Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Способы развития памяти с помощью мнемических приемов.






Родители должны понять, что простая тренировка практически не помогает улучшить память. Зато можно много достичь, использую разнообразные мнемические приемы. Совершенно очевидно, что не все приемы в равной степени доступны каждому ребенку. Это зависит от уровня развития и индивидуальных особенностей его личности. Однако младшие школьники уже способны классифицировать, группировать материал, искать ассоциации, пользоваться опорными пунктами, составлять мнемические планы. При этом очень важно, чтобы занятия доставляли ребенку радость. Родители должны всячески поощрять исследовательские наклонности ребенка, радоваться каждому «почему», способствовать самостоятельному поиску ответов на вопросы. Приемы запоминания могут быть разнообразными.

  1. Группировка материала. Почти любой материал можно разделить на части или группы. Этот прием называется группировкой. Например, любой параграф содержит вступление, основную часть, заключение выводы. Кроме того, информацию можно делить на определенные, четко обозначенные части – классы. В данном случае нагрузка уменьшается ровно во столько раз, на сколько частей или классов был разделен подлежащий запоминанию материал.
  2. Ассоциации. Полезно учить ребенка образно представлять себе то, что требуется запомнить, привлекать самые разнообразные ассоциации. Психика человека устроена таким образом, что любая новая информация помимо нашей воли «цепляет», затрагивает старую, уже известную. Такие процессы, присущие всем людям, называют ассоциациями. Чтобы использовать эту способность запоминания, достаточно задать ребенку вопрос: что напоминает тебе это слово, этот рисунок? А напоминать новая информация может что угодно. Это зависит от возраста, устремлений, опыта, уровня развития, актуального состояния, пола ребенка и т.д. Поэтому не стоит отвергать, отрицать, критиковать то, что предлагает ребенок, даже если вам данная ассоциация кажется неприемлемой или не совсем удачной.
  3. Схематический образ. К самым доступным и распространенным способам запоминания можно отнести перекодирование информации, когда то, что представляется в виде рисунка, картины и т.п., называется, описывается словами, и наоборот, слова или фразы воспроизводятся с помощью рисунка. Можно использовать для обучения методику пиктограммы. Ребенку для запоминания предлагаются простые фразы (например: «Девочке подарили куклу»).

Сила-в развитии.

Завершая разговор о развитии культурной памяти, можно воспользоваться метафорой: память можно сравнить с деревом, которое может быть маленьким и слабым, тихим и спокойным, а может быть большим и сильным, растущим, развивающимся.

В основе быстрого роста любого растения – много факторов, но первопричина заключается в сильной и здоровой корневой системе. В нашем случае это природная память.

Когда учащийся анализирует материал, он развивает свою культурную память. В этом случае разные виды памяти участвуют в процессе запоминания и человек быстро и успешно справляется с задачей.

 

Игра «Геометрические человечки». (из книги И.В. Павлов «Хочу учиться! Родителям о психологической подготовке ребенка к школе». – СПб.: Речь, 2008. – 160с.)

Эта игра направлена в первую очередь на развитие у детей воображения и мышления. Но незаметно для себя в ней дети учатся и таким важным школьным навыкам, как умение внимательно слушать взрослого, выполнять задание по образцу, отвечать на вопросы и смело высказываться перед другими детьми и педагогом.

Для игры понадобятся лишь бумага и карандаши. Взрослый предлагает ребенку (или группе детей) послушать необычную «Сказку о геометрических человечках» и порисовать. Когда дети приготовятся слушать и рисовать, взрослый начинает рассказ, одновременно делая зарисовки к рассказу, а дети повторяют за ним. Во время зарисовок можно делать небольшие паузы и «обсудить» нарисованное, так как рассказ наверняка это вызовет у них бурные эмоции. Когда сказка будет рассказана и обсуждена с детьми, им можно предложить пофантазировать и нарисовать, как жили эти человечки – как ели, какая у них была посуда (у круглого – круглая, у квадратного – квадратная и т.д.), в каких домах жили, на каких машинах ездили и какая была собака у каждого из них.

«Сказка о геометрических человечках»

Представьте себе, что где-то в космосе на одной планете, то ли круглой (рассказчик рисует круг), то ли квадратной (рисует квадрат), а может треугольной (рисует треугольник), а может, даже овальной (рисует овал) жили необычные человечки. Это были круглый человек (рисует круглого человека), квадратный (рисует квадратного), треугольный (рисует треугольного человека) и овальный (рисует овального человека). Жить они старались дружно, но иногда все же спорили между собой. Однажды они затеяли вот такой спор:

-Солнце круглое, - сказал круглый человек, и нарисовал вот так (рисует круглое солнце)

- А я не согласен! – ответил квадратный человек, - потому что оно квадратное! – и нарисовал квадратное солнце (рисует квадратное солнце)

- Еще чего, вмешался в разговор треугольный человек, конечно солнце треугольное, - и нарисовал треугольное солнце (рисует треугольное солнце)

-Да нет же! Разве вы не видите, что наше солнце овальное! – не выдержал овальный человек и нарисовал большое овальное солнце (рисует овальное солнце).

Долго они еще так спорили, но в итоге каждый остался при своем мнении. Кто же был прав? (Дети предлагают свои варианты)

Оказывается, все были правы! А дело в том, что круглый человек смотрит на мир своими круглыми глазами, квадратный – квадратными, а треугольный какими? Треугольными! А овальный какими? Овальными! Поэтому одни и те же вещи они видят совсем по-разному. Квадратный человек видит все похожим на квадрат, круглый видит все похожим на круг, треугольный считает, что все вокруг треугольное, а овальный считает, что все состоит из овалов.

В общем, вот такие смешные и разные человечки живут вместе где-то в космосе на маленькой планете, то ли круглой, то ли квадратной, или треугольной, а может быть, овальной, ведь на этот счет у каждого из них собственное мнение.

 

Игра «Логические деревья» (из книги И.В. Павлов «Хочу учиться! Родителям о психологической подготовке ребенка к школе». – СПб.: Речь, 2008. – 160с.)

В эту игру можно играть с детьми от 4 до 7 лет. В игре дети развивают внимание, память, логическое мышление (умение классифицировать и обобщать различные предметы). Кроме того, игра может пригодиться и при обучении детей чтению

Необходимые материалы:

  • 2 игровых поля примерно формата А3. На одном поле изображено дерево из 2 веток, на втором поле – дерево из 3 веток.
  • Карточки с изображениями предметов к обобщающим понятиям и названиям предметов (названия должны быть напечатаны под каждой картинкой)
  • Карточки с пиктограммами эмоций
  • Карточки с напечатанными обобщающими понятиями
  • Карточки с буквами алфавита

Игра основана на сказке. Ведущий рассказывает или читает детям «Сказку о волшебных деревьях». Затем предлагает им поиграть в волшебников. Ведущий показывает игровое поле и просит разместить на нем картинки, взяв за основу одно из обобщающих понятий. Например, к рамке на стволе дерева прикладывается карточка ПРЕДМеТЫ, к каждой из двух больших веток прикладываются карточки, например. ИГРУШКИ и ПОСУДА. Далее дети должны, в зависимости от обобщающих понятий, разместить на игровом поле вокруг каждой из больших веток подходящие картинки. После того, как дети расположат все картинки на игровом поле. Ведущий вместе с ними проводит обобщение:

- как можно все это (перечисляет названия предметов. Изображенных на картинках) назвать одним словом (игрушки, посуда). А как теперь можно назвать посуду и игрушки одним словом? (Предметы) Значит, на нашем дереве растут предметы!

Ведущий может намеренно совершить ошибки, провоцируя детей на их исправление и самостоятельные рассуждения. Например, картинку с чайником ведущий может поместить среди игрушек и спросить у детей:

- Правильно? Почему?

Игра может проводиться как индивидуально, так и с небольшой группой детей. Например, в форме соревнования, когда каждый из участников или каждая из команд старается быстрее и правильнее заполнять картинками свою часть поля.

Чтобы разнообразить содержание игры, детям можно предложить такие ее варианты:

«Угадай лишнее» (развитие внимания и мышления) – ведущий раскладывает предметы на «дереве», специально добавив к каждой группе по 1-2 лишний предмета (например, на ветку с посудой помещает картинку с креслом. На ветку с пассажирским транспортом – картинку с грузовиком). Детям предлагается угадать, что лишнее выросло на каждой ветке.

«Что изменилось?» (развитие внимания и памяти)- ребенок закрывает глаза, а ведущий меняет местами какие-то картинки на игровом поле. Ребенок должен угадать. Что изменилось.

«Выросло на букву…» (развитие навыков звукового анализа и чтения) – классификация осуществляется не по обобщающим понятиям, а по буквам, с которым начинаются названия предметов на картинках. Например, на одной ветке «выросли» предметы на букву «А», на другой – на букву «Б», на третьей – на букву «В». Ребенок должен к каждой такой ветке подобрать соответствующие картинки.

Сказка о волшебных деревьях.

В одной большой стране был маленький город. И в этом маленьком городе совсем не было магазинов. Поэтому жители города, когда хотели что-нибудь купить, шли за покупками в соседние города. А на дорогу в соседний город порой уходило несколько дней. Вот захочет кто-нибудь купить мороженое, да пока назад вернется, все мороженое растает – ведь дорога в соседний город и обратно несколько дней занимает. Совсем измучились люди так ходить за покупками, не одну пару обуви износили.

Зашел однажды в этот город волшебник. А пока он добирался туда из далеких стран, совсем стоптал свои сапоги. Поэтому решил волшебник купить себе новую пару сапожек. Да вот беда – оказывается, в этом городе нет ни одного магазина. А горожане, узнав, что к ним в гости пожаловал волшебник, уже спешили просить о помощи.

Рассказали люди волшебнику о том, как тяжело им жить в таком городе, где совсем нет магазинов. Рассказали и о том, как тяжело ходить за покупками в соседние города. Ведь и детей не отправишь, потому что дорога тяжелая и опасная, и сам не пойдешь, так дом без хозяина останется.

Выслушал волшебник людей и захотел им помочь. Заглянул он в свои большие карманы, где за годы странствий скопилось немало диковинных вещей, и вынул оттуда горсть волшебных семян. Люди посадили семена в землю, и тотчас выросли волшебные деревья. А волшебными деревья были потому, что росло на них все то, что обычно люди покупают в магазинах. Вот возвышается дерево, на ветвях которого растет посуда, а рядышком дерево с одеждой. На одном дереве растут игрушки, на другом – инструменты, на третьем – транспорт, на четвертом – животные. Очень много выросло таких деревьев. А на одном росло даже настроение. С одной ветки можно сорвать хорошее настроение, а с другой- плохое. Так что с этих пор уже не нужно было людям ходит за покупками. Достаточно стало протянуть руку к нужному дереву и сорвать с ветки нужную вещь. И весь этот урожай – круглый год!

А волшебник сорвал себе с дерева, на котором росла обувь, новые сапожки, и отправился дальше странствовать да чудеса творить.

Обобщающие понятия и варианты заданий на их классификацию (подсказка для взрослых)

Предметы: посуда, игрушки, инструменты

Головные уборы: мужские, женские

Предметы: одежда, обувь, головные уборы

Мебель: детская, кухонная, мягкая

Предметы: инструменты, транспорт, техника

Мебель: домашняя, офисная, школьная

Одежда: мужская, женская

Посуда: столовая, кухонная

Одежда: детская, взрослая

Инструменты: музыкальные, медицинские, строительные

Одежда: зимняя, летняя

Принадлежности: для школьника, для дошкольника

Одежда: рабочая, домашняя

Транспорт: грузовой, пассажирский

Одежда: верхняя, нижняя

Транспорт: наземный, водный, воздушный

Мужская одежда: зимняя, летняя

Транспорт: подземный, космический

Женская одежда: зимняя, летняя, грузовой транспорт: наземный, водный, воздушный

Мужская одежда: верхняя, нижняя

Пассажирский транспорт: наземный, водный, воздушный

Женская одежда: верхняя, нижняя

Водный транспорт: грузовой, пассажирский

Детская одежда: зимняя, летняя

Воздушный транспорт: грузовой, пассажирский

Игра «Необитаемый остров». (из книги И.В. Павлов «Хочу учиться! Родителям о психологической подготовке ребенка к школе». – СПб.: Речь, 2008. – 160с.)

Эта игра способствует развитию у детей воображения, мышления, восприятия и внимания. Кроме того, играя в «Необитаемый остров», дети имеют возможность научиться быстро думать, высказывать самые смелые и невероятные гипотезы и предложения, творчески подходить к решению проблем.

Для игры не требуется никаких специальных условий или материала, поэтому ее можно организовать практически в любом месте. Достаточно лишь подобрать несколько предметов, самых разных по предназначению и материалу, сложить их в коробку или мешочек и рассказать детям вот такую историю:

«Давайте представим с вами, что мы будто бы плыли по морям и океанам на корабле. И вдруг однажды посреди моря нас застал самый настоящий шторм! На наш корабль налетел сильный-сильный ветер, волны захлестнули нашу палубу, молния ударила в наши мачты, и корабль стал тонуть… Но мы с вами все успели спастись. Мы запрыгнули в маленькую лодочку, которую волны вынесли на необитаемый остров. Так мы оказались на этом безлюдном клочке земли. Все наши вещи утонули, и остался лишь этот маленький мешочек, который нам удалось схватить с тонущего корабля. Как же нам теперь выжить на этом острове, дождаться помощи? Может быть, для этого нам пригодятся те предметы, что нам удалось спасти в мешочке. Давайте посмотрим и подумаем, как они могут нам помочь».

Затем взрослый достает из мешочка по одному предмету.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал