Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекции по разделу
МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА.
Цель: изучить понятия мотивации и стимулирования, определить их различия, осветить систему стимулирования персонала, ее виды, научиться выбирать оптимальный вид стимулирования.
Задачи: · рассмотреть понятие мотивации, понятие стимулирования персонала, их функции и способы; · определить основные виды мотиваторов; · изучить общие положения о системе стимулирования персонала и основах их построения.
Мотивацию часто рассматривают в двух аспектах: · как внутреннее свойство человека, составная часть его характера, связанная с его интересами и определяющая поведение; · как процесс побуждения человека к определенной деятельности с помощью внутриличностных и внешних факторов. Мотивация и стимулирование бывают внутренними и внешними. Внутреннее воздействие – это свобода действий, возможность использовать и развивать навыки и умения, интересная работа и возможность развития и продвижения; она влияет сильно, имеет продолжительное и глубокое влияние. Внешнее воздействие – это материальные и моральные поощрения (повышение заработной платы, бонусы и премии, повышение по службе, похвала, ответственность), наказание и критика; она влияет мгновенно и сильно, но не обязательно действует долгое время. Основными функциями мотивации и стимулирования являются: · побуждение к действию; · направление деятельности; · контроль и поддержание поведения. Способы стимулирования бывают прямые и косвенные. Под прямыми понимаются: · нормативное или позитивное стимулирование, т.е. побуждение человека к определенному поведению посредством идейно-психологического воздействия; · принудительное стимулирование, основывающееся на использовании власти и угрозе ухудшения удовлетворения потребностей работника. Косвенные способы работают за счет внешних факторов в виде влияния на внешние обстоятельства с помощью стимулов, побуждающих работника к определенному поведению. Количество мотиваторов очень велико. Подбираемые виды мотиваторов должны быть скомпонованы таким образом, чтобы удовлетворять базовые потребности работника и выходить за них, стимулируя стремление к производительному и эффективному труду. Среди них можно выделить: · высокий заработок и материальное поощрение; · условия работы; · структурирование; · социальные контакты; · взаимоотношения; · признание; · стремление к достижениям; · власть и влиятельность; · разнообразие и перемены; · креативность; · самосовершенствование; · интересная и полезная работа и т.д. Виды мотивации и стимулирования можно классифицировать: · по характеристикам вознаграждения: o материальное; o нематериальное. · по кругу лиц: o индивидуальные; o коллективные. · по сферам: o денежные выплаты; o обучение; o карьера; o соцобеспечение, компенсационный пакет и др. В рамках соцпакета работников больше всего привлекают такие компоненты, как дополнительная медицинская страховка, корпоративная пенсия, оплата (в том числе частичная) летнего отдыха сотрудников и их детей, оплата детского сада ребенку сотрудника, оплата обедов, скидки на продукцию предприятия, оплата проезда к месту работы, предоставление корпоративной мобильной связи, льготного кредитования, обучения за счет работодателя и т.д. Система стимулирования может определяться и закрепляться индивидуально или для группы лиц. Индивидуальное регулирование осуществляется в трудовом договоре. Такое закрепление оказывает хороший, длительный эффект, работник понимает свою значимость для работодателя, повышается его заинтересованность в результатах труда, внутренняя самооценка, стремление к дальнейшему развитию. Регулирование, рассчитанное на неопределенный круг лиц, отражается в коллективном договоре и/или Правилах внутреннего трудового распорядка. Политика стимулирования и вознаграждения работодателя, закрепленная в Правилах внутреннего трудового распорядка и иных локальных актах работодателя, коллективном договоре, основывается на нормах Трудового кодекса РФ и иных правовых актах, содержащих нормы трудового права, и не должна ухудшать положение работника по сравнению с законом. Целями системы стимулирования являются: · реализация стратегии организации и управления персоналом; · поддержка корпоративных ценностей; · обеспечение привлечения и сохранения (удержания) персонала с требуемым уровнем умений и навыков; · стимулирование и поддержка желаемого производственного поведения; · оптимизация издержек на рабочую силу (соотношение цены и качества). Эффективная система стимулирования должна отвечать следующим требованиям: · сбалансированность, управление рисками. Так как на мероприятия по стимулированию персонала выделяются денежные средства, они исключаются из денежной массы, направляемой на развитие бизнеса, увеличение основных средств и т.д. Вложение средств в персонал также направлено на развитие бизнеса, однако неоправданное перераспределение средств в пользу системы стимулирования может оказать негативное воздействие на развитие бизнеса. Это касается, в первую очередь, неоправданно завышенных сумм «золотых парашютов», отсутствие контроля качества обучающих программ и т.д.; · справедливость, принцип равной оплаты за труд равного качества. Нарушение данного принципа демотивирует работников, лояльность сотрудников резко падает, нет уверенности в достойном отклике работодателя на эффективные действия работника; · учет индивидуальных особенностей и потребностей работника. Стимулирование, в котором не заинтересован работник, не даст эффекта, на который мог бы рассчитывать работодатель. Для правильного определения особенностей, интересов и потребностей работников удобно использовать листы собеседования, оформленные при приеме на работу, результаты оценки кадров и т.д.; · сочетание индивидуального и коллективного стимулирования. Это позволит как привлечь в организацию высококвалифицированных, мотивированных работников, так и обеспечить эффективную индивидуальную работу сотрудников; · сочетание материальных и нематериальных средств и методов поощрения работников. На конструирование системы стимулирования воздействуют внешние и внутренние факторы. К числу внешних факторов относятся, к примеру: · законодательство и подзаконные акты; · условия рынка; Внутренние факторы – это, в том числе: · форма собственности, · сфера деятельности, · стратегия организации, · финансовое состояние, · размер организации, · организационная структура, · качество рабочей силы, · организационная культура. Системы стимулирования и вознаграждения могут строиться на различных основах, в том числе на принципе участия работников в прибылях, на основе KPI, основе оценки возвратных инвестиций, грейдов и т.д. Система участия в прибылях представляет собой раздел между предприятием и наемными работниками дополнительной прибыли и распределение прибыли на обеспечение системы участия в прибылях и развитие производства. Она предполагает вовлечение всех работников, может сочетать учет индивидуального и группового вклада работников, при этом уровень прибыли может зависеть от переменных, находящихся за пределами контроля работника. При использовании данной системы может возникнуть психологический дискомфорт у работников, которым приходится работать с повышенной интенсивностью в период спада производства, чтобы сохранить компанию. При оценке доходности инвестирования в систему вознаграждения осуществляется сопоставление количественных и качественных показателей результатов деятельности персонала и понесенных затрат на внедрение намеченных мероприятий в системе вознаграждения: · анализ абсолютных и относительных выплат персоналу в сопоставлении с ростом прибыли или дохода; · показатели производительности труда на одного работника или на один отработанный час; · затраты на персонал при проведении специальных программ и инициатив, · показатель удовлетворенности сотрудников и другие. Система грейдов позволяет руководству компаний решить проблемы, связанные с персоналом: · оптимизировать фонд оплаты труда; · определить ценность каждой должности и выстроить иерархию; · создать стандартизированную систему вознаграждения; · сформировать эффективную систему мотивации персонала; · создать систему карьерного роста, развития и обучения персонала; · контролировать затраты на персонал. Грейды - это иерархия должностей компании, на основе которой устанавливаются должностные оклады, переменная часть вознаграждения и социальные льготы. Система грейдов - система начисления должностных окладов на основе балльно-факторного метода и матрично-математических моделей. При внедрении системы грейдов: · определяется диапазон грейдирования: определяются организационные рамки будущей системы и необходимое количество уровней; · проводится анализ должностей по факторам и субфакторам; · определяются факторы оценки должностей и максимальная сумма факторов; · разрабатывается сводная таблица грейдов, которая наглядно показывает уровень иерархии каждой должности. Например, можно для примера выделить следующие факторы и субфакторы: фактору «Управление сотрудниками» соответствуют следующие оцениваемые баллами субфакторы – субфакторы «отсутствуют подчиненные», «координация группы сотрудников», «руководство подразделением», «руководство группой подразделений»; фактору «Образование» соответствуют следующие оцениваемые баллами субфакторы – «не требует специальной подготовки», «среднее специальное», «высшее», «высшее образование и дополнительное образование»; фактору «Уровень коммуникации» соответствуют следующие оцениваемые баллами субфакторы – «внутрикорпоративное общение», «периодические контакты в заказчиками», «постоянные контакты с заказчиками», «контакты в высокопоставленными лицами и представителями власти» и так далее.
|