![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Некоторые оперно-вокальные термины
Ave, Maria - лат. «радуйся, Мария». Молитвенное обращение к Богородице. Молитва использовалась в католическом богослужении в качестве антифона праздника Благовещения. В православном богослужении А.М. соответствует молитва «Богородице Дево, радуйся». Старинный напев А.М. послужил основой для множества полифонических обработок мастеров Возрождения Жоскена Депре, Виктории, Палестрины.; позднее на текст молитвы были написаны популярные вокальные пьесы, в т.ч. «Размышление» для гол. и ф-но Гуно на основе 1-ой прелюдии из 1-го тома ХТК Баха. Песня Шуберта Ave Maria D 839 - 3-я из «Трёх песен Эллен» написана на слова В.Скотта из романа «Дева озера» в немецком переводе Шторка.
Аллилуйя - от древнееврейского hallelujah – «хвалите Господа». Мелодическая аккламация («возглашение»), заимствованная христианским богослужением из древнеиудейского, где выступала в качестве припева к наиболее радостным псалмам.
Ариетта - итал. arietta, уменьш. от aria. Короткая несложная ария. Во Франции XVIII в. термин «комедия с ариеттами» использовался как синоним комической оперы.
Ариозо - итал. arioso – «наподобие арии». Пение, противопоставленное речитативно-декламационному стилю исполнения. У Генделя используется для обозначения короткой арии. Применяется и к инструментальной музыке.
Ария - итал.aria, франц.air («воздух»). Законченный музыкальный отрывок для голоса с инструментальным сопровождением в опере, оратории, кантате, оперетте; реже самостоятельное произведение.
Бельканто - итал. bel canto – «красивое пение». Итальянский вокальный стиль XVII – XIX в.в.. Характеризуется изящной фразировкой, красивой и насыщенной окраской звука, выровненностью голоса во всех регистрах, виртуозной техникой. Своего высшего развития достиг в операх-сериа XVIII в. и, особенно, в серьёзных операх Россини, Доницетти и Беллини.
Веризм - от итал.vero – «правдивый», «истинный». Течение в литературе и искусстве Италии конца XIX в. Принцип веризма – показывать повседневную жизнь простых людей в её подлинном виде. Классические образцы оперного веризма – «Сельская честь» Масканьи, «Паяцы» Леонкавалло. К веризму примыкают и некоторые оперы Пуччини – «Богема», «Девушка с запада», «Плащ». Их героями являются представители низших слоёв общества, на сцене демонстрируются тёмные, жёсткие страсти. Сюжеты опер мелодраматичны, в вокальных партиях преобладают плавные мелодии ариозного и песенного склада.
Вокализ - франц. vocalise, от лат. vocalis – гласный. Вокальное упражнение без словесного текста или вокальная концертная пьеса, исполняемая на один или несколько гласных звуков. Среди образцов сольной вокальной музыки без слов – сонатина для голоса и ф-но Шпора, пьесы Форе, Равеля («Вокализ в форме хабанеры»), Рахманинова («Вокализ»), Метнера («Соната-вокализ», «Сюита-вокализ»), Стравинского («Пастораль»), Джордано, Респиги, Концерт для голоса (колоратурное сопрано) Глиэра, Таривердиева, Арутюняна.
Диапазон - греч «через всё». Совокупность звуков, заключённая в интервале между нижним и верхним звуками голоса, инструмента, вокальной или инструментальной партии.
Имброльо - итал. imbroglio – «путаница», «замешательство». В итальянских операх-буффа и весёлых драмах – большая ансамблевая сцена всеобщкго возбуждения и замешательства, обычно завершающая 1-й (из двух) или 2-й (из трёх или четырёх) акт.
Инженю - франц. ingé nue – «наивная, «невинная». Актёрское амплуа юной девушки-невесты. В операх обычно поручаются высокому лирическому сопрано (Памина, Эльза, Нанетта, Софи).
Кабалетта - итал. cabaletta. В операх XIX в. – заключительный раздел большой арии или дуэта, исполняемый в быстром темпе (синоним – стретта). Кабалетта Манрико из оп. Верди «Трубадур».
Каватина - итал. cavatina. В операх XVIII в. – короткая ария без da capo (Ария Графини из 2-го акта «Свадьбы Фигаро» Моцарта). С конца XVIII в. этим термином часто обозначались выходные арии персонажей, а в XIX в. развёрнутые арии, в т.ч. с кабалеттой.
Кантата - итал. cantata, от cantare - «петь». Со 2-ой половины XVIII в. термин кантата применяется к самым разнообразным произведениям, как духовным, так и светским, преимущественно многочастным, обычно для хора, солистов и оркестра. Как правило, отличается от оратории меньшими размерами, однородностью содержания, менее развитым сюжетом. Кантилена - лат cantilena – «пение». В современном значении – напевная вокальная или инструментальная мелодия. В другом значении – способность певческого голоса к певучему исполнению мелодии.
Колоратура - итал. coloratura – «украшение». Виртуозные, технически трудные фигурации в вокальной музыке. Синоним – фиоритура (ит. fioritura – «цветение»). Классические случаи колоратурного письма для высокого (колоратурного) сопрано – партии Констанцы, Фьордилиджи, Царицы ночи, Лючии, Цербинетты, ария Виолетты из 1-го акта, романс Алябьева «Соловей», для колоратурного меццо-сопрано – партии Розины, Золушки, для колоратурного тенора – ария Идоменея из 2-го акта, партия Альмавивы. Колоратурными ариями, в т.ч. для баса изобилуют кантаты и оратории Баха и др. мастеров позднего барокко.
Магнификат - лат Magnificat – «величит». Церковное песнопение (библейская песнь) на текст «Величит душа моя Господа». Звучит с антифоном в конце вечерни. Среди авторов XV – XVI в. – Дюфаи, Виктория, Палестрина, Лассо. Достигает вершины у Баха и Моцарта. Обычно радостного, ликующего характера. В тексте из Евангелия от Луки выражена радость девы Марии, ожидающей рождение Христа.
Мадригал - итал. madrigale, от madre – «мать»: песня на родном [материнском] языке. В исходном значении – поэтическая и музыкальная форма, распространённая в Италии в XIV в. В более позднем понимании – вокальная пьеса на светский поэтический текст. Месса - лат missa, от mitto – «отпускаю». Богослужение католической церкви. Многочастное произведение для хора, солистов, оркестра (органа) на латинский текст каталической Литургии. Kyrie eleison («Господи, помилуй»), Gloria (Слава в вышних Богу»), Credo («Верую в единого Бога»), Sanctus\Benedictus («Свят Господь Бог Саваоф и благословен»), Agnus Dei («Агнец божий, взявший на себя грехи мира, помилуй нас, даруй нам мир»). Бах, Палестрина, Гайдн, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Лист, Брукнер, Яначек, Стравинский, Пуленк. Оратория - итал. oratorio – «часовня». Крупное музыкальное произведение для певцов-солистов, хора и оркестра, обычно на сюжет из священной истории. От кантаты отличается большими масштабами, развёрнутым сюжетом, в отличие от оперы предназначена не для сценического, а для концертного исполнения. Истоки оратории – в духовных упражнениях, которые практиковались на собраниях конгрегации св. Филиппо Нери, (середина XVI в. Рим). Собрания происходили в часовне (отсюда наименование жанра). Авторы ораторий: Кариссими, Кальдара, А.Скарлатти, Метастазио, Гендель, Телеман, Бах, Гайдн, Бетховен, Берлиоз, Шуман, Онеггер, Стравинский, Пендерецкий, Денисов, Шостакович, Свиридов.
Опера - итал. opera, букв. труд, дело, произведение. Музыкально-драматическое произведение, в котором партии актёров полностью поются. В опере соединены музыка, слово и сценическое действие. Возникла в Италии на рубеже XVI, XVII веков. Первоначально называлась «драма на музыке». Название «опера» появилось в середине XVII в. В придворное зрелище, каким были первые оперы, подлинный драматизм вдохнул К.Монтеверди. Тип классической оперы-сериа («серьёзной оперы») представлен в творчестве А.Скарлатти, Во Франции в XVII в. складывается лирическая трагедия», которую представляли Ж.Б.Люлли и Ж.Ф.Рамо. Кратковременный расцвет оперы в Англии связан с именем Г.Пёрселла, в Германии начала XVIII в. – Р.Кайзера. В Испании развивается родственный опере жанр сарсуэлы. Одновременно формируется новый жанр комической оперы. В разных странах появляются особые разновидности этого жанра: балладная опера в Англии, опера-буффа в Италии, опера-комик во Франции, зингшпиль в Германии и Австрии. Вершиной развития оперы в XVIII в. стало творчество Моцарта, который обобщил достижения разных национальных школ. Существенному обновлению подвергается опера в эпоху романтизма. Обогащаются средства музыкальной выразительности, в первую очередь, за счёт усиления самостоятельной роли оркестра. Это отразилось в некоторых операх-спасения, получивших развитие в годы Великой французской революции. Для её сюжетов характерно нарастание опасности для положительных героев, но всегда благополучная развязка («Фиделио» Бетховена, оперы Л.Керубини). Итальянский оперный романтизм, связанный с освободительным движением, берёт начало в творчестве Россини. Завершив традицию жанров опер-сериа и опер-буффа высшим образцом - «Севильским цирюльником», он создаёт оперы, проникнутые героикой и пафосом борьбы. Расцвет оперного романтизма в Италии связан с Беллини, Доницетти, Верди. Во Франции появляется жанр большой оперы, в которой судьбы главных героев показаны на фоне исторических конфликтов (Обер, Мейербер, Галеви). Для немецкой романтической оперы 20-30 г.г. XIX в. (К.М.Вебер) характерны народность образов. Р.Вагнер глубоко реформировал структуру оперы, добившись непрерывности действия при господствующей роли оркестра. Явлением мирового значения стало появление в XIX в. русской оперы, первым классиком которой стал М.И.Глинка. Даргомыжский, Мусоргский, Чайковский, Римский-Корсаков искали пути обновления оперного жанра – народно-хоровые сцены становятся важным элементом драматургии. При большой роли оркестра сохраняется равновесие вокального и инструментального начала. Вслед за русской школой выдвигаются другие национальные оперные школы: польская (С.Монюшко), и чешская (Б.Сметана и А.Дворжак). Во 2-й половине XIX в. в оперном творчестве усиливаются реалистические тенденции, заметно проступающие во французской лирической опере (Ш.Гуно, Ж.Массне). Одной из вершин оперного реализма становится «Кармен» Ж.Бизе. Драматизмом страстей отличаются последние оперы Верди. На рубеже XIX и XX в.в. в ит. опере господствующее положение приобретает веризм. Масканьи, Леонкавалло, отчасти Пуччини отдают предпочтение жизни и переживаниям простых людей. Развитие оперы на протяжении XX в. шло сложными путями. Значительно изменяются её образный строй и драматургическая структура под воздействием новых художественных течений – импрессионизма (К.Дебюсси), экспрессионизма (Р.Штраус), неоклассицизма (Стравинский, Хиндемит). Возникают новые виды опер – джазовая (Гершвин), рок-опера. Значительны оперные достижения Прокофьева, Шостаковича, Щедрина, Хренникова. Portamento - итал.portare la voce – «переносить голос». Способ певучего исполнения мелодии при помощи лёгкого, замедленного скольжения от одного звука к другому, отделённому узким интервалом. Используется в пении и игре на смычковых инструментах как приём выразительного интонирования мелодии.
Реквием - лат. requies – «покой». Католическая заупокойная месса от первого слова латинского текста («Покой вечный даруй им, Господи»). Лассо, Палестрина, Моцарт, Керубини, Берлиоз, Лист, Брамс, Шуман, Верди, Гуно, Дворжак, Форе, Пуччини, Стравинский, Бриттен, Кабалевский. В православной церкви Реквиему соответствует заупокойная литургия, на которой исполняется кондак «Со святыми упокой» (его тему Чайковский использовал в 6-ой симфонии) и др. заупокойные песнопения. Речитатив - итал. recitare – «произносить наизусть», «декламировать». Тип вокального письма (обычно для одного голоса), воспроизводящий общий ритмический и интонационный рисунок естественной речи. Речитатив в сопровождении basso continuo именовался recitative semplice («простой речитатив») или recitative secco («сухой речитатив»), а речитатив, поддержанный также и другими инструментами, - recitative accompagnato.
Stabat mater - лат. Stabat mater dolorosa – «стояла Матерь скорбящая». В XVIII в. создавалось для солирующих голосов и оркестра (с участием хора и без него) – Перголези, Гайдн. Из позднейших наиболее известны произведения Шуберта, Россини, Дворжака, Верди, Шимановского, Пуленка, Пендерецкого. Страсти - пассион, от лат. passio – «страдание». Музыкальное произведение на евангельский сюжет о Страданиях Христовых. «Страсти по Иоанну» - произведение И.С.Баха BWV 245 для солистов, хора и оркестра. «Страсти по Луке» - оратория Пендерецкого для чтеца, солистов, хоров и оркестра. «Страсти по Марку» - И.С.Бах (большая часть музыки утеряна). «Страсти по Матфею» - И.С.Бах для солистов, хоров, оркестров. Субретка - франц.soubrette – актёрское амплуа во франц. театре XVIII в.: умная молодая служанка, иронически комментирующая поведение своих хозяев и часто принимающая участие в их интригах (Блонда, Деспина), но и Сюзанна. Лёгкое м-сопрано или сопрано. Стретта - итал. stringere – «сжимать», «уплотнять» - ускорение темпа в кульминационном эпизоде, например, в оперном финале.
Тесситура - итал. tessitura – «ткань», «фактура». Диапазон, в котором преимущественно разворачивается та или иная исполнительская партия. В соответствии с природными возможностями певческих голосов различаются высокая, средняя и низкая.
Травести - франц. travesti, от франц. travestir – «переодевать», «наряжаться». Оперная партия мальчика или юноши, предназначенная для женского голоса. Среди самых известных примеров – Керубино, Ваня, Ратмир, Оскар, Зибель, Лель, Октавиан, Граф Орловский. В барочных оп. практиковалась обратная форма «травестирования»: партии пожилых женщин нередко исполнялись мужчинами. В опере Прокофьева «Любовь к трём апельсинам» партия Кухарки обозначена автором, как «хриплый бас». Фальцет - итал falsetto, от falso – «ложный». Самый верхний (головной) регистр мужского голоса. При пении фальцетом вибрируют только края связок (при пении в грудном регистре связки вибрируют по всей длине). В результате образуетя характерный мягкий, несильный звук, сравнительно бедный обертонами. Певец берёт ноты, выходящие за пределы его диапазона. В операх тембр фальцета используется для создания особых эффектов, часто юмористических.
|