Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
I. Информационное обеспечение.
Основой управления является процесс получения и анализа информации о состоянии управляемой системы с целью разработки уравленческого решения. Еще Норберт Винер писал в своей знаменитой книге " Кибернетика", что решение задач управления - это получение информации и ее обработка. Информация в управлении имеет 3 основных назначения: 1.для разработки решений; 2.для оценки настоящего состояния и разработки перспектив развития системы; 3.для контроля выполнения решений; При организации в ЛПУ информационного обеспечения используемая в управленческом процессе информация должна отвечать следующим качественным характеристикам: 1. Достоверность – информация должна строго соответствовать объективным показателям деятельности ЛПУ. 2. Достаточность – количество информации должно достаточно полно характеризовать наиболее существенные стороны деятельности ЛПУ. 3. Доступность – информация не может допускать различных толкований. 4. Оперативность – информацию необходимо представлять в сроки, позволяющие ее осмыслить и принять управленнчское решение. В лечебно – профилактических учреждениях управленческая информация подразделяется на следующие виды: 1. По целевому назначению – плановая, медико-статистическая. 2. В зависимости от среды – внутренная и внешняя. 3. По общему назначению – директивная и справочно-нормативная. 4. По степени охвата – общая для данного учреждения и местная, только для отдельных подразделений учреждения. 5. По степени узаконности – утвержденная вышестоящими органами управления здравоохранением и утвержденная внутри учреждения руководителем и не утвержденная. 6. По направлению движения – входящая и исходящая. 7. По периодичности – периодическая и разовая. 8. По стабильности – переменная и постоянная. 9. По способу приема и передачи – почтовая, телефонная, в том числе по факсу, по электронной почте. 10. По форме изложения – устная и писменная. По характеру поступления различают два основных вида информации: - систематизированная; - не систематизированная. К систематизированной информации относятся: - утвержденная медико-статистическая отчетность; - ежемесячная, ежеквартальная оперативная информация о деятельности лечебно-профилактического учреждения; - ежедневная, ежедекадная оперативная информация о работе лечебно-диагностических отделений и вспомогательных подразделений ЛПУ. Данная информация должна поступать главному врачу и его заместителям с заранее установленными содержанием и сроки. Не систематизированная информация передается руководителю ЛПУ в связи с непредвиденными событиями в ходе работы учреждения и требующими срочного вмешательства руководителя (например, внезапная смерть больного, внутрибольничная инфекция, не выход на работу сотрудников и др.). На практике главный врач ЛПУ и его заместители чаще всего встречаются с темя видами информации: - внутренней; - внешней; - научно-медицинской. Внутренная информация вырабатывается и потребляется в самом звене управления ЛПУ для поддержания его функционирования в определенном режиме. То есть, касается непосредственной деятельности ЛПУ. Объем оперативной информации по видам, периодичности и срокам поступления зависит от уровня управления. Например, информационное обеспечение главного врача ЦРБ и его заместителей включает следующие основные виды информации: 1. Медико-демографические: - рождаемость населения района; - смертность населения района; - общая заболеваемость населения района, ее уровень и структура; - инвалидность населения, ее уровень и структура. 2. Показатели деятельности стационара ЦРБ: - использование коечного фонда; - качество медицинской помощи в стационаре по материалам экспертной оценки; - показатели экстренной хирургической помощи; - летальность по отделениям. 3. Показатели деятельности поликлиники ЦРБ: - показатели нагрузки на врачебную должность; - показатели участковасти; - объем помощи на дому; - частота расхождения диагнозов поликлиники и стационара; - полнота охвата населения профилактическими медицинскими осмотрами; - показатели диспансеризации населения; - полнота охвата населения прививками против инфекционных заболеваний; - показатели деятельности женской консультации и родильного дома; - о работе клинико-экспертной комиссии ЛПУ по врачебной экспертизе временной нетрудоспособности; - качество медицинской помощи в поликлинике по материалам экспертной оценки. 4. Другие виды информации: - о ходе выполнения комплексного плана работы лечебно-профилактического учреждения; - о лекарственном и материально-техническом снабжении ЛПУ; - о работе вспомогательных подразделений ЛПУ (бухгалтерия, пищеблок, прачечная, гараж и др.); - о ходе выполнения финансового плана (бюджета) ЛПУ. Источниками информации при анализе деятельности ЛПУ являются первичная и отчетная медицинская документация. Потоки управленческой информации анализируют исходя из 3 подходов: количественного, смыслового и прагматического-с точки зрения полезности для управления. В системе информационного обеспечения ЛПУ важное значение имеют отделы (кабинеты) медицинской статистики. Деятельность отделов (кабинетов) медицинской статистики включает следующие разделы: 1. организация статистического учета по утвержденным МЗ и СР РФ учетным формам; 2. контроль за правильным ведением документации и достоверностью содержащейся в ней информации; 3. составление сводных (ежедневных, месячных, квартальных) учетных документов и исчисление показателей, необходимых для оперативного использования главным врачом и заведующими структурными подразделениями; 4. составление периодических (месячных, квартальных, полугодовых и годовых) статистических отчетов; 5. проведение специальных статистических разработок по заданию главного врача; 6. подготовка статистических материалов по анализу деятельности учреждения. Процедура разработки управленческого решения имеет следующую последовательность операций: 1.разработка вариантов решения с учетом полученной информации; 2.анализ и оценка вариантов; 3.принятие окончательного варианта решения; 4.постановка задач подчиненным. На практике встречаются несколько типов решений: 1. решение с риском, но степень риска должна быть рассчитанной; это оптимальное решение; 2. уравновешенное решение, так сказать со страховкой, обеспечивающей тыл; в принципе это хорошее решение, но от него не приходится ждать большого эффекта, новизны и эволюции; 3. импульсивное решение (по принципу была- не была); чаще всего такие решения принимаются при резком дефиците времени и при полном отсутствии информации; 4. запоздалое решение, в этом случаи руководитель либо долго колеблется, либо плохо организовал работу по выработке решения. В здравоохранении можно выделить следующие основные виды управленческих решений: 1.социальные (кадры, их подготовка, распределение, условия их жизни и труда); 2.медицинские (организация, качество, совершенствование лечебно-диагностического процесса, вопросы профилактики и диспансеризации и др.); 3.административные, организационно – распорядительные (регламентации, инструкции и т.д.); 4.ресурсные (финансы, сеть, обеспечение лекарствами, медицинской и оргтехникой); 5.хозяйственные (развитие материальной базы, организация питания и др.); 6.по организации контроля исполнения. В зависимости от формы управляющего воздействия решения бывают 3 степеней. Наивысшей из них является приказ, затем распоряжение и наконец, рекомендация. Эффективность принятых решений во многом зависит от постановки контроля исполнения.
|