6.1. Череп: стигмы дизэмбриогенеза черепа
| 6.2. Лицо
стигмы дизэмбриогенеза
симметрия мимической мускулатуры
парез, паралич
| Лицо. Мимика
живая, выразительная
вялая, маловыразительная
лицо амимичное
|
Лицо. Тонус мимических мышц:
физиологический
гипотонус
гипертонус
дистония
| Лицо. Нос:
строение не нарушено
деформация носа
западение спинки носа
атрезии ноздрей: полные; неполные; односторонние
двусторонние
атрезии хоан: полные; неполные; односторонние; двусторонние
другие аномалии строения
| 6.3. Безусловные рефлексы, рефлексы орального автоматизма (для детей с ОП ЦНС, синдромом ДЦП
|
6.4. Артикуляционный аппарат. Верхняя челюсть:
без особенностей
расщелина справа/слева полная/неполная
двусторонняя: полная/ неполная
другие аномалии строения
| Артикуляционный аппарат. Нижняя челюсть:
без особенностей
аномалии
| Тонус мышц нижней челюсти:
физиологический
гипотонус
гипертонус
дистония
|
Непроизвольные движения (оцениваются во время еды, при мимических проявлениях, при звуковых реакциях во время бодрствования):
в полном объеме
ограничено опускание челюсти
ограничены боковые движения
ограничены движения при открывании рта
ограничены движения при закрывании рта
нарушено откусывание
нарушено жевание
другие нарушения движений
Соотношение между верхней и нижней челюстью:
не нарушено
тенденция к формированию прогении
тенденция к формированию прогнатии
| Губы. Строение:
без особенностей
толстые
тонкие
наличие расщелины: односторонняя; справа; слева; полная; неполная
двусторонняя: полная; неполная
наличие пареза мышц губ
деформация верхней губы
деформация нижней губы
укорочение верхней губной уздечки
другие аномалии строения
| Губы. Положение губ в покое:
губы сомкнуты
спастическое напряжение губ
плотное смыкание рта
губы плотно не смыкаются
рот полуоткрыт
губы вялые
перетягивание угла рта в одну сторону: вправо; влево
опускание угла рта вниз: справа; слева
|
Губы. Непроизвольные движения губ (оцениваются во время еды, при мимических проявлениях, при звуковых реакциях во время бодрствования):
движения в полном объеме
губы не округляются при присасывании
пища подтекает из угла рта: справа; слева; с двух сторон
ребенок быстро устает во время еды
не снимает пищу губами
при крике (или других звуковых реакциях) перетягивается угол рта вверх: справа; слева
при крике (или других звуковых реакциях) опускается угол рта: справа; слева
другие нарушения движений
| Губы. Мышечный тонус губ, круговой мышцы рта:
физиологический
гипотонус
гипертонус
дистония
насильственные движения в мышцах губ
тремор
гиперкинезы
| Язык. Строение:
без особенностей
толстый
тонкий
большой, массивный
узкий, “игольчатый”
складчатый
кончик языка не выражен
кончик языка раздвоен
другие аномалии строения языка
|
Язык. Наличие пареза, паралича, атрофии мышц языка. Положение языка в покое:
язык по средней линии
язык тонкий, распластан в полости рта
напряженный, отодвинут назад (кзади)
спинка языка приподнята
спинка языка спастически изогнута, приподнята вверх
кончик языка приподнят кверху
кончик языка не выражен
язык отклоняется в правую сторону
язык отклоняется в левую сторону
синюшный цвет языка
| Язык.
Непроизвольные движения языка:
движения в полном объеме
ограничены движения в правую сторону
ограничены движения в левую сторону
ограничены движения кверху
ограничены движения книзу
ограничены движения кзади
ограничены движения кончика языка вперед
складывается “лодочкой”
упирается кончиком в твердое небо
другие нарушения движений
Мышечный тонус языка:
физиологический
гипотонус
гипертонус
дистония
| Язык.
Синеет при непроизвольных движениях:
больше справа
больше слева
кончик языка
весь язык
Насильственные движения языка:
тремор
гиперкинезы
фибриллярные подергивания
|
Подъязычная уздечка:
без особенностей
укорочена
укороченная уздечка с массивным тяжем
наличие двух и более укороченных тяжей
другие аномалии строения
| Твердое небо:
строение:
без особенностей
высокое
узкое
уплощенное
широкое
плоское
наличие расщелины
другие аномалии строения
| Мягкое небо:
cтроение:
без особенностей
наличие расщелины
другие аномалии строения
наличие пареза:
отклонение увуля от средней линии вправо (при крике);
отклонение увуля от средней линии влево (при крике);
провисание всей небной занавески;
|
непроизвольные движения мягкого неба:
движения в полном объеме;
затруднено глотание;
поперхивание при глотании;
попадание пищи в нос;
| наличие саливации:
появление саливации в вертикальном положении на руках у взрослого (4 мес.);
слюна подтекает преимущественно: справа; слева; с двух сторон;
интенсивность саливации: незначительная; умеренная; обильная; усиливающаяся при определенных условиях
| 6.5. Наличие оральных синкинезий
|
6.6. Дыхательный аппарат.
Тип дыхания:
брюшное дыхание (до 6 мес.);
смешанное дыхание (после 6 мес.);
инфантильное дыхание (преобладание брюшного дыхания, большая частота дыхания, недостаточная глубина);
стридорозное дыхание.
Ритм дыхания:
без особенностей
дискоординация вдоха и выдоха
нарушение ритма дыхания, сосания, глотания
нарушение ритма дыхания, жевания, глотания
нарушение ритма дыхания, фонации, артикуляции
поверхностный вдох
укороченный, слабый выдох
наличие утечки воздуха через носовые ходы
| 6.7. Первые звуковые безусловно-рефлекторные реакции:
Крик:
громкий
звонкий
достаточно сильный
интонационно-выразительный (с 2-3-месячного возраста)
наличие интонации в крике, оттенков недовольства, радости и т.д. (с 4-месячного возраста)
тихий
маловыразительный
слабый, но с коротким вдохом и удлиненным выдохом
захлебывающийся
истощающийся
визгливый
прерывающийся
сдавленный
пронзительный
болезненный
с носовым оттенком
отдельные всхлипывания на вдохе
отдельные вскрикивания на вдохе
крик афоничный
вместо крика гримаса на лице
другие особенности крика
крик отсутствует
| раздражители, вызывающие крик:
физиологическая реакция (после сна, перед кормлением, реакция на дискомфорт и т.д.)
часто беспричинно
кричит постоянно, не успокаивается в позе “по грудью”, при виде пищи, ощущении соска, соски бутылки
Плач (со слезотечением с 2 месячного возраста):
громкий
звонкий
достаточной силы
тихий
слабый
захлебывающийся
истощающийся
с носовым оттенком (нозализованный)
плач афоничный
другие особенности плача
Кряхтенье:
активное
слабое
нет звуков кряхтенья
Причмокивание:
активное
слабое
нет звуков причмокивания
|
Наличие голосовых модуляций (с 4 -5-месячного возраста).
Повизгивание:
активное;
слабое;
нет звуков повизгивания.
Хныканье:
активное;
слабое;
нет звуков хныканья.
Радостные возгласы:
активные;
слабые;
нет звуков.
Смех (с 4 мес.):
радостные возгласы, смех в ответ на эмоционально-речевое общение;
нет радостных возгласов и смеха.
| 6.8. Предпосылки формирования активной речи.
Звуки гуканья, гыканья: (с 1 мес):
издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним;
активное, частое гуканье;
редкие звуки гуканья;
звуки гуканья:
раздражители, вызывающие гуканье:
непроизвольно;
на присутствие взрослого в поле зрения ребенка;
на эмоционально-речевое общение со взрослым;
на звук игрушки;
на яркую игрушку в поле зрения ребенка;
на тактильное прикосновение взрослого;
при сочетании ряда раздражителей
только при вокализации выдоха в ходе дыхательной гимнастики;
звуков гуканья нет.
| Звуки гуления (с 2 мес):
повторно произносит отдельные звуки (2 мес, методика выявления в диагностике нервно-психического развития детей 1-го года жизни);
гулит (4 мес.);
активное, частое гуление;
редкие звуки гуления;
звуки гуления
раздражители, вызывающие гуление:
непроизвольно
в комплексе оживления (с 3 мес)
на присутствие взрослого в поле зрения ребенка
на присутствие другого ребенка (в условиях дома ребенка)
на эмоционально-речевое общение со взрослым
на звук игрушки
на яркую игрушку в поле зрения ребенка
на тактильное прикосновение взрослого
при сочетании ряда раздражителей:
только при вокализации выдоха в ходе дыхательной гимнастики
звуков гуления нет.
|
Певучее гуление (с 5 мес.):
активное певучее гуление
редкие звуки певучего гуления
звуки певучего гуления
раздражители, вызывающие певучее гуление:
непроизвольно
на присутствие взрослого в поле зрения ребенка
на присутствие другого ребенка (в условиях дома ребенка)
на эмоционально-речевое общение со взрослым
на звук игрушки; на яркую игрушку в поле зрения ребенка
на тактильное прикосновение взрослого
при сочетании ряда раздражителей
только при вокализации выдоха в ходе дыхательной гимнастики
звуков певучего гуления нет
| Лепет (с 6 мес.):
произносит отдельные слоги лепета - начало лепета (6 мес):
интонированный;
однообразные слоги лепета;
неинтонированный;
отдельные слоги лепета
нет отдельных слогов лепета;
| подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги (7 мес):
лепет интонированный
лепет неинтонированный
слоги лепета
нет слогов лепета
громко, четко и повторно произносит различные слоги (8 мес)
слоги лепета разнообразные
слоги лепета однообразные
лепет интонированный
лепет неинтонированный
слоги лепета
нет слогов лепета
|
подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в его лепете (9 мес.):
слоги лепета разнообразные
слоги лепета однообразные
произосит слоговые цепочки
произносит отдельные слоги лепета
редкие слоги лепета
недифференцированные звуки
лепет интонированый
лепет неинтонированный
произносимые слоги, звуки
| раздражители, вызывающие лепет:
непроизвольно
в ходе предметно-делового общения со взрослым
на присутствие взрослого в поле зрения ребенка
на присутствие другого ребенка (в условиях дома ребенка)
на эмоционально-речевое общение со взрослым
на звук игрушки
на яркую игрушку в поле зрения ребенка
на тактильное прикосновение взрослого
при сочетании ряда раздражителей
только при вокализации выдоха в ходе дыхательной гимнастики
не подражает взрослому, не повторяет за ним слоги
звуков лепета нет
| подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете (10 мес.):
не подражает взрослому, не повторяет за ним новые слоги.
Первые лепетные слова (с 11 мес.):
наряду с лепетом пользуется лепетными словами
редко пользуется лепетными словами
произносимые лепетные слова
нет первых лепетных слов
легко подражает новым слогам, произносит 5-10 облегченных слов (с 12 мес)
не подражает новым слогам, не произносит облегченные слова
|
Звуковая активность ребенка повышается:
в ходе тактильно-эмоционального общения взрослого и ребенка
в ходе эмоционально-речевого общения ребенка и взрослого
в ходе предметно-действенного общения ребенка и взрослого
при сочетании различных форм общения.
| 6.9. Предпосылки формирования понимания речи (7-12 мес.)
6.10. Слуховые ориентировочные реакции (10 дн-12 мес.)
6.11. Зрительные ориентировочные реакции (10 дн-12 мес.)
| 6.12. Эмоции и эмоциональное поведение (1-12 мес.)
6.13. Движения руки и действия с предметами (с 3 мес.)
Врожденные аномалии строения пальцев рук и рук
|
Мышечный тонус рук:
гипотонус
гипертонус
дистония
положение кисти рук:
ротация кнаружи
ротация вовнутрь
положение пальцев рук:
сжаты в кулаки, большие пальцы лежат под четырьмя остальными
сжаты в кулаки, большие пальцы лежат сверху остальных
пальцы разведены
| зрительно-моторная координация рук:
приближение рук ко рту, сосание пальцев (с 2 мес.)
приближение руки к глазу или носу (с 2 мес.)
фиксация своей руки, захватывание руки (с 3 мес.)
наличие реакции ощупывания своих рук (с 3, 5 мес.)
перекладывание игрушки из руки в руку (с 5 мес.)
| формирование дифференцированных захватов и противопоставлений пальцев рук:
ладонный захват
захват нижней третью пальцев рук
захват верхней третью пальцев рук
захват двумя пальцами большим и указательным (с 8 мес.)
захват тремя пальцами (с 10 мес.)
указательный жест (с 9 мес.)
|
6.14. Движения общие
7. Речевое заключение
8. Задачи (рекомендации) логопедической работы:
9. Подпись логопеда.
|