![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Словарная работа на уроках литературного чтения.
Методика словарной работы в школе предусматривает четыре основных направления: - обогащение словаря; - уточнение словаря; - активизация словаря; - устранение нелитературных слов. Обогащение словаря предполагает усвоение новых, ранее неизвестных учащимся слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в их словарном запасе. Уточнение словаря — это развитие гибкости словаря, а именно: - наполнение содержанием тех слов, которые усвоены учащимися не вполне точно, путем включения их в контекст, сопоставления близких по значению слов и противопоставления антонимов, сравнения значений и т.п.; - усвоение лексической сочетаемости слов, в том числе во фразеологических единицах; - усвоение иносказательных значений слова, многозначности слов, в том числе значений, обусловленных контекстом; - усвоение лексической синонимии и тех оттенков смысловых значений слов, которые свойственны отдельным синонимам в синонимической группе. Активизация словаря — это перенесение как можно большего количества слов из пассивного словаря ребенка в словарь активный (пассивный словарь человека содержит слова, которые он понимает, но не употребляет в собственной речевой практике). Слова включаются в предложения и словосочетания, вводятся в пересказ прочитанного, в беседу, в рассказ. Устранение нелитературных слов — это перевод из активного словаря в пассивный диалектных, просторечных, жаргонных слов, которые дети усвоили под влиянием речевой среды. Все названные направления работы над словом постоянно взаимодействуют. Обязательным требованием к методике словарной работы является восприятие слова в контексте. На уроке чтения не выделяется специального этапа для словарной работы, но с ней неразрывно связаны все виды занятий. На этапе подготовки к первичному восприятию текста работают лишь с теми немногими словами, незнание которых помешает сознательному восприятию произведения (устаревшая лексика, термины). При этом слова, которые необходимо объяснить до чтения, учитель включает в свой рассказ или беседу. Остальные новые для детей слова осмысливаются в процессе работы над содержанием. Слово объясняется сразу по прочтении предложения. Наблюдения над поэтическими выражениями, яркими эпитетами, словами, раскрывающими авторский замысел и идейное содержание, проводятся при повторном чтении на этапе анализа произведения. Существуют следующие приемы объяснения и уточнения значения непонятных слов: 1) показ предмета, явления или действия в естественных условиях; 2) показ картины, рисунка, чучела, макета; 3) замена слова описательным оборотом; 4) подбор синонимов; 5) подбор антонимов; 6) рассказ учителя о предмете или явлении; 7) полное логическое определение понятия; 8) экскурсия с целью наблюдения явления; 9) подведение частного понятия под общее; 10) расчленение общего понятия на частные; 11) объяснение слова через его состав, через историю возникновения; 12) включение слова в контекст. В целях активизации словаря школьников учитель планирует такие задания, которые побуждают детей к использованию необходимых слов в собственной речи. В беседу вводятся такие вопросы, ответы на которые не могут быть сформулированы без употребления новых слов. Но наиболее эффективной формой активизации словаря является пересказ. При подготовке к нему учащиеся отмечают слова и выражения, которые обязательно следует использовать для передачи идеи произведения.
|