Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Драматургия БулгаковаБ одним из первых в советской литературе поставил вопрос о судьбах интеллигенции. Наиболее последовательно он прозвучал в его драматургии. Обращение к театру не было случайным. Писатель стремился высказаться, но его произведения не печатались по идеологическим соображениям, и драматургия осталась для него единственным средством живого диалога с читателем-зрителем. Созданные писателем пьесы разнообразны и по проблематике, и по форме. Вначале он обращается к традиционной для 20-х г теме революции и гражданской войны. «Дни Турбиных». Центральной фигурой пьесы становится полковник Алексей Турбин. Такие люди, как он, составляли гордость старой русской армии, цвет военной интеллигенции. Осознав обреченность белого движения, его антинародность, он переживает духовный кризис. Турбин пока не может перестроиться, чтобы идти работать к большевикам, а поэтому предпочитает смерть, спасая жизнь двумстам юнкерам и студентам. С одной стороны, смерть командира дивизиона гетманской армии полковника Турбина закономерна, поскольку символизирует крушение иллюзий последних защитников «белого дела». Но в то же время гибель честного русского офицера поистине трагична. Практически он совершает самоубийство. Выявленная Булгаковым двойственность позиции Турбина отражает противоречия времени. Писатель трижды обращался к сюжету о жизни семьи Турбиных, каждый раз меняя название произведений. Тальберг обрисован как предатель, спасающийся «крысьей побежкой». Он олицетворяет подлость, вероломство, крайнюю бесчеловечность. Конкретный образ постепенно становится символом старого мира, который неизбежно должен погибнуть и в концентрированном виде отражает происходящее в стране. Основным в пьесе становится прием контраста. Положительные герои получают более пространную характеристику, деятели «белой армии» описаны как «штабная орава». В разное время Булгаков написал пьесы «Зойкина квартира», «Багровый остров», «Бег», «Кабала святош», «Адам и Ева», «Блаженство» и отделившаяся от нее пьеса «Иван Васильевич», «Александр Пушкин» («Последние дни»), «Батум». «Бег» можно рассматривать как своеобразное продолжение «Белой гвардии». Писатель показывает дальнейшую судьбу тех, кто в «Днях Турбиных» пошел на Дон. В пьесе рассказывается о поражении белой гвардии в Крыму, о бегстве белогвардейцев в Константинополь, о трагедии людей, вынужденных покидать Родину. В «Беге» показывает мучительный процесс поиска пути, который приводит героев к духовному кризису, глубокой драме и даже трагедии. Герои Булгакова (Мышлаевский, Серафима, Голубков) пока не видят своего реального места в новой действительности. Основными становятся рассуждения о патриотизме и Родине, долге и совести. Особое место в пьесе занимает образ генерала Хлудова. Образ Хлудова организует все действие, он противопоставляется остальным героям пьесы. Речевая характеристика героя откровенно ориентируется на библейские тексты. Образ Хлудова раскрывается через «сны», видения, сквозные мотивы, диалогизированные монологи, а также через конкретные поступки. Происходящее с героями напоминает кошмарные сны, и автор указывает на это, давая подзаголовок пьесе-«8 снов». Каждая картина-это ужасный тяжелый сон. Написал трагифарс «Зойкина квартира». Сюжет пьесы был весьма актуален для тех лет. Предприимчивая Зойка Пельц пытается скопить денег на покупку заграничных виз для себя и своего любовника, организуя подпольный бордель в собственной квартире. В контрасте двух центральных образов, Аметистова и графа Обольянинова, проступает глубинная тема пьесы: тема исторической памяти, невозможности забвения прошлого. Граф Обольянинов отказывается понять, что такое «бывший граф», он с демонстративным простодушием не принимает новые ценности и хамелеонство проходимца Аметистова, администратора в зойкином «ателье». Но отношения с театром тоже не сложились. В 1929 г все пьесы снимаются с постановок, ничего не печатается. Только после по заказу МХАТа он пишет пьесу о сталине «Батум», но сам Сталин не пропускает её. «Нельзя такое лицо, как Сталин, делать романтич героем, нельзя ставить его в выдуман положения и вклад в его уста выдуман слова». Больше при жизни писателя не поставили ни одной его пьесы и не напеч ни одного его слова. Данная страница нарушает авторские права? |