Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Студенческий Дом коммуны на ул. Орджоникидзе

 

" Именно в студенческом жилье открываются наиболее благоприятные возможности создания жилья коммунального типа", - считал архитектор И.С. Николаев, по проекту которого в 1929-1930 гг. на ул. Орджоникидзе (бывш. 5-й Донской проезд) был построен студенческий дом-коммуна. Действительно, студенчество представляет собой очень однородную по возрасту и социальному составу среду, объединенную общими интересами, занятиями и досугом. " Все это должно дать крепкую спайку коллективу". Кроме того, молодые люди еще не создали собственных семей, не накопили собственным трудом материальных благ, не обустроили собственного домашнего очага, которые были бы им дороги и просто привычны, а потому им теоретически ничего не препятствует отказаться от всего этого. К тому же молодежь еще не имеет жизненного опыта, который также предостерегает людей старшего поколения от резких поворотов, но обладает мощным энтузиазмом, восприимчивостью к новым идеям, активностью и радикализмом. Именно эти качества студенчества делали его наиболее благодатным материалом для создания нового человека и общества.

Что представляла собой жизнь в доме-коммуне на ул. Орджоникидзе? Дом состоит из трех корпусов: спального, санитарно-спортивного и учебного. Узкий и протяженный восьмиэтажный корпус пронизан коридорами, соединяющими спальные кабины, в каждой из которых живет по два человека. Обстановка кабины подчеркнуто минималистична: две кровати, два табурета и подоконник, заменяющий стол. Во-первых, это должно было способствовать оздоровлению обстановки: " за счет лишних вещей надо дать место в комнате воздуху и солнцу". А во-вторых, предполагалось, что большую часть дня коммунар будет проводить в общественных помещениях, а спальная кабина служит только для сна и отдыха.

В санитарно-спортивном корпусе находились раздевальни с индивидуальными шкафчиками, души, умывальни, уборные, спортивный зал, солярий и медпункт. Мы видим здесь те же установки на здоровую и активную жизнь, что и других домах-коммунах.

Общественный блок предоставлял студенту все необходимое для жизни и работы. В нем находилась столовая, в которой одновременно помещалось 25% жителей, кухня, комнаты отдыха и фойе с журнальными столиками. Здесь же располагались библиотека, помещения для всевозможных кружков, для " делового использования" - чтения, черчения, штудирования и т.п. Развитый коммунальный блок создает условия для ежедневного разностороннего развития личности путем общения и работы в коллективе.

Каждый студент мог заниматься как в общем зале, так и в индивидуальной кабине, имеющей только стол и стул. То есть индивидуальное пространство предполагалось, но было сокращено до минимума. Коммунар может быть один только тогда, когда это необходимо - во время сна или сосредоточенной умственной работы. В остальное время он пребывает в коллективе. Его собственность также ограничивается необходимым минимумом. Вообще дух минимализма пронизывает весь дом. Как отмечает исследовательница Хазанова, " в сооружении все поражает нарочитым нигилизмом".

Таким образом, студенческий дом-коммуна на ул. Орджоникидзе должен был воплощать в жизнь идею создания нового человека, но иначе, чем, например, дом Наркомфина. Во-первых, этот дом был лишен переходных черт и предполагал немедленное погружение человека в социалистическую жизнь. Во-вторых, жителями этого дома были студенты, об особенностях которых уже говорилось выше. В-третьих, в студенческой коммуне человек жил до окончания учебы, то есть всего несколько лет, которые должны были заложить в каждом коммунаре основы нового быта, новой жизненной позиции и новых взаимоотношений. Затем на его место приходил новый коммунар и проходил ту же школу будущей жизни. Такая система, напоминающая конвейер, теоретически позволяла ускорить процесс создания человека новой эпохи.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
К 40-летию нашумевшей выставки 01 декабря 1962 года | Советы родителям детей с аутизмом
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал