Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Административная школа
Зародившись в США, школа научного управления получила распространение и в Европе. Начали формироваться научные принципы организации управления. Наибольший вклад в развитие принципов управления внес французский ученый А. Файоль, являющийся основоположником административной или классической школы управления (ее расцвет пришелся на 1920-1950 годы). Центром внимания А. Файоля была управленческая деятельность. Он разделил весь процесс управления на пять основных функций: планирование, организацию, координацию, контроль и мотивацию. А. Файоль разработал четырнадцать принципов, применимых к любым сферам управления, которым он следовал в своей практике и от которых, как он считал, зависит успех управления: 1. Разделение управленческого труда. 2. Власть, то есть полномочия и ответственность. 3. Дисциплина. 4. Единство распорядительства или единоначалие. 5. Единство руководства. 6. Подчинение личных интересов на производстве общим. 7. Справедливость вознаграждения. 8. Централизация и децентрализация. 9. Скалярная цепь (линия власти). 10. Порядок. 11. Равенство и справедливость. 12. Стабильность кадров. 13. Инициатива. 14. Корпоративный дух. Универсальные принципы управления затрагивали два основных аспекта: разработку рациональной системы управления организацией и построение структуры организации и управления. Многие из предложенных А. Файолем принципов используются до сих пор. Представителями классической школы управления являются также Г. Эмерсон, М. Вебер, А.А. Богданов, А.К. Гастев. Основные направления этой школы: - развитие принципов управления; - описание функций управления; - систематизация управления организацией. Г. Эмерсон рассматривал труд как благо и сформулировал 12 важнейших принципов повышения производительности труда на предприятии, считая, что легко справляется с заданием тот, для кого труд является удовольствием. Основными принципами являются: - четко поставленные цели; - здравый смысл; - компетентная консультация; - дисциплина; - нормы и расписание; - справедливое отношение к персоналу; - вознаграждение и производительность и др. М. Вебер предложил концепцию «рациональной бюрократии» и выдвинул положение, согласно которому бюрократия – порядок, устанавливаемый правилами - является самой эффективной формой человеческой организации. Правила и процедуры определяли все основные виды деятельности, конкретные решения и деятельность руководства. Бюрократическая система должна была обеспечить скорость, точность, порядок, определенность, непрерывность и предсказуемость. Исследование опыта деловых организаций показало, что в ходе их функционирования, как правило, возникают отклонения, которые могут существенно отличаться от первоначально поставленной цели. А.А. Богданов заложил основы общей теории систем, ввел понятие обратной связи, управляемой и управляющей систем.
|