Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Типы финансовых систем и национальные модели финансовых и фондовых рынков
Финансовая система общества в современных условиях может быть организована по одному из трех базовых типов (см. табл. 1). Таблица 1
В целом сложившиеся к настоящему времени национальные модели финансовых рынков строятся на основе анализа и сопоставления методов и инструментов финансирования – привлечения заемного или акционерного капитала, собственных средств и капиталосберегающего финансирования, а также целевого привлечения средств государственного бюджета. В экономической литературе стало уже традиционным выделение англо-американской и континентальной (европейско-японской) моделей, ставших двумя альтернативными системами корпоративного финансирования и контроля. Характерными признаками англо-американской модели (США, Великобритания) является высокая доля акционерного капитала корпораций, финансирования с помощью коммерческих бумаг при пониженной роли банковского сектора в кредитовании экономики. При этом важная роль отводится инвестиционным фондам, компаниям, другим коллективным инвесторам, а присутствие коммерческих банков на рынке ценных бумаг носит ограниченный характер. Более того, доля банков в структуре собственников финансовых активов постепенно снижается. В континентальной модели (Германия и другие страны континентальной Европы, отчасти – Япония) присутствуют другие свойства, в целом обратные первой модели. Так, относительно более низкой является доля акционерного финансирования при повышенном значении облигационных заимствований. Малая роль отводится сектору коммерческих бумаг. Вместе с тем традиционно активными действующими лицами инвестиционного процесса являются коммерческие банки. Очень типично их участие в уставных капиталах промышленных предприятий. В итоге на рынке ценных бумаг преобладает или ощущается влияние банков, а их доля в финансовых активов относительно стабильна. На современном этапе развития для большинства стран мира более характерна германо-японская модель, отличающаяся повышенной по сравнению с США концентрацией собственности, где, соответственно, большинство финансовых рынков носит долговой характер (см. табл. 2).
Еще одним явным различием является степень использования источников в процессе финансирования и уровень рыночной капитализации. Как видно из приведенной ниже табл. 3, страны с разными моделями различаются как по величине отношения капитализации рынка ценных бумаг к ВВП, так и по отношению суммы нового капитала, полученного на публичном рынке, к показателю валовой стоимости основного капитала:
Последние исследования промышленных компаний стран «большой семерки» показали, что различия между странами, ориентированными на банки, и странами, ориентированными на рынок ценных бумаг, скорее, отражают выбор между публичным (акции и облигации) и институциональным (банковские кредиты) финансированием компаний, а не различия в соотношении их собственного и заемного капитала. Для нашей страны характерен бюджетный тип построения финансовой системы, имеющий следующие особенности в условиях периода к рынку: 1) Переход от централизованного государственного управления финансовой системой к ее регулированию с использованием преимущественно экономических, но не административных методов. 2) Нестабильный характер системы в целом. 3) Повышение самостоятельности субъектов федерации, а также местных (муниципальных) органов власти в части организации и регулирования финансовой системы на соответствующих уровнях. 4) Становление системы негосударственных финансовых органов, принимающих участие в процессе перераспределения национального дохода. 5) Переход к ситуации, при которой значительная часть ВВП формируется в негосударственной сфере хозяйственной деятельности. 6) Вынужденная необходимость принципиального реформирования финансовой системы в условиях общей экономической нестабильности и высоких темпов инфляции. 7) Незавершенность процесса формирования целостного финансового законодательства, в полной мере учитывающего специфику переходного периода. 8) Противоречие между федеральными и региональными элементами системы.
|