Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет философии и его историческая динамика. Роль философии в жизни человека и общества.






Философия (от греч. phileo - люблю и sophia - мудрость) буквально означает «любовь к мудрости». Впервые термин «философ» упот­ребил древнегреческий математик и мыслитель Пифагор в 6 веке до н.э. по отношению к людям, стремящимся к вы­сокой мудрости и правильному образу жизни.

Предмет философии. В целом выделяют два подхода к определению предмета философии: онтологические, т.е. связанные с размышлением о мире в целом, и антропологические, т.е. связанные с человеческим существо­ванием. Современные белорусские философы определяют философию как «особую форму познания мира, вырабатывающую систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех её основных проявлениях» (Философия // Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. — Мн.: Книжный Дом. 2003.— 1280 с.)

Многообразие философских учений. Философия многолика, и трудно совместить разные ее образы и понимания. Это происходит из-за того, что объектом ее изучения является весь бесконечно сложный и постоянно меняющийся мир. Многообразие философских учений и направлений происходит от многообразия человеческих типов, характеров и многообразия форм деятельности.

Самое известное деление философов — на материалистов и идеалистов. Материализм и идеализм различны своими объектами. Главным объектом материалистической философии является природа. Главным объектом внимания идеалистической философии являются высшие формы человеческой духовной жизни. Материалисты идут от природы, от материи и объясняют явления человеческого духа на основе материальных причин. Идеалисты идут от явлений человеческого духа, от мышления и на их основе объясняют всё остальное.

Другое известное деление философов — на рационалистов и иррационалистов. Слово «рационализм» происходит от латинского «ratio» — разум. Соответственно рационализм часто понимают как концепцию, утверждающую верховенство разума в жизни человека. А иррационализм рассматривается как противоположная концепция. Рационалисты акцентируют внимание на верховенстве разума, а иррационалисты — на его ограниченности, на том, что разум не может быть верховным руководителем жизни.

В ходе исторического развития философии сформировались ее основные типы. Географически выделяют западную и восточную философии. Первая возникла в Древней Греции и главным образом ориентировалась на изучение природы и самого познавательного процесса. Для нее характерны такие черты, как научная рациональность, критичность, динамизм, ориентация на новизну. Это повлияло на формирование ценностей всей западной культуры: утверждения достоинства и уважения к человеческой личности; установки на автономность личности, индивидуализма; распространение идеалов демократии, свободной, граждански активной жизни людей.

Восток связывается с культурами Древней Индии, Вавилона, Древнего Египта, Китая. Автономия, свобода и достоинство человеческой личности чужды духу восточной культуры. Жизнь человека предопределена. Восточная философия акцентировала внимание на этических и духовных сторонах человеческого бытия.

По мере изучения природы и усложнения общественного устройства развивалось и само философское мировоззрение. Можно выделить следующие исторические социокультурные типы западноевропейской философии:

1) античный космоцентризм (в центре внимания большинства философов была природа, и все объяснялось через действие ее сил и стихий);

2) средневековый теоцентризм (в центре внимания – бог и его отношение к людям, он открывает нам высшую истину и провидит историю);

3) антропоцентризм эпохи Возрождения (главная тема – сам человек);

4) наукоцентризм эпохи Нового Времени (поиск методов научного познания);

5) современный антропоцентризм (человек рассматривается во всем социокультурном поле его деятельности).

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал