Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поведение Наполеона и Кутузова в битве (гл. 33-35)






Один из них, руководя, как ему кажется, сражением, отдает массу приказов, разумных самих по себе, но таких, «которые или уже были исполнены прежде, чем он делал их, или же не могли быть и не были исполняемы» (гл. 35), т. к. менялась обстановка, и приказ становился неверным. Стройные массы французских войск возвращались с поля боя «расстроенными, испуганными толпами», и Наполеон чувствовал, что страшный размах его руки падает бессильно. А Кутузов следит только за духом войска и руководит им, насколько может. Он отдает лишь те приказы, которые могут поддержать или усилить стойкость войска: приказывает оповестить войска о пленении Мюрата, о завтрашнем наступлении и т. д.

 

Ранение князя Андрея, его мужество (гл.36-37)

Как итог Бородинского сражения звучит вывод Толстого с нравственной победе русских. Зачитать (гл. 39).

 

IV. Проверочная работа по эпизоду «Бородинское сражение», (ч. II, гл. 19-39).

— Почему Толстой показал значительную часть событий Бородинского боя в восприятии Пьера?

— Какое значение имели для Пьера слова солдата: «Всем народом навалиться хотят...» гл. 20?

— Как раскрываются характеры исторических лиц и главных героев романа в центральной сцене — описании Бородинского боя?

— Каковы итоги прожитой жизни, которые князь Андрей подводит накануне сражения?

— Объясните слова князя Андрея: «пока Россия была здорова, ей мог служить чужой» гл. 25.

— Как вы понимаете мысли Пьера о скрытой теплоте патриотизма гл. 25?

— Как характеризует Наполеона сцена с портретом сына и фраза: «Шахматы расставлены, игра начинается завтра» гл. 26, 29?

— Как раскрывается истинный героизм народа в одном из эпизодов Бородинской битвы (на батарее Раевского)?

— С какой целью Толстой сравнивает Наполеона с игроком гл. 29?

— В чем видит автор силу и мудрость Кутузова гл. 35?

— Какой смысл вкладывает Толстой в слова о нравственной победе русского войска гл. 39?

 

Домашнее задание: (по вариантам)

Систематизировать материал по образам Наполеона и Кутузова.

Вопросы к образу Кутузова.

— Соответствуют ли реальным историческим личностям образы Кутузова и Наполеона в романе?

— Почему Толстой отрицательно относится к Наполеону и с любовью к Кутузову?

— Кому противопоставлены и на кого похожи в романе эти герои?

— Почему Кутузов в 1805 г. уклоняется от сражений, но дает Шенграбенское сражение?

— Почему он спит на военном совете перед Аустерлицем и активно действует в бою? Выполняются ли его приказы при Аустерлице?

— Докажите, что Кутузов — это «свой, родной человек» для народа.

— Есть ли противоречие между тем, как определяет Толстой роль Кутузова в Бородинском сражении и показанным Толстым же поведением Кутузова?

— Как Кутузов, не желая сначала отдавать Москву без сражения, приходит к этому решению?

— Претендует ли Кутузов на роль героя в истории?

— Покажите разницу в авторской оценке внешнего облика Кутузова и Наполеона.

— Одинаково ли отношение Кутузова к разным людям? Покажите, это на примере речи героя.

Вопросы к образу Наполеона.

— Как воспринимается Наполеон князем Андреем и Пьером в начале романа? Где и почему происходит крушение этого восприятия Наполеона как героя?

— Каково традиционное представление о внешнем облике Наполеона? Как Толстой рисует Наполеона?

— Знает ли Толстой что-нибудь положительное в реальном Наполеоне? Почему исключает это из образа своего героя? Чем руководствуется Наполеон, идя «с Запада на Восток убивать себе подобных»?

— Почему не исполняются «разумные» приказы Наполеона в Бородинском сражении? Все ли приказы его разумны?

— Замечает ли Наполеон других людей? Каково его отношение к самому себе?

— Покажите в нем актерство и лицемерие.

— Сравните речь Наполеона с речью Кутузова.

— Покажите, из каких художественных компонентов слагаются образы обоих полководцев?

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал