![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Цель модуляСтр 1 из 2Следующая ⇒
Практика № 8 Профессиональная проблемная ситуация Используя предложенный ниже материал, напишите рецензию по поводу организации учебного процесса в рамках предложенной авторской программы и раскрытия в ней требований к подготовке бакалавров с учетом нового ФГОС. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, оказали существенное влияние на требование к подготовке будущих специалистов, в частности учителей математики. Формирование в процессе обучения в педагогическом вузе мобильных и высококвалифицированных специалистов предполагает достижение нового качественного уровня высшего образования. В связи с этим актуальными задачами вуза становятся усиление взаимосвязи с рынком труда, обновление содержания, методик, среды обучения и средств оценивания его результатов. При таком подходе к организации учебного процесса в вузе не отрицаются привычные знания – умения – навыки, однако акценты переносятся на знание – понимание – навыки, в результате интегрирования которых формируются компетенции, определяемые в новом Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования «050100 Педагогическое образование» как способность и готовность личности к той или иной деятельности. Целостная природа компетенций предусматривает и целостность их освоения, которое принципиально отличается от традиционного подхода к отбору содержания образовательных программ и предполагает интеграцию изучения теории и приобретения практических умений в учебном процессе, принципиально иной среды обучения, которая должна стать обучающей средой, а также новых принципов и методов оценки. В российском образовании задачи повышения компетентности специалистов поставлены на государственном уровне в таких документах, как Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и Приоритеты развития образования в Российской Федерации. В концепции указано, что формирование содержания образования должно быть ориентировано на конечный результат; для этого необходимо реализовать технологии обучения, основанные на компетенциях. Технология модульного обучения является одной из таких технологий и позволяет придать гибкость и открытость учебному процессу в педагогическом вузе. Кроме того, в учебном процессе для формирования компетенций необходимо иметь возможность решать проблемы, относящиеся к реальной профессиональной деятельности учителя, использовать современные средства и методы обучения, образовательные технологии, средства оценивания результатов, осуществлять самодиагностику. В свою очередь, под модулем мы понимаем логически завершенную единицу учебного процесса, спроектированную на основе рефлексивного подхода, когнитивной визуализации и направленную на изучение фундаментальных понятий учебной дисциплины, самореализацию и саморазвитие студентов. Модульный принцип структурирования программы обучения представляет возможность автономного освоения каждой значимой группы компетенций. Вместе с тем преимущество использования технологии модульного обучения обусловлено тем, что она предполагает ясное описание результатов обучения, а весь учебный процесс направлен на достижение и оценку четко прописанных результатов. Благодаря этому обучение для студента становится прозрачным, он понимает, каким будет его результат. Поскольку компетенции представляют собой интеграцию знаний, умений, опыта и отношений, при описании требований к освоению каждого модуля надо вычленять знания, умения, профессиональные действия, которыми должен овладеть студент, т.е. те показатели составных элементов компетенций, которые могут быть измерены и реально сформированы в ходе обучения. Именно знания и умения являются основными объектами анализа, а объектом проверки – компетенции. Важным принципом технологии модульного обучения является интеграция теории и практики. Методика освоения модулей принципиально отличается от традиционных лекций и семинарских занятий и предполагает доминирование самостоятельного изучения материала студентами, т.е. деятельностное содержание обучения. Деятельностное содержание модульного обучения представляет собой предметное содержание, включающее три ведущих компонента: ценностно-смысловой, знания, способы деятельности, структурированные в виде дидактических учебных задач и профессиональных проблемных ситуаций; в результате освоения этого содержания происходит развитие субъекта деятельности. Сущность деятельностного содержания обучения студентов состоит не столько в изменении знаниево-предметного содержания, сколько связана с перераспределением приоритетов среди его компонентов и способов учебной деятельности. Основная нагрузка по освоению модуля ложится на студента, а преподаватель выступает как консультант и помощник. Деятельностное содержание учебного материала следует рассматривать как систему задачных форм организации процесса формирования компетенций в процессе обучения, которая позволяет студенту раскрыть свою субъектность в профессиогенезе. Иначе говоря, структура деятельностного содержания учебного материала позволяет организовать процесс постановки цели, способствует выбору студентом индивидуальных рефлексивных стратегий и адекватных средств для их решения. В данной технологии особое значение придается процедуре самодиагностики, так как именно самооценка позволяет установить, были или не были достигнуты заявленные результаты обучения. Оценка освоения компетенции происходит по мере освоения каждого модуля – в форме профессиональных задач, проблемных вопросов или ситуаций максимально приближенных к реальной профессиональной деятельности, которые в свою очередь выступают и методами оценки освоенной компетенции. Проиллюстрируем сказанное конкретным примером. Тема: Цели и основные задачи модернизации образования. Качество образования. Технологии оценивания результатов обучения учащихся Модуль 2. Использование теоретических знаний по нормативным документам при решении профессиональных задач Цель модуля Сформировать готовность у студентов к использованию теоретических знаний по нормативным документам при решении профессиональных задач. Форма обучения: Семинар с элементами проблемности.
Содержание модуля 1. Экспресс-опрос. 2. Проблемные вопросы. Литература 1. Денищева, Л.О. Проверка компетентности выпускников средней школы при оценке образовательных достижений по математике / Л.О. Денищева, Ю.А.Глазков, К.А. Краснянская // Математика в школе – № 6. –2008. – С. 19 – 31. 2. Стандарт общего образования. Концепция государственного стандарта общего образования // Стандарты и Мониторинг в образовании – №4. – 2008 (июль-август). – С. 3 – 15. Экспресс - опрос Цель экспресс-опроса: проверка знания у студентов основных теоретических понятий, положений и методических схем, лежащих в основе методик оценивания результатов обучения учащихся. 1. Сформулируйте определение понятия «модернизация образования». В чем основное назначение модернизации образования? 2. Раскройте главную цель и комплекс задач модернизации образования. 3. Назовите перспективное направление образовательной политики в концепции модернизации образования и раскройте суть данного направления. 4. Сформулируйте определение «качества образования» с точки зрения образовательного процесса. 5. Сформулируйте определение понятия «оценивание» и перечислите способы оценки. 6. Приведите примеры технологий оценивания результативности обучения. Раскройте суть каждой.
|