Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Выбор темы рефератаСтр 1 из 4Следующая ⇒
Введение Написание реферата является одной из важных форм самостоятельной учебной деятельности. В «Толковом словаре русского языка» дается следующее определение: «реферат - краткое изложение содержания книги, статьи, исследования, а также доклад с таким изложением». Реферат- это самостоятельное произведение, свидетельствующее о знании литературы по предложенной теме, её основной проблематики, отражающее точку зрения автора на данную проблему, умение осмысливать явления жизни на основе теоретических знаний. Реферат является одной из форм углубленного изучения первоисточников, применение полученных знаний к анализу процессов и явлений общественной жизни, деятельности специалиста- производственника. Подготовка реферата способствует всестороннему знакомству с литературой по избранной теме, создает возможность комплексно использовать приобретенные навыки работы с книгой, развивает самостоятельность мышления, умение на научной основе анализировать явления действительности и делать выводы для практической работы. Предлагаемые методические указания могут быть использованы при написании реферата по любой учебной дисциплине. Методические рекомендации по написанию реферата по учебной дисциплине в соответствии с ГОСТ Р 6.30-2003, ГОСТ 7.32-2001, ГОСТ 2.105-95 и предназначены для студентов и преподавателей техникума.
Организация работы над рефератом
выбор темы реферата 1.1.1 Работа над рефератом начинается с выбора темы исследования. Выбирая круг вопросов своей работы, не стоит спешить воспользоваться списком тем, предложенным преподавателем. Надо попытаться сформулировать проблему своего исследования самостоятельно. 1.1.2 При определении темы реферата нужно учитывать и его информационную обеспеченность. С этой целью, во- первых, можно обратиться к библиотечным каталогам, а во- вторых, проконсультироваться с преподавателем и библиотекарем. Полезно также знать, что ежегодно в последнем номере научного журнала публикуется указатель статей, помещенных в этом журнала за год. Отобрав последние номера журнала за несколько лет, можно разыскать по указателям, а затем найти в соответствующих номерах все статьи по той или иной теме, опубликованные в журнале за эти годы. 1.1.3 Тематика рефератов обычно определяется содержанием учебных дисциплин, направлением научно - исследовательской работы. Разрабатывается преподавателем, рассматривается на заседании ПК и утверждается заместителем директора по учебной работе техникума. Студент может предложить свою тему реферата, согласовав ее с преподавателем. 1.2 Формулировка цели и задач реферата.
1.2.1 Выбрав тему реферата и изучив литературу, необходимо сформулировать цель работы и составить план реферата. Цель - это осознаваемый образ предвосхищаемого результата. Возможно, формулировка цели в ходе работы будет меняться, но изначально следует её обозначить, чтобы ориентироваться на нее в ходе исследования. Можно предложить два варианта формулирования цели: - формулирование цели при помощи глаголов: исследовать, изучить, проанализировать, систематизировать, осветить, изложить (представления, сведения), создать, рассмотреть, обобщить и т. д. - формулирование цели с помощью вопросов. 1.2.2 Цель разбивается на задачи - ступеньки в достижении цели. Задача - то, что требует исполнения, разрешения.
1.3 Работа над планом.
1.3.1 Работу над планом реферата необходимо начать еще на этапе изучения литературы. План - это точный и краткий перечень положений в том порядке, как они будут расположены в реферате, этапы раскрытия темы. Иногда план составляется до начала изучения литературы, что позволяет изучать источники под углом зрения уже намеченной проблемы. Важно, чтобы каждый пункт плана раскрывал одну из сторон тему, а все пункты - охватывали ее целиком. 1.3.2 Существует два основных типа плана: простой и развернутый (сложный). В простом плане содержание реферата делится на параграфы, а в развернутом на главы и параграфы. 1.3.3 При работе над планом реферата необходимо помнить, что формулировка пунктов плана не должна повторять формулировку темы. 1.3.4 Главными композиционными разделами работы являются следующие: - Введение - это одна из составных и важных частей реферата. Введение обычно содержит вступление, обоснование актуальности выбранной темы, формулировку цели и задач реферата, краткий обзор литературы по проблеме, историю вопроса и вывод. - Основная часть. В ней раскрывается как теоретическая основа проблемы, так и ее практическое применение. Ценно историческое исследование рассматриваемого в реферате вопроса. Особую значимость имеет практическая часть работы. Желательно, чтобы студент представил рассматриваемый вопрос применительно к производству, отметив не только положительные, но и отрицательные стороны его применения. Целесообразно наметить рекомендации по устранению причин недостатков.Содержание реферата должно соответствовать теме, полно ее раскрывать. Следует стремиться к тому, чтобы изложение было ясным, простым, точным и при этом выразительным. - Заключение – это самостоятельная часть реферата. Оно не должно быть переложением содержания работы. Заключение должно содержать основные выводы в сжатой форме, оценку полноты и глубины решения тех вопросов, которые вставали в процессе изучения темы. Оно содержит краткие выводы и конкретные предложения. - Приложение помещается после Заключения и включает материалы, дополняющие основной текст реферата. Это могут быть таблицы, схемы, фрагменты источников, иллюстрации, фотоматериалы, словарь терминов, афоризмы, изречения, рисунки и т. д.
1.4 Хранение рефератов 1.4.1 Выполненные студентами рефераты хранятся 1 год в кабинетах соответствующих дисциплин или учебной части. По истечении указанного срока все работы, не представляющие для кабинета интереса, списываются по акту. 1.4.2 Лучшие рефераты, представляющие учебно-методическую ценность, могут быть использованы в качестве пособий в кабинетах и лабораториях образовательного учреждения.
|