![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Учебно-методические материалы. к самостоятельному изучению темы № 12Стр 1 из 5Следующая ⇒
к самостоятельному изучению темы № 12 «Модернизация системы образования в мире в начале XXI века»
После изучения этой темы студенту необходимо: · понимать сущность модернизации образования как перманентного состояния образовательной системы; · знать основные мировые тенденции в развитии образования и уметь с их учетом анализировать систему образования любой страны; уметь выделять в ней общее и отличное от систем образования других стран; · понимать и уметь обосновывать позитивные и негативные явления в образовании и знать эмпирические признаки их проявления в педагогической реальности стран мира; · уметь анализировать и оценивать мировые тенденции в развитии высшей школы.
Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Школьные системы образования на современном этапе в мире: структура, модели, сроки обучения. 2. Дифференциация обучения и подходы к ее решению. Обучение одаренных учащихся. 3. Мировые тенденции развития высшей школы. Проблемы и перспективы развития Болонского процесса. Основная литература: 1. Бордовская, Н.В. Педагогика и психология: учеб. пособие для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан, С.И. Розум. – СПб: Питер, 2007. – С. 301-314. 2. Джуринский, А.Н. История педагогики / А.Н. Джуринский. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. С 333-347. 3. Капранова, В.А. История педагогики: учеб пособие / В.А. Капранова.- М.: Новое знание, 2007. С.165-184. 4. Капранова, В.А. Сравнительная педагогика. Школа и образование за рубежом: учеб. пособие / В.А. Капранова. – Минск: Новое знание, 2004. С. 17-38, С. 109-165. 5. Островский, Э.В. Психология и педагогика: учеб. пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышев, под ред. Э.В. Островского. – М., 2007. С. 241-255.
Дополнительная литература: 1. Давыдов, Ю.С. Болонский процесс и российские реалии / Ю.С. Давыдов – М., 2004. 2. Гершунский, Б.С.Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б.С. Гершунский. - М, 1998. 3. Гусинский, Э.Н. Введение в философию образования / Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова. – М., 2000. 4. Джуринский, А.Н. Развитие образования в современном мире: учеб. пособ. / А.Н. Джуринский.– М., 1999. 5. Концепция развития педагогического образования в Республике Беларусь: Постановление Совета Министров РБ от 18 апр. 200 г., № 527. - Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2000. - С. 3-13. 6. Латыш, Н.И. Образование на рубеже веков / Н.И.Латыш. – Минск: НИО, 2000. 7. Салимова, К. Педагогика народов мира: История и современность / К.Салимова, Н. Додде. – М.: Педобщество России, 2001.
Опорный конспект: Государственная образовательная политика – особая область политики государства, местного самоуправления. В узком смысле политика в области образования – система мер, направленных на реализацию приоритетов в сфере образования. В более широком плане государственная политика включает идеалы, ценности, цели, задачи, принципы, механизмы реализации. Государственная образовательная политика определяет стратегию развития образования. Система образования – один из основных социальных институтов, важнейшая сфера становления личности, исторически сложившееся общенациональное разнообразие типов и видов образовательных учреждений и органов управления ими, действующих в интересах воспитания подрастающих поколений, подготовки их к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности, а также удовлетворения профессиональных образовательных потребностей. Модернизация (франц. modernisation, от moderne - новейший, современный) – изменение в соответствии с новейшими, современными требованиями и нормами, например, модернизация (обновление) технического оборудования, производственного процесса и т.д. Модернизация системы образования – процесс формирования модели образования, отвечающей вызовам XXI века. Модернизация образования – это политическая и общенациональная задача, решение которой должно обеспечить достижение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Гуманизация – это принцип реформирования системы образования, который означает «очеловечивание» взаимоотношений всех участников образовательного процесса; преобразование учебно-воспитательного процесса учебного заведения на основе признания личности и ученика (студента), и педагога высшей жизненной ценностью; при этом целью оптимизации образовательного процесса выступает развитие гуманной личности, защита ее достоинств, прав и свобод. Гуманизм – совокупность взглядов, выражающих уважение достоинств и прав человека на свободу, счастье, всестороннее развитие и проявление своих способностей. Гуманитаризация – это принцип реформирования системы образования, который предполагает увеличение в учебных планах и программах объема социально-гуманитарных дисциплин, включение гуманитарных знаний в содержание учебных предметов естественно-научного цикла, что способствует развитию у обучающихся гуманитарного мышления, формированию у них целостной картины мира. Демократизация – принцип реформирования системы образования, который обеспечивает образовательный выбор личности в обществе; аналитико-прогностическое управление системой образования на всех уровнях; включение участников образовательного процесса в управление делами учебных заведений; развитие школьного (вузовского) самоуправления. Дифференциация – это принцип реформирования системы образования, который реализует индивидуальный подход в обучении и воспитании; предполагает изменение учебных планов и программ, методов и содержания образования, темпов и сроков обучения в соответствии с потребностями, возможностями, интересами обучающихся; создание учебных заведений различных типов, профильных классов, классов поддержки и коррекции и др.
|