Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взаимосвязь онтологических, гносеологических, антропологических и аксиологических аспектов философии.






Философское знание группируется в основные разделы, соответствующие важнейшим сферам бытия природы, человека и общества. Первый из них - философское учение о бытии - онтология (от греч. on (ontos) - сущее и logos - слово, понятие, учение), т.е. рассуждения обо всем существующем. Вот примерный перечень традиционных онтологическим проблем: наш мир когда-то возник или был всегда; он погибнет или является вечным; есть ли в мире какие-то сверхъестественные сущности (Бог, бестелесный дух, Мировой Разум); существуют ли универсальные законы, упорядочивающие Вселенную, либо в ней господствуют хаос и случайность; что такое движение, пространство и время; как существует человеческое сознание – независимо от материальной оболочки (и тогда оно – бессмертная душа) либо оно зависимо от тела и умирает вместе с ним.

Основной вопрос философии. В зависимости от того, как философы понимали соотношение сознания и окружающего нас материального мира, что принимали за исходное, определяющее, сложились два противоположных направления мысли – идеализм и материализм.

Основной вопрос философии имеет две стороны. Первая: что первично - дух или материя? Материалисты за основу берут мате­рию, а сознание рассматривают как ее исторический продукт, как нечто вторичное. Разновидности: метафизический материализм, вульгарный матери­ализм, диалектический материализм. Идеалисты первичным считают дух, сознание, которые породили из себя материальный мир. Идеализм существует в двух основных разновидностях: 1) субъективный идеализм – его представители считают первичным сознание, которое конструирует для себя образ внешнего мира; 2) объективный идеализм - сторонники которого считают первич­ным мировой дух, существующий до материи и независимо от нее. Спор о первенстве материального либо духовного начал решался в философии по-разному - в виде монизма, дуализма и плюрализма. Монизм – убежденность в наличии единственной субстанции (идеальной либо материальной первоосновы всех вещей и явлений). Дуализм предполагает двойственность основ мироздания, действие в нем двух равных и независимых начал, а плюрализм – их бесконечную множественность.

В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания фи­лософов, основной вопрос философиидостоверно не решен и фактически является вечной (неразрешенной) философской проблемой. ВХХ в. в философы Ясперс, Хайдеггер, Камю и др. заложили основы того, что в будущем может появиться другой основной вопрос философии - проблема экзистенционализма, то есть проблема человека, его су­ществования, его свободного вы­бора, поиска смысла жизни и счастья.

Второй раздел философского знания – гносеология (теория познания). Она изучает соотношение чувственного и рационального, опытного и теоретического познания, обсуждает феномен интуиции, обосновывает методологию научных исследований. Главной проблемой гносеологии является вечный вопрос: что есть истина? Иными словами, в какой степени мы можем быть уверены, что внутренние образы нашего сознания адекватно отражают действительность? Здесь мы сталкиваемся со второй стороной основного вопроса философии: познаваем ли мир? Большинство философов утвердительно отвечает на этот вопрос, они уверены в результатах познания и предлагают различные критерии проверки истинности знаний.. Однако часть философов отрицает возможность познания мира пол­ностью или частично. Это были представители агностицизма (от греч. а - нет, гносис - знание). Часть философов, признавая познавае­мость мира, выражала сомнение в достоверности знаний, их назы­вали скептиками, а данное направление - скептицизм.

Третий раздел – антропология (философское учение о человеке). Ее вопросы – как возникло человечество, есть ли в нас врожденная человеческая сущность (от Бога или природы) либо мы ее формируем, постепенно становясь человеческой личностью; в чем смысл труда, игры, любви, жизни и смерти; возможны ли свобода и бессмертие и др. Перечень проблем настолько велик и важен, что зачастую из этой проблематики выделяют самостоятельные разделы – праксиологию (учение о деятельности людей) и аксиологию (учение о ценностях, смысле жизни).

Четвертый раздел – социальная философия и философия истории. В нем выстраивается образ человеческого общества как целостной системы, выявляются закономерности функционирования и развития общества, обсуждаются вопросы логики исторического процесса, возможности прогресса и его критериев, проблемы и перспективы современной цивилизации.

Пятый раздел – история философии. Именно с него обычно начинают изучение философии, так как развитие философских идей предстает школой мысли, учит ставить и решать проблемы, приобщает к сложному языку философских терминов.

Подведем итог: в чем заключается специфика философских проблем? Это поисковые задачи, поставленные о бесконечно сложном и непрерывно развивающемся объекте (Вселенной, человеке, обществе). Проблемы философии носят предельно широкий характер и являются вечными (ответы на них в каждую последующую эпоху переосмысливаются, при этом углубляется понимание невозможности окончательного ответа). Слова Сократа «Я знаю, что я ничего не знаю» показывают, что чем глубже и шире мы познаем мир и себя самих, тем больше встает еще непознанного. Но главное – философствуя, человечество становится мудрее.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал