Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ч а с т ь III






Административное право и законность в управлении
(темы 44–48)

Законность является одним из важнейших принципов государственного управления. Сущность законности состоит в единообразном понимании и точном соблюдении действующего законодательства всеми органами государства, общественными организациями, должностными лицами и гражданами.

Законность охватывает все звенья управленческой деятельности, обеспечивает единообразное понимание и применение правовых норм, как управляющими, так и управляемыми. Режим законности в государственном управлении является частью общего режима законности в государстве.

В деятельности органов государственного управления законность основывается на принципах ее общеобязательности, верховенства законов, подзаконности управленческой деятельности, недопустимости противопоставления законности и целесообразности, неразрывной связи с культурностью, единства закон­ности. Для реализации принципа законности недостаточно наличия самих законов и других правовых актов. Принцип законности включает также и необходимость того, чтобы исполнение законов и других правовых актов реально обеспечивалось. Лишь при этом условии можно говорить о наличии законности в полном ее значении, о ее роли в государственной и общественной жизни. Проблема обеспечения законности исключительно важна в деятельности органов внутренних дел.

Обеспечивать законность – это значит пресекать малейшие нарушения закона, предупреждать их, принимать меры к ликвидации причин, их порождающих, восстанавливать нарушенные права и законные интересы граждан и организаций, наказывать виновных, создавать атмосферу неотвратимости наступления ответственности, воспитывать работников аппарата управления в духе строжайшего соблюдения целей и буквы закона.

Деятельность по обеспечению законности в государственном управлении осуществляется по двум основным направлениям:

1) обеспечение строгого соблюдения законности каждым звеном аппарата управления и каждым его работником в целях организации четкой работы, поддержания государственной дисциплины;

2) обеспечение охраны и защиты прав и законных интересов граждан в повседневной деятельности аппарата управления.

В широком плане можно выделить гарантии обеспечения законности: экономические, вытекающие из многообразия форм собственности; политические, вытекающие из принадлежности власти народу; правовые, заключающиеся в наличии механизма восстановления нарушенных правовых норм и полного порядка их применения, который максимально предупреждал бы возможность нарушений.

В то же время наличие этих объективных факторов само по себе полностью еще не решает задачи обеспечения законности. Необходимы также и специальные меры, заключающиеся в деятельности определенных органов и должностных лиц с целью охраны законности.

Специальными организационно-правовыми способами обеспечения законности в области государственного управления являются: контроль, надзор, право жалобы.

Все органы, занимающиеся вопросами обеспечения законности и дисциплины, наделены для этого государственно-властными полномочиями, что придает их деятельности государственно-правовой характер. Такая деятельность понимается в качестве способа обеспечения законности и дисциплины.

Наиболее всеобъемлющим способом обеспечения законности является контроль. В зависимости от субъектов, его осуществляющих, и характера их полномочий можно выделить:

1) контроль Президента Республики Беларусь;

2) контроль органов законодательной (представительной) власти;

3) контроль органов исполнительной власти;

4) контроль органов судебной власти.

 

Контроль позволяет активно вторгаться в сферу осуществления органами государственного управления законов и других государственных актов, выявлять недостатки, давать обязательные для исполнения указания по устранению допущенных нарушений.

Контрольные полномочия Президента Республики Беларусь в области государственного управления обусловлены его конституционным статусом как главы государства, гаранта Конституции Республики Беларусь, прав и свобод граждан. Президентский контроль в сфере управления осуществляется в двух основных формах:

а) непосредственный контроль Президента Республики Беларусь;

б) президентский контроль через соответствующие президентские структуры, например, через Комитет государственного контроля Республики Беларусь.

Контроль органов исполнительной власти делится на: надведомственный и внутриведомственный.

Надведомственный контроль осуществляют:

а) органы управления общей компетенции – Совет Министров Республики Беларусь, исполкомы местных советов депутатов;

б) межотраслевые министерства, государственные комитеты и другие центральные ведомства.

Отраслевой (внутриведомственный) контроль осуществляется органами отраслевой компетенции за органами одной системы в пределах подведомственности. Организация внутриведомственного контроля позволяет органу, его осуществляющему, активно вмешиваться в деятельность подконтрольного объекта и оперативно устранять причины недостатков.

Административный надзор – один из способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.

Он состоит в организации наблюдения за исполнением специальных правил и требований, установленных законами, актами правительства, ведомственными актами, а также самими органами, осуществляющими административный надзор.

В качестве субъектов административного надзора выступают, как правило, специальные государственные инспекции. Административный надзор сочетает в себе контрольные и надзорные функции. Органы, осуществляющие административный надзор, имеют право не только констатировать факты нарушений, но издавать обязательные указания об их устранении и о совершении необходимых действий в целях их недопущения впредь, разрешать или запрещать –определенные действия, работы, приостанавливать деятельность предприятий и учреждений, применять к виновным меры административного воздействия.

Согласно Конституции Республики Беларусь высший надзор за точным и единообразным исполнением законов республиканскими, местными органами государственного и хозяйственного управления и контроля, местными советами депутатов и иными органами местного самоуправления, воинскими формированиями и учреждениями, органами государственной безопасности, внутренних дел и милиции, субъектами хозяйствования независимо от принадлежности и форм собственности, учреждениями и организациями, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями, должностными лицами и гражданами осуществляют Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуратуры.

Объем общего надзора прокуратуры ограничивается конкретной деятельностью органов управления (издание актов управления; совершение действий по выполнению законов и иных нормативных актов).

Прокурор в процессе осуществления общенадзорной деятельности использует особые методы воздействия и формы правового реагирования на нарушения законности. Полномочия прокурора по общему надзору заключаются в праве: истребовать акты органов управления, предприятий, учреждений, организаций; требовать от руководителей поднадзорных органов и должностных лиц представления необходимых документов и сведений, проводить на месте проверку исполнения законов в деятельности поднадзорных органов; требовать от руководителей поднадзорных органов проверок и ревизий деятельности подведомственных им учреждений, предприятий, организаций; требовать от должностных лиц устных или письменных объяснений по поводу нарушения закона.

Методами общенадзорной деятельности прокурора являются:

1) проверка актов, издаваемых поднадзорными органами (проверяется компетенция и форма издания акта, уточняется, не наносит ли его исполнение ущерба государству, не ущемляет ли законных прав и интересов граждан и т. д.);

2) проверка исполнения законов в деятельности органов государственного управления, предприятий, учреждений, организаций;

3) участие прокурора в заседаниях исполкомов советов депутатов (с правом совещательного голоса);

4) использование материалов контрольно-ревизионных органов;

5) обобщение обращений граждан (предложений, заявлений, жалоб);

6) обобщение судебно-следственной практики;

7) обобщение и изучение публикуемых в печати сообщений о нарушении законности.

Правовыми формами реагирования прокурора на нарушения законности в области государственного управления являются: протест, представление, предписание, официальное предупреждение, постановление.

Среди способов обеспечения законности в государственном управлении важная роль принадлежит судебному контролю, который осуществляют: Конституционный суд Республики Беларусь, суды общей юрисдикции, хозяйственные суды.

Конституционный суд Республики Беларусь, являясь судебным органом конституционного контроля, разрешает в пределах своей компетенции исключительно вопросы права. Он рассматривает дела и дает заключения о соответствии Конституции Республики Беларусь законов, декретов и указов Президента Республики Беларусь нормативных актов обеих палат Национального Собрания, постановлений Совета Министров, актов Верховного суда, Высшего хозяйственного суда, Генерального прокурора; дает заключения о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь.

Если Конституционный суд Республики Беларусь признает неконституционным закон или иной нормативный акт, за законностью которого он правомочен, осуществлять контроль, то они утрачивают юридическую силу. Решения, принимаемые Конституционным судом Республики Беларусь, обязательны на всей территории Республики Беларусь для всех органов государственной власти, предприятий, учреждений и организацией, должностных лиц и граждан.

Суды общей юрисдикции осуществляют свои задачи путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях уголовных, гражданских, а также административных дел. Суд использует только ему присущий метод деятельности – разбирательство дел в судебном заседании.

В отличие от прокуратуры, никакого систематического наблюдения за деятельностью органов государственного управления суды не осуществляют, опротестовывать незаконные действия и акты этих органов они не вправе.

Однако суд стоит на страже законности в государственном управлении. В строго определенных случаях, специально предусмотренных законом, суд оценивает при рассмотрении конкретных дел правомерность действий должностных лиц органов государственного управления. В этих случаях суд может и отменять незаконные акты органов государственного управления или должностных лиц.

Если при рассмотрении конкретного дела суд установит причины и условия, способствующие нарушению законности на предприятиях, в учреждениях, организациях, в органах государственного управления, выявит факты ущемления прав и законных интересов граждан, то есть нарушения нормальной работы органов управления, то он вправе вынести частое определение.

Частное определение выносится в адрес руководителя того органа государственного управления, в котором вскрыты нарушения, либо в адрес вышестоящего органа или руководителя. Указания суда, изложенные в частном определении, обязательны для исполнения администрацией.

Суды рассматривают жалобы на действия должностных лиц органов управления, ущемляющих права и законные интересы граждан. Предложения, заявления и жалобы граждан играют существенную роль в охране субъективных прав граждан. Кроме того, они являются способом обеспечения законности в государственном управлении.

Нормативные акты к темам 44–48:

О Президенте Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь // Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь. – 1997. – № 24. – Ст. 463.

О Совете Министров Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь // Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь. – 1998. – № 29–30. – Ст. 466.

О Прокуратуре Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь // Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь. – 1993. – № 10. – Ст. 95.

Об обращениях граждан: Закон Республики Беларусь // Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь. – 1996. – № 21. – Ст. 376.

О Конституционном суде Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь // Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь. – 1997. –
№ 25–26. – Ст. 466.

О Комитете государственного контроля Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь // Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. – 1996. – № 34. – Ст. 891.

Положение о Комитете государственного контроля Республики Беларусь: Утверждено указом Президента Республики Беларусь от 15 июля 1997 г.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал