Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Выпуск денег в обращение, денежный спрос.
Государство обладает суверенным правом на выпуск собственных денежных знаков в виде бумажных банкнот, казначейских билетов и монет, такой выпуск принято называть эмиссией. Выпуск денег может преследовать разные цели. Во-первых, надо периодически обновлять старые, изношенные деньги. Банк изымает такие деньги из обращения и выпускает взамен них новые. Такое печатание бумажных денег или чеканку монет не следует считать эмиссией, так как суммарная масса денег в обращении остается при этом неизменной. Во-вторых, выпуск денег может быть обусловлен их недостаточным количеством в обращении и необходимостью перехода к более крупным денежным знакам. Это имеет место в случае, если оказывается, что находящаяся в обращении денежная масса не в состоянии обслужить товарооборот в связи, например, с ростом цен, увеличением количества товаров, снижением скорости обращения денег, выпадением части денег из денежного оборота. В-третьих, денежная эмиссия может осуществляться как способ получения недостающих денег с целью возврата внутреннего государственного долга, покрытия бюджетного дефицита, осуществления социальных выплат, финансирования государственных программ сверх имеющихся средств. Наконец, возможна и довольно часто встречается ситуация, когда происходит полная или частичная замена денежных знаков в связи с проведением денежных реформ или вследствие деноминации, заключающейся в укреплении денежных единиц при одновременном изменении нарицательной стоимости денежных знаков. В целом эмиссия денежных средств обусловливается двумя взаимозависимыми показателями: количеством уже имеющихся денежных средств в обращении, то есть предложением денег, и необходимостью денежных средств — спросом на деньги со стороны разных агентов денежных отношений. Предложение денег в стране зависит от денежной политики государства и центрального банка. Они же в своей политике руководствуются как объективно существующей потребностью экономики, сферы обращения, торговли в деньгах, так и естественным стремлением сдерживать денежную массу в определенных пределах, опасаясь инфляции, обесценения денег. Основными факторами, определяющими спрос на деньги, являются уровень цен на приобретаемые товары и услуги, процентные ставки, реальные доходы населения (домашних хозяйств). Величина реальных доходов оказывает влияние на расходы, что ведет к росту спроса. Но одновременно действует и первый фактор в виде цен, с которыми связаны расходы. В связи с этим принято делить спрос на две крупные категории. Спрос на деньги со стороны сделок, или операционный спрос, связан с потребностью в деньгах для осуществления сделок, приобретения товаров и услуг. Деньги нужны предприятиям в качестве средства оплаты труда работников, закупки материалов и оборудования, оплаты услуг. Домашним хозяйствам деньги необходимы, чтобы покупать потребительские товары, оплачивать услуги. Требующиеся для этих целей денежные средства и представляют спрос на деньги для сделок, зависящий от доходов и цен, а в более общем виде — от общей денежной стоимости товаров и услуг в сфере обращения. Отсюда следует, что этот вид спроса на деньги в масштабе страны пропорционален номинальному валовому национальному продукту. Спрос на деньги со стороны финансовых активов вытекает из функции денег как средства сбережения. Людям и предприятиям деньги нужны не только для покупки товаров и услуг, но и для приобретения финансовых активов в виде акций, облигаций, а также для хранения в виде денежных сбережений. Величина спроса со стороны финансовых активов зависит от уровня банковских процентных ставок по вкладам, процентов, выплачиваемых по облигациям, дивидендов, получаемых на акции, а также от риска, инфляции и других факторов. В конечном счёте на потребное количество денег, которое участники денежного обращения держат в виде финансовых активов, влияют самые разнообразные факторы, определяющие желательность или предпочтительность владения тем или иным финансовым активом в сравнении с деньгами. Если, например, процентные ставки по облигациям и срочным вкладам невелики, то агенты денежного рынка могут предпочесть чековые вклады или даже повысить спрос на наличные деньги. Если же велика опасность инфляции, то спрос на наличные деньги, используемые в качестве сбережений «в кубышке», уменьшается. В связи с крайней многочисленностью и разнообразием влияющих факторов установить реальный спрос на деньги крайне нелегко, и денежный спрос во многом рассматривается как теоретическая категория. Следует различать два вида денежной эмиссии: налично-денежную и депозитную. Первый вид заключается в выпуске бумажных денег и чеканке монет, тогда как депозитная эмиссия — это открытие дополнительных источников безналичных денег в форме ссуд или в других формах. В странах с централизованной управляемой экономикой размер налично-денежной эмиссии определяется кассовыми планами банков и финансовыми пропорциями государственного плана, а размер депозитной эмиссии — кредитными планами. В странах с рыночной экономикой эмитенты, то есть организации, осуществляющие эмиссию денежных средств, более свободны в своих действиях, но и здесь не обходится без серьезного государственного регулирования. В большинстве стран с рыночной системой хозяйствования основным эмитентом является центральный банк, который действует, исходя из денежной политики государства и интересов стабилизации денежного обращения. В некоторых странах наряду с центральным банком, формально не подчиненным правительству, существует государственное казначейство, обладающее определенными правами воздействия на эмиссию денег, возможностью контролировать их печатание. Реально на процесс налично-денежной эмиссии влияют центральный банк, казначейство и правительство в лице его высших исполнительных и законодательных органов. Выпуск в обращение безналичных денег регулируется центральным банком прямыми и косвенными методами. Он воздействует либо директивным образом, либо с помощью финансовых рычагов на коммерческие банки, которые выступают в качестве эмитентов платежных средств в области платежного оборота. При всей строгости и даже жесткости государственного регулирования эмиссии денежных средств государственная система выпуска денег в обращение чаще всего бывает весьма гибкой и мобильной. Выпуск в обращение денежных средств характеризует денежно-кредитную политику государства. При наличии инфляции дополнительный выпуск объективно обусловлен ростом цен. Если масштабы эмиссии превышают потребности экономики страны в денежных средствах для обращения, то происходит «перегрев» экономики и возбуждается инфляция, но одновременно может стимулироваться повышение экономической активности. В случае же недостаточной эмиссии наблюдается «охлаждение» экономики, нехватка денежных средств, которая может сопровождаться снижением деловой активности.
|