Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Стиль научной статьи
В научной статье должно быть сдержанное употребление специализированных оборотов и терминов, понять которые можно, только обратившись к отраслевому справочнику. Излишнее осыпание текста фразами, понятными только Вам, приведет к тому, что читатель потеряет время на расшифровку их смысла и в лучшем случае поймет неправильно, а скорее всего, отложит Вашу статью навсегда. Научный стиль можно представить как среднее между журналистскими статьями и докладами, представленными на научных конференциях. Ваша статья должна быть понятна широкому кругу читателей. Научные журналы читают обычные люди, которые также занимаются наукой, но в другой области и у них в запаснике свой словарь узкоспециализированных слов. Описания и мысли необходимо излагать четко, ясно, интересно. Ваше маленькое произведение должно увлекать читателя, даже который ранее не имел представления о научных проблемах, которыми Вы поглощены. Но не доходите до журналистских приемов и просторечных выражений. Итак, сначала несколько принципов: Следует писать в безличной форме. Следует избегать " повседневных примеров". Следует избегать " беседы с читателем". Следует использовать общепринятую терминологию предметной области, избегая жаргонизмов. Следует помнить о ссылках на первоисточники и вспомогательном материале (формулах, таблицах, рисунках и т.п.) Следует оформлять рисунки в строгом стиле. Следует структурировать текст, выделяя основные логические блоки: утверждения, предположения, выводы и т.п. Следует избегать как слишком коротких, так и слишком длинных лингвистических конструкций. Однако, если выхода нет, предпочтение следует отдавать длинным конструкциям. Железное правило: если в названии какого бы то ни было структурного блока текста (раздела, главы, параграфа и т.п.) встречается слово АНАЛИЗ, где-то ниже по тексту ОБЯЗАТЕЛЬНО должен быть ВЫВОД. Текст должен быть структурирован, т.е. иметь вводную часть, основные положения (идеи), пояснение (подтверждение) идей, выводы, заключение. Теперь — подробнее и с примерами. 1. Следует писать в безличной форме. BAD: Частой ошибкой начинающих авторов является использование выражение " я сделал", " я рассмотрел", " автор предлагает", " автор выполнил". Так писать НЕЛЬЗЯ. GOOD: Следует писать " в докладе рассмотрено", " в статье предлагается", " было обнаружено", " исследование показало, что" и т.п. 2. Следует избегать " повседневных примеров". Примеры в научных текстах — материя тонкая. Их задача — не " пояснять глупому читателю, о чём идёт речь", а расширять описание, дополняя его полезной информаций. BAD: " Данный алгоритм работает так же, как работал бы секретарь, составляя отчёт", " предлагаемый подход похож на использование стандартного набора инструментальных средств", " использование разработанного ПС для конечного пользователя - не сложнее работы в MS-Word". GOOD: " В основу предлагаемого метода положен модифицированный алгоритм определения дистанции Левенштейна", " сложность применения предлагаемого программного средства сопоставима со сложностью использования офисных приложений", " упрощёнными аналогами предлагаемого подхода являются алгоритмы…", " в предельном случае данная задача сводится к частным упрощённым решениям, а именно…" 3. Следует избегать " беседы с читателем" Здесь всё просто. BAD: " Как известно", " задумывались ли вы", " многие думают", " Что такое Интернет? " GOOD: Таких выражений просто не должно быть. 4. Следует использовать общепринятую терминологию предметной области, избегая жаргонизмов. И здесь тоже всё просто. У каждого (КАЖДОГО!) жаргонизма есть научный вариант. Он либо и так общеизвестен, и нужно просто вспомнить его, либо его можно " синтезировать" на основе понимания сути жаргонизма (того объекта или явления, которое он описывает). BAD: " Админка", " движок", " залогиниться". GOOD: " Интерфейс администратора", " ядро приложения", " пройти авторизацию". 5. Следует помнить о ссылках на первоисточники и вспомогательном материале (формулах, таблицах, рисунках и т.п.) Даже самый прекрасный текст без вспомогательного материала смотрится как минимум немного странно, а как максимум — вызывает подозрения в недостоверности и прочих грехах. BAD: " Проводимый на протяжении семи месяцев эксперимент показал…" GOOD: " Результаты эксперимента (таблица 1), полученные в течение семи месяцев, позволяют прийти к выводу…" BAD: " Схема взаимодействия модулей приложения является избыточной в некоторых ситуациях". GOOD: " Существуют ситуации (рисунки 1, 2, 3), в которых существующая схема взаимодействия модулей приложения может оказаться избыточной (коэффициент избыточности рассчитывается по формуле (1)), что позволяет упростить её до вида, представленного на рисунке 4". Помните о ссылках на первоисточники. BAD: " По мнению экспертов…" — звучит голословно. GOOD: " По мнению экспертов [1, 24, 89] …" — звучит намного убедительнее. 6. Следует оформлять рисунки в строгом стиле. Если вы готовите " бизнес-презентацию" — да, вы можете использовать любые рисунки, картинки, видеоролики и т.п. С любым содержанием. 7. Следует структурировать текст, выделяя основные логические блоки: утверждения, предположения, выводы и т.п. BAD: " Предлагаемый подход заключается в…" GOOD: " Алгоритм-1: в основу алгоритма положено…" BAD: " Итак, исследование показало…" GOOD: " Результат исследования. Основным результатом исследования является…" 8. Следует избегать как слишком коротких, так и слишком длинных лингвистических конструкций. Однако, если выхода нет, предпочтение следует отдавать длинным конструкциям. BAD: " Рассмотрим предложенный алгоритм. Алгоритм является простым. Простота определяется малым количеством действий." GOOD: " В сравнении с конкурирующими аналогами предложенный алгоритм оказывается значительно более простым в силу двукратного сокращения количества операций на стадии выполнения основных вычислений." BAD: " Автоматическая проверка подлинности электронной подписи клиента осуществляется в случае оформления заказа, передачи заказа на обработку другому оператору, отложенной оплаты заказа и доставки заказа в область, не являющуюся областью по умолчанию, для клиентов данной категории, не прошедших дополнительную авторизацию". GOOD: Такое предложение должно быть разбито на несколько отдельных или, что даже лучше, представлено в виде списка. " Автоматическая проверка подлинности электронной подписи клиента осуществляется в следующих случаях: а) при оформлении заказа; б) при передаче заказа на обработку другому оператору; …" 9. Железное правило: если в названии какого бы то ни было структурного блока текста (раздела, главы, параграфа и т.п.) встречается слово " анализ", где-то ниже по тексту ОБЯЗАТЕЛЬНО должен быть ВЫВОД. BAD: Самой частой ошибкой является именование структурного раздела с использованием слова " анализ", после чего идёт большой блок текста и: всё. Начинается новый структурный раздел. Для чего тогда был весь этот анализ? Что он дал? GOOD: В конце структурного блока есть чётко сформулированные результаты анализа, выводы и, возможно, какие-то рассуждения или рекомендации. 10. Текст должен быть структурирован, т.е. иметь вводную часть, описание основных положений (идей), пояснение (подтверждение) идей, выводы, заключение. BAD: Просто текст. Могила информации. Монолит данных. GOOD: Разделы, главы, параграфы, " поименованные абзацы" (в начале абзаца пишется его заглавие, выделенное жирным). Текст носит законченный характер: заход на тему, тема, плавный вывод (выход).
Рекомендация для студентов №3:
|