Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ход урока. В ходе урока учащиеся выступают по вопросам плана, составляют таблицу, записывают тезисы и опорные схемы — конспекты.






В ходе урока учащиеся выступают по вопросам плана, составляют таблицу, записывают тезисы и опорные схемы — конспекты.

 

Нет величия там, где нет простоты добра и правды.

Л. Н. Толстой

 

I. Исторические взгляды Л. Н. Толстого и их отражение в романе «Война и мир».

1. Народ (в понимании Толстого) — главная решающая сила в истории.

2. Основной критерий оценки исторической личности — отношение к народу, понимание его.

3. Простота, добро, правда — составные элементы величия.

 

III. Образы Кутузова и Наполеона в идейной направленности романа «Война и мир».

Кутузов — истинный вождь, избранный народом. Наполеон — олицетворение антинародных интересов, законов.

 

Кутузов Наполеон
1. Полководец народной войны, воплощение народной мудрости и патриотического чувства. 2. Полное подчинение интересам России и народа: а) скромность и простота; б) искренность и правдивость; в) близость к простым людям, знание и понимание их чувств; г) проявление мудрости и таланта полководца в поддержке нравственного духа русского войска; д) гуманное отношение к побежденным; 3. Верность долгу и армии. 4. «Простота, доброта и правда» во внешнем облике Кутузова 1. Командующий армией грабителей, мародеров и убийц, «ничтожнейшее орудие истории», «человек с помраченной совестью». 2. Законченное проявление культа личности, мания величия: а) самовлюбленность, высокомерие, тщеславие. б) лицемерие, фальшь, позерство; в) равнодушие к судьбам окружающих, эгоцентризм. г) война — игра, а люди — пешки, которых следует лишь правильно расставить и правильно двигать; д) жестокость и вероломство Наполеона и его армии. 3. Предательство по отношению к своей армии. 4. Сатирические краски при описании портрета Наполеона

 

Тезисы:

1. Народ в понимании Толстого — решающая сила в истории. Поэтому главным критерием наружности или ненужности человека в войне 1812 года является отношение к народу, понимание его. Известно, что Толстой отрицал роль личности в истории. Но говорить о полном отрицании нельзя: он, отрицая произвол личности, нежелание считаться с волей народа, отрицал личность, ставящую себя над народом. Если же действия личности исторически обусловлены, то она играет определенную роль в развитии исторических событий.

2. Кутузов и Наполеон — нравственные полюсы романа — эпопеи: автором утверждается величие полководца народной войны и развенчивается командующий армии грабителей, мародеров и убийц.

3. Вместе с армией, с русским народом Кутузов защищает свободу и национальную независимость России. Армия оккупантов вдохновляется жаждой грабежа, обогащения, а их командующий — идеей мирового господства, культом своей личности, манией вели чия. Сила Кутузова как полководца в его глубокой вере в патриотизм русского народа, в его силу и мужество перед лицом захватчиков, в убежденности, что враг должен быть и будет изгнан. Ставка Наполеона — на самые низменные инстинкты солдат его разноплеменной армии: приобрести имение в России, награбить богатства, вести пьяную, разгульную жизнь... «Это была толпа мародеров, из которых каждый вез или нес с собой кучу вещей, которые ему казались нужны и ценны... Цель каждого из этих людей... состояла в том, чтобы удержать приобретенное». (т. III, ч. III, гл. 26).

4. Хотя Кутузов (как он изображен в романе) и не придает решающего значения своему «я», однако показан Толстым не пассивным, а активным, мудрым и опытным полководцем, который своими распоряжениями помогает росту народного сопротивления, укрепляет дух войска. «...он все выслушает, все запомнит, все поставит на свое место, ничему полезному не помешает, ничего вредного не позволит..., а главное, — думал князь Андрей, — почему веришь ему, — это то, что он русский...» (т. III, ч. II, гл. 16). Для Наполеона война — это игра, а люди — пешки в этой игре. Они подчиняются воле полководца — сверхчеловека, который тем якобы определяет ход исторических событий.

5. С молчаливого согласия Наполеона его армия в Москве ворует, грабит, насилует, убивает невинных людей — жителей Москвы. Более того: предписывая всем своим войскам для заготовки продовольствия поочередно ходить в Москву мародерствовать, Наполеон издает приказы и распоряжения, запрещающие воровство и грабеж населений. А Кутузов обращается к русским солдатам и офицерам, преследующим разгромленного врага: «Пока они были сильны, мы их не жалели, а теперь и пожалеть можно. Тоже люди...» И это гуманное чувство к поверженному врагу замечает Толстой, лежало в душе каждого солдата». (т. IV, ч. IV, гл. 6).

6. В самые тяжелые дни для России Кутузов с солдатами, с народом. «Последней степенью подлости» называет Толстой бегство «великого императора» от геройской (т. IV, ч. II гл. 18).

7. Толстой рисует Кутузова человеком простым и скромным, искренним и правдивым, близким и понятным солдатам. Наполеон, играющий роль властелина мира, самовлюблен, высокомерен, тщеславен. Человек фальшивый, лицемерный, он глубоко равнодушен к судьбам окружающих, эгоцентричен до мозга костей (эгоцентризм — крайняя форма проявления эгоизма). В поведении Кутузова нет ничего показного, бьющего на эффект. Речь его проста, понятна каждому солдату. Одна из характерных черт Наполеона — актерство, позерство. Речь его напыщенна, отличается фальшивой риторикой.

8. В портрете Кутузова автор отмечает тучность, грузность, старческую слабость полководца, но именно эти детали делают его облик естественным, человечным, близким; в его внешности проявляются его нравственные качества: простота, доброта, правдивость. Портрет Наполеона же дается в сатирических красках: маленький человечек с притворной улыбкой, жирные плечи и ляжки. Круглый живот, бесцветные глаза...

9. Отрицание величия Наполеона в романе идет рядом с осуждением войны. Слава от завоеваний, завоевания ради славы, по мнению Толстого, бесчеловечны. Именно поэтому Наполеону противопоставляется Кутузов, истинно народный полководец, величие которого в его простоте, скромности, подлинном гуманизме.

 

IV. ОСК «Кутузов».

Пояснение для учителя:

Кутузов в 1805 году предстает перед нами умудренным опытом учеником Суворова. Это именно он, Кутузов, своими правильными действиями и распоряжениями спасает русскую армию после капитуляции Макка и сдачи Вены Наполеону. Но при этом видно, что никакого сражения на этой чуждой русскому духу земле он проводить не хочет. Он как могучая пружина, которая готова в любую минуту победно распрямиться, но пока постоянно сдерживается.

И вот 1812 год: Отечество в опасности. Происходит подлинный взрыв полководческого таланта Кутузова. Это именно он, который не любит громких слов, посылая Багратиона задержать французов, напутствует его возвышенной фразой: «Благословляю тебя на великий подвиг!» Это он приказывает оставить Москву, говоря, что все равно заставит французов поверить в силу русского оружия. Он первый понимает значение бедствий французской армии после Бородина и потому продолжает утверждать, что Бородинское сражение было победой. Это он употребляет все свои силы на то, чтобы удержать русскую армию от бесполезных сражений, т. к. понимает: после бегства врага из Москвы бессмысленно «терять свои войска для уничтожения французских армий, уничтожавшихся без внешних причин...» Во всех своих начинаниях именно он полно выражает волю и дух русского народа. Именно на это время приходится максимальное, победной растяжение «пружины» его полководческого дара — на 1812 год.

С изгнанием врагов с территории России и вступлением русских войск в Европу, с началом европейской кампании (1813 г.) это «пружина» Кутузова уже ослабла, и снова, как в 1805 году, эта отечественная война уже «...Кроме своего дорогого русскому сердцу народного значения, должна была иметь другое — европейское», «...представителю русского народа после того, как враг был уничтожен, Россия освобождена и поставлена на высшую ступень своей славы, русскому человеку, как русскому, делать больше было нечего... И Кутузов умер».

Вот таким был человек, который «...против воли государя и по воле народа... был избран (в самые опасные для России дни) главнокомандующим».

 

 

V. ОСК «Наполеон».

Пояснение для учителя:

Наполеоновская тема в романе соединена с курагинской. В исторической судьбе народов Наполеон играет ту же роль, что Курагины — в частной жизни людей. Как в первом, так и во втором случае «нельзя было знать, что хорошо, что дурно, что разумно и что безумно». Но Анатоль Курагин — «дурак». Самое же страшное, когда с таким же сердцем окажется человек умный и хитрый (Наполеон). Он, провозгласивший высокие идеалы равенства и братства, идеалы республики, сначала понравился своему народу, с идеалами добра и правды начнет триумфальное шествие по территории других государств, как бы совершая круг почета по Европе (проследи за стрелкой «Наполеон»). Но, в конце концов, он захочет абсолютной власти (стрелка «Россия») и погубит всю армию, в катастрофу ввергнет свой народ, заведет в тупик. Вот такое крутое падение ему придется пережить. А причиной всему, вглядитесь внимательно в конспект, — огромное «я» во всех его начинаниях «нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал