Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственное регулирование на примере налога на прибыль






Налог на прибыль как один из основных источников формирования доходов государственного бюджета призван выполнять не только фискальную, но и стимулирующую функцию, реализация которой во многом зависит от производимой государством налоговой политики.

Процессы трансформации, протекающие в России, породили серьезные проблемы во всех сферах общественной жизни и ослабили национальную безопасность страны, основу которой составляет ее экономическая компонента. Налоговая система России формировалась в основном путем заимствования зарубежного опыта с явной ориентацией на максимальное достижение фискального эффекта. Достижение максимального фискального эффекта осуществляется в основном за счет увеличения налоговой ставки и отмены налоговых льгот, однако последствиями таких преобразований, как правило, становится: массовое уклонение от налогообложения, разрастание теневого сектора экономики, снижение предпринимательской активности, увеличению налоговых нарушений увеличение числа убыточных предприятий.

Опасность теневой экономики для государства заключается, прежде всего, в снижении налогооблагаемой базы и уменьшении собираемости налогов. В России масштабы теневого сектора достигают 50% ВВП, что на несколько порядков выше, чем в большинстве развитых стран в связи с чем, одним из важнейших направлений по преодолению данного негативного явления должно стать сокращение налоговой нагрузки, особенно в части налогов, уплачиваемых с прибыли. Однако на протяжении развития теории налогообложения различными зарубежными экономистами неоднократно указывалось, что увеличение масштабов теневой экономики, вызванное чрезмерными налоговыми изъятиями в дальнейшем очень трудно преодолеть только путем снижения налоговых ставок [19, с.32].

Современные российские налоговые реформы ориентированы на формирование нейтральной стороны налогообложения, направленной, прежде всего на развитие и поддержку предпринимательского сектора. Как известно эффективность налогообложения заключается не только в реализации предпринимательских, но и государственных интересов, которые находясь в биполярных плоскостях, являются взаимопроникаемыми и взаимозависимыми. Таким образом, в данных исследованиях будет рассматриваться влияние трансформаций налогообложения прибыли как на бюджетные процессы, так и на финансовую составляющую предпринимательской деятельности, а также теневого сектора в РФ.

Так, в частности с 01.01.2002 г ставка по налогу на прибыль была снижена на 11% по сравнению с 2001 г. оценить экономический эффект от таких преобразований позволяют данные таблицы 2 [18].

Таблица 2. Взаимосвязь величины ставки налога га прибыль и его поступлений в консолидированный бюджет РФ в млрд. руб.

 
Показатель              
  Ставка налогов на прибыль в % 30/38 35/45          
  Поступления в консолидированный бюджет 398, 8 513, 8 463, 3 527, 3 867, 7 1353, 8  
  Абсолютное отклонение к предыдущему году - 115, 0 50, 5 64, 0 340, 4 486, 1  
  Относительное отклонение к предыдущему году в % - 28, 9 -9, 8 13, 9 64, 6 56, 0  
                 

Как свидетельствуют представленные данные, с понижением ставки рассматриваемого налога в 2002 г до уровня 24% бюджетные поступления по сравнению с 2001 г уменьшились на 50, 5 млрд. руб. (513, 8 млрд. руб. - 463, 3 млрд. руб.). В последующие годы наблюдалось увеличение поступлений по налогу на прибыль, которые в 2003 г по сравнению с 2002 г выросли в 1, 2 раза и в виде относительного отклонения составили 13, 9%. А в 2004 по сравнению с 2003 г и 2005 г по сравнению с 2004 г налоговые поступления уже увеличились в 1, 5 раза, что в виде относительных отклонений составило соответственно 64, 6% и 56%.

Рассмотренная динамика подтверждается исследованиями американского экономиста А. Лаффера, обозначившего зависимость величины налоговой ставки и налоговых поступлений. А. Лаффер утверждал, что снижение налоговой ставки приводит к увеличению налоговых поступлений в результате расширений налогооблагаемой базы и легализации теневого бизнеса. Налоговая реформа, проводима в США в 70-80 г на основе учений А. Лаффера не дала ожидаемых результатов. В ответ на снижение налогового пресса государственный бюджет охарактеризовался еще большим профицитом, снизилась инвестиционная и предпринимательская активность. Данный эксперимент показал, что не всегда снижение налоговой ставки приводит к росту налоговых поступлений, здесь также важно учитывать фактор - достигла ли она своего оптимального значения или нет. Если «да», то экономический эффект очевиден, что подтверждается ростом поступлений по налогу на прибыль в бюджетную систему РФ за период с 2002 по 2005 г и указывает на правильность и своевременность проведенных налоговых реформ в России. Однако при оценке влияния реформирования налогообложения прибыли на развитие предпринимательского сектора РФ следует учитывать и динамику финансового результата деятельности российских предприятий (рисунок 9)

Рис.9. Сальдированный финансовый результат деятельности предприятий РФ

Согласно представленным данным видно, что сальдированный финансовый результат деятельности отечественных предприятий в 2002 г по сравнению с 2001 г сократился в 1, 2 раза и составил 923 млрд. руб. В дальнейшем наблюдалась динамика роста рассматриваемого показателя, в частности, к 2005 г он увеличился по сравнению с 2001 г в 3, 3 раза составив 3226 млрд. руб. Важно учитывать, что сальдированный финансовый результат деятельности российских предприятий представлен статистическими данными как разница между прибылью и убытками. В связи с чем, для получения суммы чистой прибыли, полученной российскими предприятиями следует обратиться к общей сумме сальдированного финансового результата, представленного на рисунке прибавить сумму полученных предприятиями РФ убытков (таблица 3).

Таблица 3. Динамика суммы прибыли, полученной предприятиями РФ млрд. руб.

 
Показатель              
  Сальдированный финансовый результат деятельности предприятий РФ 1 191 1 141   1 456 2 485 3 226  
  Сумма убытка полученного предприятиями РФ              
  Прибыль, полученная предприятиями РФ(1+2)              
  Доля убытка в общей сумме сальдированного финансового результата в %(2: 1*100)              
                 

Согласно полученным расчетным данным существенных изменений в динамике прибыли, полученной российскими предприятиями за период с 2001 по 2005 г по сравнению с общим сальдированным финансовым результатом их деятельности не выявлено, что обусловлено тем, что сумма убытка, полученная предприятиями РФ на анализируемый период имела незначительную динамику увеличения и практически не изменилась, составив 282 млрд. руб. в 2005 г по сравнению с 2001 г - 217 млрд руб.

Для большей точности проводимых исследований следует учитывать тот факт, что расчетные данные, полученные в таблице 3 нуждаются в корректировке относительно прибыли, полученной малыми предприятиями, так как последние в большинстве своем переведены на специальные режимы налогообложения и не являются плательщиками налога на прибыль.

Так в частности, в структуре малого сектора предприятия занятые торговлей и общественным питанием составляют около 50% и подлежат обязательному переводу на уплату единого налога на вмененный доход (ЕНВД), отменяющего в том числе и уплату налога на прибыль. Что касается остальных сфер деятельности малого бизнеса, то они могут воспользоваться упрощенной системой налогообложения (УСН), которая как и ЕНВД предусматривает отмену налога на прибыль. Согласно статистическим данным из числа малых предприятий, имеющих возможность воспользоваться УСН ее применяют до 80% таковых. Число указанных предприятий значительно выросло в связи с принятием с 01.01.2003 гл. 26.2 НК РФ, предусматривающей существенные изменения в упрощенное налогообложение, направленные на расширение стоимостных и количественных критериев ее применения, а также снижение налоговых поставок по единым налогам.

Расчетные данные в отношении прибыли крупных и средних, а также малых предприятий РФ представлены в таблице 4.

Таблица 4. Динамика прибыли крупных и средних и малых предприятий РФ млрд руб.

 
Показатель              
  Сумма прибыли, полученная крупными, средними и малыми предприятиями РФ              
  Рентабельность продукции в % 18, 9 14, 4 10, 9 10, 2 10, 1 12, 4  
  Объем произведенной продукции малыми предприятиями     1 161   1 730 1 940  
  Прибыль, полученная малыми предприятиями (2*3)              
  Прибыль, полученная крупными и средними предприятиями (1-4) 1 245 1 235 1 146 1 644 2 584 3 267  
                 

Представленные данные свидетельствуют, что прибыль крупных и средних предприятий, являющихся основными плательщиками налога на прибыль в первый год после снижения налоговой ставки с 35 до 24% уменьшилась на 89 млрд. руб. (1 146 - 1 235 млрд. руб.). В дальнейшем: в 2003, 2004, 2005 г наблюдалась динамика увеличения, полученной прибыли в частности, в 2005 г она выросла по сравнению с 2002 г почти в 3 раза составив 3 267 млрд. руб.

Проведенные исследования позволили сделать следующие выводы:

1. Снижение ставки по налогу на прибыль с 01.01.2002 на 11% привело к тому, что платежи по данному налогу в консолидированный бюджет РФ снизились с 513, 8 млрд. руб. до 463, 3 млрд. руб. на фоне таких налоговых преобразований за 2002 г должно было произойти увеличение прибыли российских предприятий, однако она наоборот снизилась по сравнению с 2001 г на 89 млрд. руб. очевидно, здесь могли сыграть роль и факторы неналогового характера, такие как увеличение себестоимости производимой продукции, снижение потребительского спроса и т.д.

2. Начиная с 2002 г наметилась устойчивая положительная динамика как в отношении поступлений по налогу на прибыль в консолидированный бюджет РФ, так и прибыли полученной крупными и средними российскими предприятиями. В частности, поступления по налогу на прибыль за период с 2002 по 2005 г выросли почти в 3 раза, на такую же величину увеличилась и прибыль отечественных предприятий. Сопоставление динамики рассматриваемых показателей позволили сделать выводы, что снижение ставки по налогу на прибыль оказывает положительный экономический эффект как на бюджетные процессы, так и на финансовый результат деятельности российских предприятий.

3. Так как снижение ставки по налогу на прибыль в 2002 г не привело к росту поступлений по данному налогу, за указанный период, а в последующие годы (2002-2005г) происходило одновременное и практически равнозначное увеличение как увеличение по налогу на прибыль, так и прибыли предприятий, являющихся основными плательщиками данного налога, можно сделать вывод, что реформирование налогообложения прибыли в России не способствует выходу предприятий из теневого сектора экономики, масштабы которого с каждым годом увеличиваются и имеют угрожающий характер для развития отечественной экономики.

На основе приведенных исследований и представленных выводов, по моему мнению, будет целесообразно предложить следующие мероприятия, связанные с совершенствованием системы налогообложения в России:

1. В целях достижения максимального фискального эффекта необходимо увеличить ставку по налогу на прибыль на 2-3%, что является вполне обоснованным на фоне выявленной устойчивой динамики роста поступлений по данному налогу за период с 2002 по 2005 г. дальнейшее увеличение налоговой ставки возможно лишь с учетом оценки результатов предложенных нововведений. Основываясь на вышеизложенною аргументации и учитывая выявленную положительную динамику прибыли, полученной российскими предприятиями за период с 2002 по 2005 г, считаю, что увеличение ставки по налогу на прибыль не окажет негативного влияния на финансовую составляющую их деятельности, а будет являться лишь дополнительным стимулом в повышении конкурентоспособности выпускаемой продукции.

2. В связи с тем, что снижение ставки по налогу на прибыль не приводит к расширению налогооблагаемой базы по данному налогу за счет выхода предприятий из теневого сектора экономики предлагаю решением данной проблемы в России на основе усиления всех видов финансовой ответственности за нарушение налогового законодательства в частности и в виде увеличения штрафов: за ведение деятельности без постановки на налоговый учет, за несвоевременную постановку на учет в налоговых органах, за непредставление информации в налоговые органы об открытии и закрытии расчетных счетов, за умышленное занижение налогооблагаемой базы, за несвоевременное предоставление налоговой отчетности, за недопуск сотрудников налоговых органов в помещения, используемые налогоплательщиками для извлечения дохода …

Предложенные мероприятия позволят добиться максимального фискального эффекта от налога на прибыль, не будут препятствовать развитию предпринимательского сектора в РФ, а также позволят применить эффективные рычаги по борьбе с теневой экономикой в стране.

Заключение

Государственное регулирование -- объективная необходимость развития экономики. Степень государственного регулирования зависит от уровня развития рыночных отношений. Государство воздействует на экономику посредством законодательных ограничений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществления государственных социальных и экономических программ.

Максимально эффективное применение средств государственного регулирования возможно лишь в правовых формах. Необходимым, но не достаточным условием эффективного государственного регулирования является принятие во внимание интересов субъектов рыночных отношений.

Еще один инструмент государственного регулирования, а также важная составная часть рынка -- государственный сектор экономики. При осуществлении государственного регулирования происходит сочетание как прямых, так и косвенных методов.

В данной работе выделены основные направления государственного регулирования и определена их роль в реформировании как экономики в целом, так и ее отдельных сфер, рассмотрены инструменты, объекты и цели государственного регулировании.

В работе представлено два анализа эффективности применения инструментов государственного регулирования:

1) С помощью введения новой системы налогообложения нефтяной отрасли поступления налоговых платежей увеличились, что поспособствовало повышению конкурентоспособности экономики, отечественных товаров, т.е. повышению нормы прибыли в цене соответствующих продуктов.

В целях снижения издержек производственной деятельности в стране был создан инвестиционный климат, способствующий привлечению инвестиций - носителей современных достижений научно-технического прогресса, инноваций. В этом заключается одна из важнейших функций инвестиционного и налогового регулирования, в первую очередь обеспечить минимизацию некоммерческих рисков для любого инвестора (отечественного и иностранного), связанных с деятельностью принимающего государства.

2) Снижение ставки по налогу на прибыль на 11% привело к снижению платежей в консолидированный бюджет в то время, когда ожидалось увеличение прибыли предприятий. Очевидно, это произошло из-за воздействия факторов неналогового характера.

В дальнейшем наметилась устойчивая положительная динамика как в отношении поступлений по налогу на прибыль в консолидированный бюджет РФ, так и прибыли полученной крупными и средними российскими предприятиями. Сопоставление динамики рассматриваемых показателей позволили сделать выводы, что снижение ставки по налогу на прибыль оказывает положительный экономический эффект и на бюджетные процессы, и на финансовый результат деятельности российских предприятий.

Т.к. снижение ставки налога на прибыль первоначально не привело к росту поступлений по данному налогу можно сделать вывод, что реформирование налогообложения прибыли в России не способствует выходу предприятий из теневого сектора экономики, масштабы которого с каждым годом увеличиваются и имеют угрожающий характер для развития отечественной экономики.

 

 

Классическая и кейнсианская модель макроэкономического равновесия


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал