Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теория и методика воспитания. В современной педагогической практике существует несколько понятий: «форма воспитательной работы», «воспитательное мероприятие»
В современной педагогической практике существует несколько понятий: «форма воспитательной работы», «воспитательное мероприятие», «дело» и др. Видимо, имеет право на существование каждое из этих понятий, ибо носит определенный оттенок отображаемого педагогического явления. В «Энциклопедическом словаре» понятие «форма» имеет несколько значений: «1) внешнее очертание, наружный вид, контуры предмета; 2) внешнее выражение какого-либо содержания; 3) установленный образец чего-либо; 4) приспособление для придания чему-либо определенных очертаний; 5) одинаковая по цвету и крою одежда; 6) совокупность приемов и изобразительных средств художественного произведения». Очевидно, что каждое значение отражает и смысл понятий «форма воспитательной работы» и «форма организации воспитательного процесса». С точки зрения педагогической формы воспитания (воспитательной работы) – это способы организации, существования и выражения содержания воспитательного процесса, в которых определяются варианты организации воспитывающей деятельности детей, их взаимодействия со взрослыми, композиционное построение конкретного дела, его содержание, методика и техника подготовки, проведения и педагогического анализа. «Воспитательное мероприятие» рассматривается как отдельный акт воспитательной работы, организованный как групповая деятельность, вовлекающая воспитанников в запланированные педагогом отношения. Понятие «дело» в методике коллективной творческой деятельности (И. П. Иванов) трактуется с позиций субъекта творческой деятельности – воспитателя и воспитанника. Этим и объясняется исключение «формальных» слов – «форма» и «мероприятие». В условиях гуманизации воспитания меняется и его методика, что напрямую имеет отношение к выбору организационных форм воспитания, т.е. влечет за собой потребность пересмотра и перестройки традиционных форм, творческого подхода к поиску новых, нетрадиционных форм, обогащения палитры используемых в практике форм внеурочной деятельности учащихся. Любая форма внеурочной деятельности имеет целью развитие определенного отношения к чему-либо: музыке, живописи, природе, книге, другому человеку, учебе и т. д. Причем это отношение выражено в предметном (для воспитанника) и воспитательном (для педагога) результате. В зависимости от этого выбирается форма: классный час, лекторий, экскурсия, разговор при свечах, диспут, «девичник», школьный бал. Потом уже определяется конкретное название (с учетом возраста, специфики класса, особенностей предмета, отношение к которому формируется). Чем многообразнее и ярче палитра организационных форм воспитательной работы, тем легче достигается цель и решаются задачи воспитания[18]. ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:
|