Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация развивающей среды






В реальном образовательном процессе реализация содержания образования обеспечивается развивающей средой, в создании которой учитываются интересы и потребности ребенка, предоставляется возможность ребенку продвигаться в своем развитии. Обогащение предметно-пространственной среды, обладающей разносторонним потенциалом активизации, способствует ненасильственному включению ребенка в образовательный процесс, является одним из значимых психофизиологических механизмов перевода игры в учебную деятельность с целью формирования познавательной, социальной мотивации ребенка к развитию, самореализации.

Развивающая среда способствует эмоциональному благополучию ребенка, формирует чувство защищенности и уверенности в себе, обеспечивает влияние на эмоциональную атмосферу образовательного процесса через такие компоненты среды как:

· эмоционально-поддерживающий, т.е. отношения между участниками совместной жизнедеятельности;

· эмоционально-стабилизирующий, т.е. режимные моменты, организующие процесс пребывания ребенка в группе детского сада;

· эмоционально-настраивающий, т.е. внешняя обстановка (цветовое решение, удобство мебели и пр.);

· эмоционально-активизирующий, т.е. организация занятости детей (игры, занятия, «сюрпризные» моменты и пр.);

· эмоционально-тренирующий, т.е. проведение психогимнастических упражнений с детьми, развивающих тренингов.

Предметно-развивающая среда в основном организуется в соответствии с параметрами В.П.Кудрявцева. Не реализованные полностью параметры будут реализованы в течение года. Необходимо с учётом современных задач, актуального состояния развития детей дополнить принципами проектирования среды, которые будут обеспечивать достижение прогнозирующего результата.

Организация предметной среды в группе подчинено цели психологического благополучия ребёнка.

При построении предметно-пространственной среды соблюдаются следующие параметры В.П. Кудрявцевым:

- проблемная насыщенность;

- открытость к изменению, своеобразная незавершенность, «приглашающая» ребенка к активному достраиванию среды, диалогический режим функционирования;

- необыденность;

- четкая оформленность в среде предметных источников развития;

- многофункциональность;

- приспособленность к нуждам совместной деятельности детей и взрослых;

- функциональность моделирования содержания детской деятельности;

- возможность поиска и открытия;

- «свобода выбора» альтернативных средств (предметов, материалов и т.п.);

- «ненасыщаемость» - нескованность, тенденция к постоянному выходу за рамки ситуативности («надситуативность»);

- возможность использовать накопленный опыт;

- эмоциональная насыщенность и выразительность;

- динамичность (изменяемость).

Функции развивающей среды:

Организующая функция имеет в своей основе цель предложить ребенку разнообразный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле развивающая среда является толчком для выбора ребенком того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его интересам, потребностям или формировать эти интересы своим содержанием и видом. Предметная среда, предназначенная для обеспечения возможностей овладения детьми новыми способами деятельности, выполнения новых действий, развития познавательных способностей, должна постоянно содержать в себе признак новизны и проблемности. Она должна быть насыщенной, разнообразной, меняющейся, эмоционально привлекательной.

Воспитывающая функция среды. Среда является тем самым центром, где зарождаются узы сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения.

Информационная функция. Необходимый уровень информативности среды на разных этапах развития личности ребенка обеспечивается разнообразием тематики, обогащением функциональных свойств ее элементов, комплектностью и многообразием ее элементов.

Развивающая функция среды является ведущей. Только тогда среда может претендовать на высокое звание развивающей, когда она содержит материал, посильный каждому ребенку, когда она обеспечивает ступеньки того самого продвижения, о котором мы говорим, подразумевая развитие, позволяя ребенку быть творцом в продуктивных видах деятельности.

Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.

Функция укрепления здоровья и безопасности жизни.

Предметно-пространственная среда в группе решает следующие задачи:

1. Обеспечение условий для развития познавательных и творческих способностей детей.

2. Поддержание познавательной активности, обеспечение ее дальнейшего роста.

3. Создание условий для реализации усвоенных на занятиях способов деятельности, приобретенных знаний.

4. Создание условий для эмоционального проживания ребенком различных ситуаций с целью осмысления воспринятых содержаний.

 

Принципы построения развивающей среды:

1. Принцип «дистанции, позиции при взаимодействии», ориентирующий на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», способствующего установлению оптимального контакта с детьми;

2. Принцип «активности», возможности ее проявления и формирования у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения;

3. Принцип «стабильности-динамичности», ориентирующий на создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со «вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей»;

4. Принцип «комплексирования и гибкого зонирования», реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности, позволяющий детям свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу;

5. Принцип «эмоциогенности» среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого», осуществляемый при оптимальном отборе стимулов по количеству и качеству;

6. Принцип «эстетической организации среды», сочетания при этом привычных и неординарных элементов;

7. Принцип «открытости – закрытости», т.е. готовность среды к изменению, корректировке, развитию;

Принцип учета «половых и возрастных различий» как возможности для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

В группе организованы:

- «полочка красоты»;

- уголок именинника;

- уголок «Наша группа».

Пространство групповой комнаты условно разделено на центры:

1. Центр познания «Любознайка».

2. Центр театрально-речевого развития «Речецветик».

3. Математический центр «Считалочка».

4. Центр конструктивных игр «Юный строитель».

5. Центр отдыха «Почитай – ка».

6. Центр безопасной жизнедеятельности детей «Береги себя».

7. Центр физического развития и двигательной активности «Здоровячек».

9. Центр изобразительной деятельности «Юный художник».

10. Музыкальный центр «Песенка – чудесенка».

11. Центр сюжетно-ролевых игр «Страна Играндия».

Предметно – развивающая среда центра «Любознайка»:

Правильно подобранные и своевременно предоставленные детям наглядные средства помогут расширить кругозор и уточнить и конкретизировать вновь формирующиеся и накопленные знания, вызвать и активизировать интерес к познанию мира.

Используется для поддержки увлечения детей природными явлениями и найденны­ми на улице предметами. Воспитатель может отвести специальное место в группе для демонстрации и ис­следования этих маленьких «сокровищ». Этот центр по­стоянно меняет свое лицо по мере того, как меняются интересы детей, сменяют друг друга времена года и тематические разделы программы. В результате можно на практике познакомить детей с такими объектами физики, как магниты, вода, земное притяжение.

Дети постигают основы естественных наук, изучают окружающую среду во время прогулки, наблюдая за растениями, деревьями и животными. Воспита­телю следует направлять этот процесс и оказывать необходимую поддержку.

Материалы из одного центра могут быть использованы в других. Напри­мер, дети могут забрать фигурки зверей со стола настольных игр в центр строительства, если они построили там зоопарк. Воспитатели заменяют материалы по мере того, как дети развиваются, приобретают знания, а их интересы меня­ются. Дополнительные виды деятельности можно вводить по очереди или добавить к основным центрам, если позволяет помещение. Это может быть рабо­та по дереву, занятия, связанные с текущей темой или особым событием.

 

1. Наличие «стены познания»,

2. Дидактические игры по познавательному развитию

3. Картинки-путаницы, картинки-загадки, картинки-перевертыши.

4. Наличие сокровищниц (для сбора объектов окружающей действительности, которые вызвали у них интерес.

5. Копилка («Подарки осени, весны, зимы, лета»)

6. Уголок природы, центр детского экспериментирования.

7. Наличие комнатных растений.

8. Ящик «замечательных вещей».

Предметно – развивающая среда центра «Речецветик»: содержиткниги и принадлежности для слушания и письма. Это долженбыть тихий уголок, где дети могут посмотреть книжку, почитать друг другу, где воспитатель или добровольный помощник может по­читать им вслух. Литература - важная составляющая учеб­ного дня в программе. Детям предлагают де­лать книжки-самоделки, придумывать и разыгрывать сю­жеты, слушать рассказы.

1. Дидактические игры по речевому развитию (по звукопроизношению, лексике, граммстрою; развитию связной речи)

2. Подбор дидактических игр, иллюстраций о животном и растительном мире, о человеке, о предметном мире

3. Иллюстрации к скороговоркам, поговоркам, пословицам, загадкам, стихотворениям

4. Подбор книг, игр, иллюстраций о видовых и родовых понятиях, об общественных праздниках;

5. Наличие разнообразных пособий на выработку правильной воздушной струи.

6. Ширма для проведения спектаклей.

7. Театральная костюмерная.

8. Различные виды театров: настольный, фланелеграф, театр варежек, пальчиковый театр и др.

Предметно – развивающая среда центра «Считалочка»: должны быть материалы, кото­рые дети могут собирать и разбирать, такие как головоломки и конструк­торы. Здесь также должны быть игры, которые помогают детям научиться сопоставлять одинаковое, классифи­цировать разное, считать. Это также способствует развитию речи. Такие заня­тия развивают и интеллектуальные способности, и тонкую моторику, и коор­динацию. Необходимость делиться материалами, договариваться и решать про­блемы приводит к развитию социальных навыков.

1. Настольно-печатные игры математического содержания

2. Коллективная аппликация «Город цветных человечков (жёлтый, синий, красный, белый, чёрный)»; «Домашние и дикие животные», «Транспорт», «Овощи и фрукты» и др.)

3. Дидактические игрушки (пирамидки, цилиндры, формы - вкладыши, матрёшки)

 

Предметно – развивающая среда центра «Юный строитель»: находятся строительные элементы различных размеров и форм, чтобы дети могли конструировать из них как фантастические, так и реалистические сооружения: дома, целые города, фермы и зоопарки. Занимаясь строительством, дети осваивают очень многие вещи. Оно помогает развивать математические способности, приобретать социальные навыки, дает опыт решения проблем. Здесь можно проявить творческий подход и приучиться концентрироваться на выполняемой работе. В этот центр можно добавить несколько предметов по желанию воспитателей и детей: игрушечные машинки, грузовики, фигурки людей и животных, самолеты, кусочки тканей.

1. Строительный материал крупный и мелкий.

2. Мягкие модули.

3. Всевозможные конструкторы: деревянный, пластмассовый, металлический, «Лего».

 

Предметно – развивающая среда центра «Почитай – ка»: содержиткниги и принадлежности для слушания и письма. Это долженбыть тихий уголок, где дети могут посмотреть книжку, почитать друг другу, где воспитатель или добровольный помощник может по­читать им вслух. Литература - важная составляющая учеб­ного дня в программе. Детям предлагают де­лать книжки-самоделки, придумывать и разыгрывать сю­жеты, слушать рассказы.

1. Книжный уголок: книжки-малышки, сказки, песенки, потешки, загадки, считалки; рассказы в картинках, книги писателей и поэтов

2. Портреты писателей.

3. Подбор художественной литературы по жанрам, тематике соответствующей перспективному (тематическому) плану.

4. Мягкие диванчики для отдыха.

Предметно – развивающая среда центра «Береги себя»:

1. Иллюстрации о правилах поведения в окружающей действительности.

2. Дидактические игры по правилам уличной, личной, пожарной безопасности.

3. Макет улицы с односторонним движением и тротуаром, макет светофора, наборы разных видов машин

4. Дорожный знак «пешеходный переход», иллюстрации по ПДД, ПБ, познавательная и художественная литература.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал