Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стиль научной статьи






В научной статье должно быть сдержанное употребление специализированных оборотов и терминов, понять которые можно, только обратившись к отраслевому справочнику.

Излишнее осыпание текста фразами, понятными только Вам, приведет к тому, что читатель потеряет время на расшифровку их смысла и в лучшем случае поймет неправильно, а скорее всего, отложит Вашу статью навсегда.

Научный стиль можно представить как среднее между журналистскими статьями и докладами, представленными на научных конференциях. Ваша статья должна быть понятна широкому кругу читателей. Научные журналы читают обычные люди, которые также занимаются наукой, но в другой области и у них в запаснике свой словарь узкоспециализированных слов. Описания и мысли необходимо излагать четко, ясно, интересно. Ваше маленькое произведение должно увлекать читателя, даже который ранее не имел представления о научных проблемах, которыми Вы поглощены. Но не доходите до журналистских приемов и просторечных выражений.

Итак, сначала несколько принципов:

Следует писать в безличной форме.

Следует избегать " повседневных примеров".

Следует избегать " беседы с читателем".

Следует использовать общепринятую терминологию предметной области, избегая жаргонизмов.

Следует помнить о ссылках на первоисточники и вспомогательном материале (формулах, таблицах, рисунках и т.п.)

Следует оформлять рисунки в строгом стиле.

Следует структурировать текст, выделяя основные логические блоки: утверждения, предположения, выводы и т.п.

Следует избегать как слишком коротких, так и слишком длинных лингвистических конструкций. Однако, если выхода нет, предпочтение следует отдавать длинным конструкциям.

Железное правило: если в названии какого бы то ни было структурного блока текста (раздела, главы, параграфа и т.п.) встречается слово АНАЛИЗ, где-то ниже по тексту ОБЯЗАТЕЛЬНО должен быть ВЫВОД.

Текст должен быть структурирован, т.е. иметь вводную часть, основные положения (идеи), пояснение (подтверждение) идей, выводы, заключение.

Теперь — подробнее и с примерами.

1. Следует писать в безличной форме.

BAD: Частой ошибкой начинающих авторов является использование выражение " я сделал", " я рассмотрел", " автор предлагает", " автор выполнил". Так писать НЕЛЬЗЯ.

GOOD: Следует писать " в докладе рассмотрено", " в статье предлагается", " было обнаружено", " исследование показало, что" и т.п.

2. Следует избегать " повседневных примеров".

Примеры в научных текстах — материя тонкая. Их задача — не " пояснять глупому читателю, о чём идёт речь", а расширять описание, дополняя его полезной информаций.

BAD: " Данный алгоритм работает так же, как работал бы секретарь, составляя отчёт", " предлагаемый подход похож на использование стандартного набора инструментальных средств", " использование разработанного ПС для конечного пользователя - не сложнее работы в MS-Word".

GOOD: " В основу предлагаемого метода положен модифицированный алгоритм определения дистанции Левенштейна", " сложность применения предлагаемого программного средства сопоставима со сложностью использования офисных приложений", " упрощёнными аналогами предлагаемого подхода являются алгоритмы…", " в предельном случае данная задача сводится к частным упрощённым решениям, а именно…"

3. Следует избегать " беседы с читателем"

Здесь всё просто.

BAD: " Как известно", " задумывались ли вы", " многие думают", " Что такое Интернет? "

GOOD: Таких выражений просто не должно быть.

4. Следует использовать общепринятую терминологию предметной области, избегая жаргонизмов.

И здесь тоже всё просто. У каждого (КАЖДОГО!) жаргонизма есть научный вариант. Он либо и так общеизвестен, и нужно просто вспомнить его, либо его можно " синтезировать" на основе понимания сути жаргонизма (того объекта или явления, которое он описывает).

BAD: " Админка", " движок", " залогиниться".

GOOD: " Интерфейс администратора", " ядро приложения", " пройти авторизацию".

5. Следует помнить о ссылках на первоисточники и вспомогательном материале (формулах, таблицах, рисунках и т.п.)

Даже самый прекрасный текст без вспомогательного материала смотрится как минимум немного странно, а как максимум — вызывает подозрения в недостоверности и прочих грехах.

BAD: " Проводимый на протяжении семи месяцев эксперимент показал…"

GOOD: " Результаты эксперимента (таблица 1), полученные в течение семи месяцев, позволяют прийти к выводу…"

BAD: " Схема взаимодействия модулей приложения является избыточной в некоторых ситуациях".

GOOD: " Существуют ситуации (рисунки 1, 2, 3), в которых существующая схема взаимодействия модулей приложения может оказаться избыточной (коэффициент избыточности рассчитывается по формуле (1)), что позволяет упростить её до вида, представленного на рисунке 4".

Помните о ссылках на первоисточники.

BAD: " По мнению экспертов…" — звучит голословно.

GOOD: " По мнению экспертов [1, 24, 89] …" — звучит намного убедительнее.

6. Следует оформлять рисунки в строгом стиле.

Если вы готовите " бизнес-презентацию" — да, вы можете использовать любые рисунки, картинки, видеоролики и т.п. С любым содержанием.

7. Следует структурировать текст, выделяя основные логические блоки: утверждения, предположения, выводы и т.п.

BAD: " Предлагаемый подход заключается в…"

GOOD: " Алгоритм-1: в основу алгоритма положено…"

BAD: " Итак, исследование показало…"

GOOD: " Результат исследования. Основным результатом исследования является…"

8. Следует избегать как слишком коротких, так и слишком длинных лингвистических конструкций. Однако, если выхода нет, предпочтение следует отдавать длинным конструкциям.

BAD: " Рассмотрим предложенный алгоритм. Алгоритм является простым. Простота определяется малым количеством действий."

GOOD: " В сравнении с конкурирующими аналогами предложенный алгоритм оказывается значительно более простым в силу двукратного сокращения количества операций на стадии выполнения основных вычислений."

BAD: " Автоматическая проверка подлинности электронной подписи клиента осуществляется в случае оформления заказа, передачи заказа на обработку другому оператору, отложенной оплаты заказа и доставки заказа в область, не являющуюся областью по умолчанию, для клиентов данной категории, не прошедших дополнительную авторизацию".

GOOD: Такое предложение должно быть разбито на несколько отдельных или, что даже лучше, представлено в виде списка.

" Автоматическая проверка подлинности электронной подписи клиента осуществляется в следующих случаях:

а) при оформлении заказа;

б) при передаче заказа на обработку другому оператору; …"

9. Железное правило: если в названии какого бы то ни было структурного блока текста (раздела, главы, параграфа и т.п.) встречается слово " анализ", где-то ниже по тексту ОБЯЗАТЕЛЬНО должен быть ВЫВОД.

BAD: Самой частой ошибкой является именование структурного раздела с использованием слова " анализ", после чего идёт большой блок текста и: всё. Начинается новый структурный раздел. Для чего тогда был весь этот анализ? Что он дал?

GOOD: В конце структурного блока есть чётко сформулированные результаты анализа, выводы и, возможно, какие-то рассуждения или рекомендации.

10. Текст должен быть структурирован, т.е. иметь вводную часть, описание основных положений (идей), пояснение (подтверждение) идей, выводы, заключение.

BAD: Просто текст. Могила информации. Монолит данных.

GOOD: Разделы, главы, параграфы, " поименованные абзацы" (в начале абзаца пишется его заглавие, выделенное жирным). Текст носит законченный характер: заход на тему, тема, плавный вывод (выход).

 

Рекомендация для студентов №3:

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал