Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Послеоктябрьский период творчества Горького. Драматургия советских лет.
Октябрьская революция, которую Горький, близкий к большевикам, ждал, во многом его разочаровала. Вместо " интеллектуального обогащения" он увидел " русский бунт, бессмысленный и беспощадный", – в душе не принял его, но вину за него возложил не столько на тех, кто стоял во главе его, сколько на сам русский народ. «Главнейшим возбудителем драмы я считаю не " ленинцев", не немцев, не провокаторов и контрреволюционеров, – писал он, – а – более злого, более сильного врага – тяжелую российскую глупость» (Несвоевременные мысли). Свое отношение к революции Горький высказал в сборниках публицистических статей " Революция и культура. Статьи 1917 г." (1918) и " Несвоевременные мысли. Заметки о революции и культуре" (1918), " О русском крестьянстве" (1922) В них с одной стороны, писатель проникнут идеями высокого гуманизма, выросшего из христианства. С другой стороны, многое в его суждениях оскорбительно для русского национального самосознания (" жестокость русского народа"; " среда полудиких людей" и т.д.) Он считал, что интеллигенция должна взять на себя " великий труд духовного врачевания народа" – только это может спасти страну. В 1918 г. при его непосредственном участии было организовано издательство " Всемирная литература". В послереволюционные годы писатель взял на себя миссию " ходатая" за интеллигенцию перед новой властью, добивался освобождения заключенных, хлопотал о выдаче пайков ученым. Позиция, которую занял писатель в послереволюционные годы, не удовлетворяла большевиков, и прежде всего, Ленина. В 1921 г. по его настоятельной рекомендации Горький выехал за границу " для лечения". Фактически это было удаление инакомыслящего. Горький планировал вернуться через несколько месяцев, однако жизнь распорядилось иначе: его возвращение состоялось более чем через десять лет. В эти годы он работал над завершением автобиографической трилогии – писал повесть " Мои университеты" (1923). Им были также созданы роман " Дело Артамоновых" (1925), пьеса " Егор Булычев и другие" (1932). Наиболее масштабным произведением последних лет стала эпопея " Жизнь Клима Самгина". Положение Горького было непростым. Фактически будучи эмигрантом, он не находил общего языка с русской эмиграцией. В июне 1933 вернулся на родину. Тогда организовал издание книжной серии " Библиотека поэта", выпуск журналов " Наши достижения" и " Литературная учеба" (в первом номере которого им были намечены принципы нового метода – социалистического реализма). Требованием нового метода было " умение писателей смотреть на прошлое и настоящее с высоты высоких целей будущего". Несомнен интер представл драматург Г этого периода. Она обобщает его предшествующие искания, проливает на них дополнительный свет. Возобновление его активной драматургической деятельности можно отнести к 1932 году, когда одну за другой он создает пьесы «Сомов и другие», «Достигаев и другие», «Васса Желазнова», “Егор Булычев и другие”. Следует поговорить о пьесе «Егор Булычев». Не все безоговорочно приняли новое произведение Горького. Кое-кому показалось, что пьеса уж слишком “широкодушна”, что она означает отклонение писателя от строго пролетарской позиции: разве можно с таким сочувствием изображать капиталиста Булычева?! Пьесы “Егор Булычев и другие” и “Достигаев и другие” рассматривались Горьким как части единого драматургического цикла. Во второй пьесе действие происходит в период октябрьск революц. Герои перв части стан участник революц борьбы. Заканчивается пьеса взятием власти большевиками. Следом за “Булычевым” и “Достигаевым” Горький думает написать еще пьесы, где бы центральными героями были большевик Рябинин и прислуга Булычева Глафира, но осуществить этот замысел он не успел. Драмат Г 30-х годов отлич глубок и последоват историзм. Замысел его пьес определялся особой идейной задачей-показать историческую смену эпох, значение октябрьск революц.
|