Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Состояние моторного компонента функциональной системы ЧЛО у детей 6-9 лет.
Функциональное состояние жевательных мышц у детей с МФН.
Функциональное состояние височных и собственно жевательных мышц оценивалось при помощи поверхностной электромиографии.анализировались показатели: POC, ATTIV, TORS, IMP, степень активации височных и жевательных мышц, биоэлектрическую активность височных и жевательных мышц при сжатии на окклюзионных поверхностях. Установлено что показатели ассиметрии одноименных мышц у детей с орофациальными дисфункциями не имели достоверных различий с такими же показателями у детей группы контроля. Так POC temp у детей с МФН составил 96, 28 ±0, 03%, а у детей группы контроля - 93, 43 ±0, 07%. Ассиметрии жевательных мышц также не наблюдалось как в группе исследования так и в группе контроля. POC mas у детей с МФН 93, 43 ±0, 07%, а у детей группы контроля этот показатель был 94, 12 ±0, 02%.Отсутствие ассиметрии у детей в раннем сменном прикусе может свидетельствовать о выработке преспосабительных механизмов в зубочелюстной системе в период сменного прикуса. Торсионное скручивание челюсти так же не было выявлено у детей с МФН, как и у детей группы контроля. Так показатель TORS у детей первой группы составил 1, 35 ±0, 05%. А у детей группы контроля - 1.67 ±0, 04, что в том и другом случае укладывается в нормальные показатели. Таблица 1. Стандартизированные ЭМГ - показатели у детей с МФН.
Показатель ATTIV(степень преобладания активации собственно жевательных или височных мышц) у детей с МФН имел отрицательное значение и составил в среднем-16, 46 ±0, 07%, что означало что окклюзионный центр тяжести при нарушении функции был смещен в передние отделы полости рта(наблюдалось преобладание активации височных мышц над собственно жевательными). Такое смещение точки приложения силы увеличивает плече рычага, что в свою очередь усиливает сопративление мыщелка, увеличивая нагрузку на височнонижнечелюстной сустав. Для детей группы контроля было характерно нормальное положение окклюзионного центра тяжести(теоретически оно находилось между вторым временным моляром и первым постоянным моляром). У этих детей преобладала активация собственно жевательных мышц над височными, что в функциональном отношении более физиологично. Биоэлектрическая активность височных мышц у детей с МФН составила 51, 23±0, 02мкВ, что было практически в два раза выше чем электрическая активность собственно жевательных мышц 26, 44±0, 03мкВ. У детей группы контроля биоэлектрическая активность височных мышц так же преобладала над электрической активностью жевательных мышц, однако такое преобладание было незначительным. Так у детей этой группы электрическая активность височных мышц составила 78, 65±0, 08мкВ, а собственно жевательных - 73, 89±0, 07мкВ. При сравнении показателей биоэлектрической активности височных мышц у детей с МФН и у детей группы контроля установлено что у детей группы контроля электрическая активность височных мышц достоверно выше (на 35%) чем электрическая активность височных мышц у детей с МФН. Биоэлектрическая активность собственно жевательных мышц у детей с МФН была на 65% ниже чем у детей группы контроля. Суммарная биоэлектрическая активность жевательных мышц у детей с МФН, 16мкВ, тогда как тот же показатель для жевательных мышц у детей группы контроля был на 56% выше, чем у детей первой группы и составил 676, 74±0, 24мкВ. Изучив и проанализировав абсолютные показатели биоэлектрической активности можно сделать вывод о том, что у детей с орофациальными дисфункциями низкая биоэлектрическая активность жевательных мышц, особенно это характерно для собственно жевательных мышц. Однако опираясь только на показатели электрической активности жевательных мышц невозможно сделать вывод о том, что является причиной снижения активности мышц. Различия в показателях биоэлектрической активности мышц могут быть обусловлены возрастными особенностями детей. Для уточнения функциональной составляющей дисбаланса жевательных мышц мы проанализировали показатели степени активации различных жевательных мышц, которые выражались в процентах от их истинной активности. Этот показатель определялся путем сравнения активности мышц при сжатии зубов на ватных валиках и активности мышц при сжатии на окклюзионных поверхностях.
Таблица 2. Показатели активности и активации жевательных мышц у детей 6-9 лет.
Установлено, что степень активации височных мышц у детей с МФН была больше чем активация собственно жевательных мышц. Так активация височных мышц у детей этой группы была 75, 72±0, 05%, а активация собственно жевательных - 64, 49±0, 06%. У детей группы контроля активация жевательных мышц преобладала над активацией височных мышц. Для детей группы контроля было установлена степень активации жевательных мышц - 100, 36±0, 09%, а степень активации височных мышц 95, 61±0, 11%. При сравнении степени активации жевательных мышц у детей с МФН и у детей группы контроля выявлено, что у детей с орофациальными дисфункциями активация височных мышц на 21% ниже этого же показателя у детей группы контроля. Активация собственно жевательных мышц у детей с МФН на 36% ниже степени активации этих же мышц у детей группы контроля. Степень активации всех четырех жевательных мышц у детей с МФН составила 71, 54±0, 32%, тогда как у детей группы контроля этот показатель был 96, 32±0, 12%. Таким образом, стандартизированные показатели степени активации жевательных мышц могут служить диагностическим критерием функциональных нарушений в зубо-челюстной системе. Функциональные нарушения зубо-челюстной системы характеризуют два показателя: ATTIV, который характеризует положение окклюзионного центра тяжести и IMP, который характеризует степень активации (степень функциональной активности) жевательных мышц. При определении взаимосвязи между этими показателями установлено что при уменьшении показателя ATTIV, а значит смещении окклюзионного центра тяжести в передние отделы полости рта и как следствие увеличении нагрузки на мыщелок, уменьшается значение IMP, то есть уменьшается степень функциональной активности мышц. В случае увеличения ATTIV, увеличивается и степень активации жевательных мышц.
Результаты изменения состояния жевательных мышц у детей при преортодонтической коррекции. Для детей с МФН было характерно отрицательное значение ATTIV, то есть смещение окклюзионного центра тяжести в передние отделы полости рта. 36 человек стали носить преоротодонтический трейнер для превентивного лечения миофункциональных нарушений, 22 пациентов с орофациальными дисфункциями отказались от преортодонтеской коррекции. У всех детей определяли показатели ATTIV через три месяца после начала преородонтического лечения, через 6 месяцев, и через год после начала лечения. Для сравнения мы определяли показатель ATTIV у детей группы сравнения.
В результате исследования установлено, что у детей с МФН положение окклюзионного центра тяжести достоверно не изменилось при осмотре через три месяца после начала лечения. У детей 1Б группы показатель ATTIV так же достоверно не изменился. У детей группы контроля достоверных изменений показателя ATTIV зарегистрировано не было. Через 6 месяцев после начала лечения у детей с МФН использующих для превентивного лечения преортодонтический трейнер положение окклюзионного центра тяжести сместилось в дистальные отделы полости рта, тем самым уменьшив нагрузку на мыщелок(показатель ATTIV изменился с -16, 22±0, 11% до -4, 21±0, 15%). У детей с МФН которым не проводилась преортоонтическая коррекция показатель ATTIVчерез 6 месяцев наблюдения достоверно не изменися и по прежнему находился в передних отделах полости рта.
Таблица 3. Динамика показателя ATTIV у детей с орофациальными дисфункциями.
У детей группы контроля показатель ATTIV имел тенденцию к увеличению с 9, 43±0, 23% при первом осмотре до 11, 34±0, 17% через 6 месяцев.
При определении показателя ATTIV через год после начала исследования установлено что у детей 1 а группы было зарегестрировано значительное смещение окклюзионного центра тяжести в дистальные отделы полости рта, показатель составил -1, 34±0, 19. Для детей группы 1 б с МФН не использующих преортодонтическую коррекцию не было выявлено достоверных изменений показателя активации ATTIV в течение года. У детей группы контроля через год после начала исследования было выявлено повышение показателя ATTIV до 11, 28±0, 29. Таким образом, правомерен следующий вывод: в результате преортодонтической коррекции окклюзионный центр тяжести у детей с орофациальными дисфункциями смещается в дистальные отделы полости рта
При изучении показателя активации мышц (IMP) установлено, что у детей группы контроля данный показатель значительно увеличивался через три месяца после начала преортодонтического лечения с 71, 54±0, 32 до 94, 57±0, 12, тенденция к увеличению степени активации жевательных мышц сохранялась и через шесть месяцев. Так стандартизированный показатель IMP у детей с МФН при использовании трейнера в течение 6 месяцев составил 98, 16±0, 18%. Для детей с МФН, не проходивших преортодонтическую коррекцию с миофункциональным трейнером, стандартизированный показатель активации жевательных мышц не имел достоверных различий. У детей группы контроля показатель активации жевательных мышц за время наблюдения достоверно не изменился. Таким образом, очевиден вывод: преортодонтическая коррекция у детей с МФН позволяет значительно увеличить активацию жевательных мышц уже через три месяца после начала лечения.
При исследовании динамики абсолютного показателя активности жевательных мышц установлено, что у детей с МФН биоэлектрическая активность жевательных мышц при сжатии на окклюзионных поверхностях через три месяца после начала лечения достоверно не изменялась. Однако ее значительное увеличение было зарегистрировано через 6 месяцев после начала лечения (с 292, 46±0, 56 до 672, 34±0, 32). Показатель электрической активности жевательных мышц через год после начала лечения составил 699, 54±0, 76, что более чем в два раза превышает значение показателя до начала лечения. У детей с МФН, не использовавших трейнеры для преортодонтической коррекции, показатель биоэлектрической активности мышц в течение года наблюдения увеличился незначительно с 301, 32±0, 67 до 334, 65±0, 12.
У детей группы контроля так же наблюдалось небольшое увеличение биоэлектрической активности жевательных мышц за период наблюдения с 676, 74±0, 24 до 693, 38±0, 35. Таким образом, можно сделать вывод о том, что миофункциональная коррекция в преортодонтическом периоде позволяет у детей с орофациальными дисфункциями переместить жевательную нагрузку в дистальные отделы полости рта и нормализовать т.о. функцию жевания, что приводит к увеличению активации жевательных мышц и затем к увеличению их биоэлектрической активности.
|