Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рассказы детей и подростков
Вообще, хорошо делать пять тибетских упражнений в перерывах между занятиями. Я после этого чувствую, что снова вернулась в свое тело, что я опять живая и заземленная. Да, после упражнений мне легче заниматься, удается легко сосредоточиться, и материал усваивается лучше, практически играючи. И еще, головная боль проходит. И еще я заметила, что, когда меня мучают сомнения, как мне поступить, после того как я сделаю эти упражнения, они сами развеиваются и я легко принимаю решение. Раньше мне не очень нравилось их делать, а сейчас я получаю от них удовольствие — и от самих упражнений, и от результата. Я уже давно забыла, что нужно считать, чтобы сделать непременно двадцать одно повторение. Я просто делаю их и делаю». Сабина, 16 лет «У меня астма. После школы у меня часто бывает сильная слабость и пропадает всякое желание чем-нибудь заниматься. Тогда моя мама начинает делать вместе со мной пять тибетских ритуалов. Одному мне их делать неохота. Мои младшие братья иногда к нам присоединяются. После упражнений мне всегда становится намного лучше». Осей, 15 лет «Я теперь не такой слабый и не такой вялый. Я чувствую себя здоровым после того, как сделаю пять т ибетских упражнений». Рафаэль, 7 лет «После них у меня проходит стресс, исчезает внутреннее напряжение. Если я устал, то сам начинаю делать эти упражнения, и после них усталость проходит». Бенджамин, 11 лет «После Пяти Тибетцев я чувствую себя хорошо. У меня появляется больше силы». Шантила, 5 лет. «После упражнений у меня уходит напряжение, я чувствую себя более расслабленной. Когда делаешь тибетские упражнения на протяжении продолжительного периода времени, их становится делать не так трудно. После них чувствуешь себя бодрым и легким. Тибетские ритуалы не очень трудные, а пользы от них много». Джонатан, 13 лет
Как мотивировать детей Если ваши дети не хотят заниматься пятью тибетскими упражнениями, то лучше всего привлечь к этим занятиям побольше других детей. Когда я говорю Осей: «Позанимайся один», он обычно отвечает: «Неохота». А теперь уже и наш младшенький четырехлетний занимается вместе со всеми. Гезине, мама Осей Нет ничего убедительнее личного примера. Когда наши дети видят, как мы регулярно делаем пять тибетских упражнений, в них просыпается любопытство, и они начинают спрашивать, чем это таким мы занимаемся. Мои дети растут с этим комплексом упражнений. Я вспоминаю, как мой сынишка, когда он еще был ползунком, старался проползти подо мной, когда я делала четвертое и пятое упражнения, и при этом радостно вопил, если ему удавалось это сделать. Моей дочке сейчас четыре месяца, и она много раз видела, как мы их выполняем. При этом она лежит в своей детской колыбельке и слушает музыку. По продолжительности эта запись соответствует ровно одному упражнению, после чего я ее ставлю заново. Со временем в моем сыне сработал инстинкт подражания и он стал делать пять ритуалов более или менее регулярно. Обычно он вспоминает о них тогда, когда видит, что я занялась упражнениями, и тогда мы делаем их вместе. Ему скоро исполнится семь лет, и с ним уже можно разговаривать, убеждая и объясняя, что благодаря этим упражнениям можно поддерживать себя в хорошей форме, сохранять здоровье и лучше учиться. Иногда мне приходится слегка гасить бурные порывы моего ребенка. Первое упражнение — вращение — он может делать хоть час, а второе выполняет слишком быстро, складываясь и раскладываясь, как перочинный ножик, и при этом движения у него получаются слишком резкими и размашистыми. Если вы только начинаете делать пять тибетских упражнений или собираетесь выполнить их первый раз со своими детьми, то это событие можно обставить немного по-праздничному, чтобы можно было почувствовать, что в данном случае речь идет о чем-то необычном и особенно важном. Вы можете создать приятную атмосферу, украсив комнату цветными платками, свечами или аромалампами, чтобы это был праздник для всех органов чувств. Когда вы почувствуете, что ваши дети готовы лопнуть от избытка энергии, можно на некоторое время включить ритмичную музыку и энергично потанцевать. Обычно родители танцуют только тогда, когда их отпрыски уже улеглись в постель, а потому дети обычно и не подозревают, какое удовольствие их родители могут получать от танцев. После этого улягтесь все на ковер или сядьте на скамеечку для медитаций или на разноцветные подушки. Мама или папа начинают повествование о мысленном путешествии или рассказывают сказку, в которой присутствуют пять тибетских ритуалов. После того как все вернулись из «путешествия», начинаются совместные упражнения. Обратите внимание на то, чтобы вначале количество повторений не было слишком большим и чтобы сохранялось медитативное состояние. Именно первое совместное упражнение должно запечатлеться в памяти раз и навсегда таким образом, чтобы о нем было потом всегда приятно вспоминать. Не стоит демонстрировать детям, как классно вы можете много раз повторить упражнение, лучше последите за тем, чтобы не перегрузить их. Важно не критиковать детей. Не следует, например, говорить что-нибудь вроде «Ты это делаешь неправильно», лучше скажите: «Вот так делать проще» и покажите — как. Если знакомить детей с пятью тибетскими упражнениями в легкой ненавязчивой форме, приглашая их подражать, играя и одновременно с благодарностью отмечая при этом ценность упражнений, то нам удастся пробудить в них желание заниматься. Именно от нас зависит, насколько рано мы разбудим своих детей для того, чтобы они успели пару-тройку раз сделать эти упражнения перед школой. А чтобы утром дети встали бодрыми и выспавшимися, следует позаботиться также и о том, чтобы с вечера они вовремя улеглись в постель. Начинать день таким образом — это здорово! Из школы наши дети приходят домой усталыми и обессиленными. И это тоже подходящий момент для того, чтобы сделать с ними пару раз эти упражнения. После этого они становятся более уравновешенными, у них улучшается настроение и даже появляется желание делать уроки или домашние задания по музыке. Но главным все-таки является личный пример. Если мы сами все свое свободное время торчим перед телевизором, то вряд ли нам удастся вдохновить детей на занятия гимнастикой или катание на роликах. По своей природе дети склонны к движению, и обычно не составляет особого труда использовать эту потребность в движении, направляя ее в русло совместных действий. Однако при этом важно следить как за своим настроением, так и за настроением ребенка. Как мы вовлекаем детей в это занятие? Приглашаем ли мы ребенка поучаствовать или стараемся при этом пусть и мягко, но все же надавить на него? Дети очень хорошо чувствуют эту разницу и на давление отвечают обычно решительным отпором. В этом случае мы получаем результат, прямо противоположный тому, какого ожидаем. Поэтому стоит обращать внимание не только на сами произносимые нами слова, но и на те вибрации, которые за этими словами стоят. После того как я перестала приставать к своему сыну, чтобы он занимался йогой вместе со мной, в одно прекрасное утро я увидела его стоящим в дверях совершенно одетым, он тут же присоединился к моим занятиям и с удовольствием занимался вместе со мной целых полчаса — ему тогда было пять лет. С тех пор он это делает часто. Время работает на нас. Я была в высшей степени удивлена, когда, записав своего ребенка в самую обычную начальную школу, узнала, что там с первого клас- са после уроков проводят занятия «Йога для детей». Я предложила инструктору йоги ознакомиться с соответствующей литературой, и с тех пор она включает в занятия йогой, которые проводит с шести-семилетни-ми детьми, также и пять тибетских упражнений. Когда дети знакомятся с пятью тибетскими ритуалами в детском саду или школе, то есть в официальных учебных заведениях, у них естественным образом возникает более устойчивая мотивация для занятий ими также и дома. И у родителей есть возможность подключиться к процессу продвижения этих упражнений в жизнь, активизировать его. Можно, например, поговорить с директором школы, заведующей детским садом или учителем физкультуры, а при необходимости и ознакомить их с этими упражнениями, провести специально для них небольшой курс обучения. Рольф Херкерт, учитель физкультуры, однажды задумался о том, как познакомить учеников с пятью тибетскими ритуалами на уроках физкультуры. Как пробудить в детях интерес к такому виду гимнастики? Как можно содействовать тому, чтобы у школьников появилось желание заниматься этими упражнениями, которые для большинства людей кажутся довольно необычными? Он предложил начинать с мысленных путешествий: когда мы фантазируем или что-то себе представляем, у нас бывает активно задействовано правое полушарие мозга, отвечающее за образное мышление и позитивное восприятие. Один из примеров приведен в главе «Опыт проведения спортивных занятий». Сейчас многие дети страдают от недостатка движения и, как следствие, от неправильной осанки, усталости, неуравновешенности и проблем с весом. Для маленького ребенка неестественно оставаться неподвижным в течение нескольких часов, поэтому во многих школах уже начали задумываться над тем, как направить в нужное русло имеющуюся у детей потребность в движении, чтобы урок проходил более плодотворно. Может быть, в наших школах и детских садах скоро будут преподавать пять тибетских ритуалов, дыхательные и йоговские упражнения, упражнения для чакр и мысленные путешествия. Тогда в нашем обществе станут ценить не только левое полушарие, но и отдадут должное таким качествам, как интуиция и духовность, умение фантазировать и чувствовать. С помощью пяти тибетских упражнений мы не только приносим пользу своему телу, укрепляя его, и душе, обретая хорошее самочувствие, но и развиваем телесное сознание. К тому же у нас появляется удовольствие и от других видов физической деятельности. В Пекине каждое утро тысячи людей вместе занимаются тайцзи прямо на площадях города. Представьте себе, как было бы здорово, если бы и у нас каждое утро тысячи детей и учителей занимались на школьных дворах пятью тибетскими упражнениями*
|