Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
I. Встреча Шулепникова и Глебова.
«Когда осенью сорок седьмого во дворе института Глебов увидел Шулепникова, узнал его…» – «Словом, это был тип!»
- Как повествователь проводит сравнение-сопоставление судеб двух героев. Почему при этом используется несобственно-прямая речь?
- Каким образом смешиваются в этом отрывке правда и вымысел. Для чего это нужно было повествователю?
- Назовите внешние приметы статуса Шулепникова и Глебова. Расспросите кого-либо из людей старшего поколения об этих приметах (какое значение было у них, при общении чувствовалось ли социальное неравенство и т.д.).
- Попробуйте обозначить отношение повествователя к героям. Какие слова, фразы в тексте могут подтвердить ваши слова?
- Как бы вы охарактеризовали изменения в жизни героев со времён детства (друзья, интересы и т.д.). Можно ли назвать эти изменения катастрофическими? Почему?
- Можно ли применить к этим героям категории: положительный герой, отрицательный герой.
II. Вечеринка в квартире Сони Ганчук.
«Была какая-то вечеринка у Сони…» – «–А я жалею. – Она погладила его по щеке. – Ты какой-то неприкаянный…».
- Как Трифонову удаётся создать образ вечеринки – образ времени? (он отличает какого-либо одного героя и затем следит за ним или создаёт многоголосие?) Какими различными формами речи пользуется повествователь (прямая речь, несобственно-прямая речь)?
- Как повествователь создаёт образ времени (приметы времени, лексические средства, факты, документы?). Подтвердите свои размышления текстом.
- «Был поэт, гремевший на студенческих вечерах оглушительными жестяными стихами…». Можно ли предположить, кто был этим поэтом (прототип)? Можно ли говорить, что этот образ «Поэта» ироничен?
- Повествователь говорит о вечеринке у Сони и о молодёжи – «чушь», «чепухенция», «жесть»; но одновременно это и – «наслаждение», «радость». Отчего такая двойственность? Чего больше в этом воспоминании: иронии, осуждения, ностальгии?
- Соня – «тургеневская девушка». Вы согласны с таким определением, данным одним из героев романа? Ганчук в финале романа почти прямо «определит» Глебова как «современного Раскольникова». Можно ли поэтому утверждать, что Соня Ганчук больше похожа на Сонечку Мармеладову?
III. Безымянный рассказчик о Глебове
«Я помню как он меня мучил и как я, однако, любил его…»
- Почему смена рассказчика – повествователя не подтверждается в структуре произведения (не выделяется в отдельную главу или часть)? Из-за этого может возникнуть путаница (как в данном случае: о ком идёт речь – о Глебове или Антоне Овчинникове?).
- Согласитесь ли вы с определением «Безымянного рассказчика»: «Вадька Батон – никакой»? Что это значит?
- Воспоминания о детстве: чего больше – воспоминания старых обид, испытаний, попыток определить характеры других людей, истории формирования характера…?
- Как бы мог выглядеть рассказ о событиях детства, поданный устами Сони Ганчук? Лёвки Шулепникова? Каким образом изменилось бы восприятие читателем этого прошлого?
- Какие приметы указывают на сходство судеб «Безымянного рассказчика» и Трифонова?
- Почему рассказ о «разгроме Ганчука» на Учёном совете прерывается рассказом-воспоминанием о том, как «Безымянный рассказчик» покидал Дом на набережной (со слов: «И ещё помню, как уезжали из того дома на набережной…»)?
|