Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 7. Диалектная фразеология. Новое в лексике и фразеологии.






Диалектная фразеология. Специфика семантики и структуры диалектных фразеологизмов. Тавтологические фразеологизмы.

 

Тема 8. Диалектная лексико-фразеография.

Диалектная лексико-фразеография. Становление русской диалектной лексикографии. Типы русских диалектных словарей, их характеристика. Дифференциальные, полудифференциальные и недифференциальные словари.

 

Раздел 5. Диалектное членение русского языка. Говоры родного края.

Тема 9. Методы изучения диалектов. Лингвистическая география. Диалектное членение русского языка.

Методы изучения диалектов. Лингвистическая география.

Группировка говоров русского языка. Классификации говоров 1915 и 1964 годов.

Северное и южное наречие русского языка. Фонетические, лексические и грамматические различия между ними. Группы говоров: Архангельская, Олонецкая, Новгородская, Вологодско-Вятская.

Группы говоров южно-русского наречия: Западная, Верхне-Днепровская, Курско-Орловская, Восточная.

Среднерусские говоры.

 

Тема 10. Формирование и развитие пермских говоров. Пермские говоры – говоры с северно-русской основой. История развития пермских говоров. Основные фонетические, лексические и грамматические особенности пермских говоров. Взаимодействие русских пермских говоров с соседствующими языками.

 

Содержание семинарских и практических занятий

ТЕМА 1. Фонетическая система говора. Ударный, безударный вокализм (1 час)

Основные понятия: вокализм (ударный, безударный); оканье (полное, неполное); аканье (диссимилятивное, недиссимилятивное); еканье; иканье; яканье (сильное, умеренное, диссимилятивное и пр.).

Вопросы к теме:

1. Понятие фонемы. Сильная и слабая позиция фонемы.

2. Ударные гласные в говорах.

3. Безударные гласные в говорах:

а) Безударный вокализм после твердых согласных.

б) Безударный вокализм после мягких согласных.

 

Список литературы:

1. Русская диалектология / под ред. В.В. Колесова. М., 1990. С. 55-69.

2. Русская диалектология / под ред. Л.Л. Касаткина. М., 2005. С. 29-55.

3. Русская диалектология / сост. И.И. Бакланова. Пермь, 2005. С. 6-11.

 

ТЕМА 2. Консонантизм. Звуковые процессы в области согласных. Актуальные процессы в современных говорах русского языка (1 час)

Основные понятия: ассимиляция; диссимиляция; эпентеза; протеза; метатеза и др.

Вопросы к теме:

1. Виды диалектных различий в области согласных фонем.

2. Особенности «подвижных» элементов в консонантной системе:

а) заднеязычные согласные;

б) губно-зубные согласные;

в) сонорный < л>;

г) аффрикаты < ц>, < ч>;

д) шипящие согласные.

3. Позиционные чередования в области согласных.

 

Список литературы:

1. Русская диалектология / под ред. В.В. Колесова. М., 1990. С. 38-54.

2. Русская диалектология / под ред. Л.Л. Касаткина. М., 2005. С. 55-82.

3. Русская диалектология / сост. И.И. Бакланова. Пермь, 2005. С. 12-14.

 

ТЕМА 3. Состав лексики русских говоров. Признаки диалектного слова. Типы диалектизмов. Семантические связи диалектных слов. Многозначность. Омонимия. Синонимия. Диалектная лексикография (1 час)

Основные понятия: диалектное слово; типы диалектных слов (собственно лексические, лексико-словообра­зовательные, се­мантические, фонематические, акцентологические); системные отношения; типы диалектных различий в лексике говоров; многозначные слова, омонимы и синонимы.

Вопросы к теме:

1. Лексический состав русских говоров.

2. Диалектное слово и его признаки. Диалектное слово в словарях современного русского языка.

3. Типы диалектизмов.

4. Системные отношения в лексике.

5. Многозначность.

6. Проблема синонимии в говорах.

7. Диалектные словари.

Список литературы:

1. Русская диалектология / под ред. В.В. Колесова. М., 1990. С. 172-173, 179-183.

2. Русская диалектология / под ред. Л.Л. Касаткина. М., 2005. С. 203-207, 224-230.

Список словарей:

1. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И.Даль. СПб., 1863.

2. Полный словарь сибирского говора / под ред. О.И. Блиновой. Томск, 1992-1995.

3. Прокошева, К.Н. Фразеологический словарь пермских говоров / К.Н.Прокошева. Пермь, 2002.

4. Словарь говора деревни Акчим Красновишерского района Пермской области / под ред. Ф.Л. Скитовой. Пермь, 1985-2003. Вып. 1-5.

5. Словарь говоров Соликамского района Пермской области. Пермь, 1973.

6. Словарь пермских говоров / под ред. А.Н. Борисовой, К.Н. Прокошевой. Пермь, 2000-2001. Т. 1-2.

7. Словарь русских говоров Среднего Урала / ред. П.А. Вовчок, Н.П.Костина, А.К.Матвеев. Свердловск, 1964-1988.

8. Словарь русских народных говоров. В 43 вып. М.; Л.; СПб., 1965-2010 https://iling.spb.ru

 

ТЕМА 4. Диалектное членение русского языка. Формирование и развитие пермских говоров (1 час)

Основные понятия: ареал; изоглосса; лингвистическая география; диалектное членение русского языка; северно-русское и южно-русское наречия.

Вопросы к теме:

1. Диалектное членение русского языка.

2. Северно-русское наречие, его основные признаки.

3. Южно-русское наречие, его основные признаки.

4. Формирование и развитие пермских говоров.

Список литературы:

1. Русская диалектология / под ред. В.В. Колесова. М., 1990. С. 17-34.

2. Русская диалектология / под ред. Л.Л. Касаткина. М., 2005. С. 235-237, 243-245, 246-255, 261-273.

3. Грузберг, Л.А. Говор деревни Акчим как типично пермский говор / Л.А. Грузберг // Русская речь Прикамья. Лингвистическое краеведение. Пермь, 2004. С.29-40.

4. Полякова, Е.Н. Формирование пермских говоров / Е.Н. Полякова // Русские говоры пермского региона. Формирование. Функционирование. Развитие. Пермь, 1998. С. 4-30 или в кн.: Русская речь Прикамья. Лингвистическое краеведение. Пермь, 2004. С.21-29.

 

Содержание лабораторных работ (лабораторный практикум)

Не предусмотрено учебным планом.

Структура и содержание самостоятельной работы студентов

В процессе выполнения самостоятельной работы решаются следующие важные задачи:

- образовательная (систематизация и закрепление знаний),

- развивающая (развитие памяти, мышления, речи),

- воспитательная (воспитание навыков культуры умственного труда, самоорганизации и самоконтроля и т.п.).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал