которые требуют исполнения его идеи («спасительной, может быть, для человечества»).

Итак, «обыкновенный» или «необыкновенный» человек Раскольников?

Этот вопрос его волнует более старухиных денег.

Естественно, что Достоевский не согласен с философией Раскольникова. Автор заставляет и его самого в ней разубедиться. Можно сказать, что сюжет романа имеет зеркальный характер: сначала преступление христианских заповедей, потом убийство, затем истинное раскаяние, очищение, воскрешение для новой жизни.

В итоге Раскольников смог постичь ошибочность собственной теории и возродиться к новой жизни, так же как и сам Достоевский обрел истину через страдание. Необходимость страдания на пути постижения смысла жизни, обретения счастья — это и есть философия Достоевского. Достоевский, веря в искупительную, очищающую силу страдания, раз за разом, в каждом произведении вместе со своими героями переживает его. Проводником философии Достоевского в романе «Преступление и наказание» является Соня Мармеладова, вся жизнь которой — самопожертвование. Силой любви и способностью терпеть любые муки она возвышает Раскольникова до себя, помогает ему воскреснуть.

Философские вопросы, над решением которых мучился Родион Раскольников, занимали умы многих людей. Ницше создал теорию «суперчеловека», которому все позволено. Мне кажется, что именно она послужила основой для создания фашистской идеологии, которая принесла неисчислимые бедствия всему человечеству.

Поэтому гуманистическая позиция Достоевского, хотя и скованная рамками религиозных воззрений автора, имеет огромное значение.

Достоевский показал внутренний духовный конфликт: рационалистическое отношение к жизни («теория о сверхчеловеке») вступает в противоречие с нравственным чувством, с духовным «Я». Для того чтобы остаться человеком среди людей, необходимо, чтобы победило духовное «я» человека.

Рецензия. В сочинении «Теория Раскольникова: «твари дрожащие» и «право имеющие» ученик ставит философский вопрос: обыкновенный или необыкновенный человек Родион Раскольников.

Путем умозаключений приходит к выводу, что теория сверхчеловека находится в страшном противоречии с нравственным чувством, с духовным «я».

Сочинение написано логично, хорошим литературным языком; в нем выражена личностная позиция автора.

 

Петербург в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Мотив Петербурга, образ Петербурга в произведениях Достоевского — неизменный мотив, неизменный образ. Поэтому понятие «Петербург Достоевского» давно и прочно вошло в обиход критиков и исследователей русской литературы. Всякий, кто хоть раз бывал в «северной Пальмире», читая петербургские романы Достоевского, мысленно обязательно проецирует происходящие в них события на улицы и площади реального Петербурга, ведь писатель часто с топографической точностью указывает адреса своих героев и маршруты их передвижений по городу. Петербург Достоевского — это не литературный двойник реального города, а целый своеобразный мир, «умышленный» город, живущий напряженной внутренней жизнью, в котором страдают от унижений и оскорблений, терзаются над «проклятыми вопросами бытия» герои романов писателя.

Роман открывается действием, которое происходит в грязных петербургских трущобах, где страдают и мучаются бедняки: мелкие чиновники, студенты — «лохматники», женщины, отвергнутые обществом, оборванные, голодные, нищие дети. Везде «темно, душно, грязно», «грязь, вонь и всякая гадость».

Петербург каморок, лестниц, публичных домов, кабаков, рыночных площадей, страшный Петербург давит на человека, глубоко враждебен и неприятен всему здоровому. Петербург Достоевского — своеобразный герой романа, жестокий и антигуманный.

В романе «Преступление и наказание» мы с первой страницы оказываемся на грязных петербургских улицах, вместе с Раскольниковым заходим в темные «колодцы» и глухие дворы, поднимаемся по узеньким лестницам, попадаем в распивочные, трактиры, доходные дома, столь густо заселенные, что они порой напоминают Ноев ковчег. Даже зной, духота и зловоние — неизменные атрибуты жаркого петербургского лета — используются Достоевским не столько в качестве характеристики обстановки действия, сколько как выражение психологического состояния человека, чувствующего себя запертым в этом «каменном мешке». Очень важное значение имеет в романе описание жилища Раскольникова. Это маленькая комнатка с убогой обстановкой, напоминающая то гроб, то шкаф. Герой ощущает себя в ней словно в тюрьме и постоянно испытывает потребность выйти из этих мрачных стен. Правда, и вне пределов своей «конуры» он не находит облегчения: именно в такой обстановке и могла зародиться теория Раскольникова, приведшая его в конечном итоге к преступлению.

Ничем не лучше и комнатушка в самом конце лестницы, на самом верху, под крышей, в которой ютится семейство Мармеладовых. Достоевский вновь предельно точен в ее описании: читатель запомнит и «закоптелую дверь», и «дырявую старую простыню», служившую в качестве перегородки. Дело не только в нищете, которая является неизбежным уделом бедняков. В сущности, у героев Достоевского вообще нет дома как такового, самое большое, чем они обладают, — это временное пристанище, в котором сами они чувствуют себя крайне дискомфортно. Однако какими бы убогими и жалкими ни были их углы, перспектива быть выброшенными на улицу, остаться вовсе без крыши над головой еще страшнее. А эта угроза постоянно витает и над Раскольниковым, и над Разумихиным, и над, Мармеладовыми, и над тысячами таких же, как они, парий общества. О Раскольникове, например, сказано, что он нанимал каморку «от жильцов», то есть у тех, кто сам не имеет собственного дома и, в свою очередь, снимает квартиру. Это не только точная деталь, но и символ крайней неудовлетворенности, неукорененности героев.

Встав на точку зрения своих «маленьких героев», Достоевский почти демонстративно избегает парадных городских пейзажей, описания архитектурных красот столицы. Когда же Раскольников вдруг выходит на набережную Невы и обращается лицом к Зимнему дворцу, он чувствует, что от этой великолепной панорамы на него «веет необъяснимым холодом», «духом немым и глухим» полна для него эта картина. Напротив, большое значение в романе приобретают сцены, разворачивающиеся в многолюдных местах. Достоевский часто выносит действие на улицу, на площадь, в распивочные. На фоне этого постоянного многолюдья еще острее воспринимается одиночество не только главного героя, но и большинства других персонажей романа. Изображаемый Достоевским мир петербургской жизни — это мир всеобщей некоммуникабельности, непонимания, равнодушия людей друг к другу. Исключения из этого правила редки, но оттого тем более ценны. Исповедь Мармеладова постоянно прерывается насмешками распивочной, и только Раскольников оказывается способен выслушать и понять этого несчастного человека. Заламывая руки, бьется в истерике Катерина Ивановна, а для собравшейся поглазеть толпы происходящее — это лишь своего рода спектакль, забава. Видно, прав был Мармеладов, когда говорил о том, как страшно человеку, «коли идти больше некуда». А сколько еще эпизодических персонажей, на одно лишь мгновение попадающих в поле зрения писателя, судеб встречаем мы в романе: это и ребенок, «надтреснутым голосом» распевающий «Хуторок» под аккомпанемент шарманки, и утопленница, бросившаяся с моста в реку, и преследуемая франтом, ищущим известных удовольствий, пьяная девочка на бульваре, и переругивающиеся между собой оборванцы, и пьяный солдат с папироской, и многие другие.

Все эти беглые зарисовки, постепенно складывающиеся в целостную картину мрачной, бездушной жизни, помогают лучше понять, чем рождена теория Раскольникова. Ведь она не просто игра ума, но и бунт против бесчеловечной жизни, окружающей героя со всех сторон. Вчитываясь в так называемые кассовые сцены романа, вдумываясь в отношения людей друг к другу, мы все яснее понимаем, что главная проблема изображенной Достоевским «злой жизни» заключается не столько в нищенских условиях существования большинства персонажей его романа, сколько в атмосфере всеобщего равнодушия, утраты человечности, высоких нравственных начал. Образ Петербурга, образ современной Достоевскому жизни становится воплощением этого кризиса человечности. Петербург Достоевского — город, в котором невозможно жить: он бесчеловечен. Куда бы ни повел нас писатель, мы попадаем не к человеческому жилью. Ведь жутко жить не только в «гробу», который снимает Раскольников, но и в «уродливом сарае» Сони, и в «прохладном углу», где обитает Мармеладов, и в отдельном номере, «душном и тесном», в котором проводит свою последнюю ночь Свидригайлов. Это город уличных девиц, нищих, бездомных детей, трактирных завсегдатаев — тех, кто обречен на повседневную трагическую жизнь. Атмосфера Петербурга Достоевского — атмосфера тупика и безысходности.

Рецензия. Сочинение «Петербург в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» на примере фактического материала романа раскрывает образ «умышленного» города, города трагических противоречий, города страданий, нищеты, преступлений.

Автор сочинения страдает вместе с писателем за судьбы униженных и оскорбленных. Сочинение строится логично, последовательно, части его соразмерны. Язык сочинения лаконичен, ярок.

 

Список литературы

1. Белкин А. «Роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание». Разборы и анализы. — М., 1969.

2. Белов С. В. «Роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание». Комментарий. 2-е изд. — М., 1971.

3. Волкова Л. Д. «Роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание» в школьном изучении». Л., Просвещение, 1977.

4. «Ф. М. Достоевский в портретах, иллюстрациях, документах». Под ред. Нечаевой. — М., 1972.

5. Распопин В. Б. «Изучение в школе романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Методические указания для учителей-словесников национальных школ. — Ижевск, 1971.

6. «Летопись жизни и творчества Ф. М. Достоевского». В 3-х тт. — М., 1993-1996.

7. Селезнев Ю. И. «Достоевский» - М., 1981 — Серия «ЖЗЛ».

8. Фогельсон И. А. Литература учит. 10 кл. Книга для учащихся. — М., Просвещение, 1990.

9. Айзерманн Л.С. Письмо шестое. РЯШ, № 1, 2, 1998, с. 39-42.

10. Айзерманн Л.С. Письмо пятое. — РЯШ, № 6, 1997, с. 38

11. Тарасов Б. Н. «Два пути Родиона Раскольникова: Закон «я» и «закон любви». — ЛШ, № 1, 1999, с. 26, ЛШ, № 3, 1999, с. 32.

 

Вариант проведения уроков 16-30 (84-98).

Уроки по роману Ф. М. Достоевского «Идиот»

Урок 16 (84). История создания романа «Идиот».


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал