Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тенденции и перспективы фискальной политики в РФ






Проект федерального бюджета на 2010 год впервые сформирован и будет исполняться на основе нового бюджетного законодательства и в соответствии с общепризнанными в мировой практике принципами, стандартами и процедурами, в полной мере обеспечивающими реализацию принципов среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результат в соответствии с задачами, поставленными Бюджетным посланием Президента Российской Федерации на 2010 год.

Основные задачи бюджетной политики при формировании проекта федерального бюджета на 2010 год и стратегии на долгосрочную перспективу:

* превращение федерального бюджета в эффективный инструмент макроэкономического регулирования;

* обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета;

* дальнейшее удлинение горизонта бюджетного планирования;

* обеспечение исполнения расходных обязательств;

* проведение анализа эффективности всех расходов бюджета;

* переход на современные принципы осуществления государственных капитальных вложений;

* применение механизмов, стимулирующих бюджетные учреждения к повышению качества оказываемых ими услуг и повышению эффективности бюджетных расходов, расширение полномочий главных распорядителей бюджетных средств по определению форм финансового обеспечения оказания государственных услуг;

* повышение качества финансового менеджмента в бюджетном секторе;

* решение проблемы несбалансированности Пенсионного фонда Российской Федерации;

* содействие опережающему социально-экономическому развитию Дальнего Востока и Забайкалья.

Бюджет 2010 года направлен на повышение уровня жизни населения и выполнение всех обязательств перед гражданами, поддержку стратегических и инновационных отраслей, обеспечение безопасности, создание потенциала для устойчивого развития страны.

Основное требование к бюджетной политике - гарантированное исполнение принятых расходных обязательств, сохранение долгосрочной сбалансированности доходов и расходов, формирование бюджетных расходов, исходя из приоритетов и планируемых результатов государственной политики.

Основные параметры федерального бюджета:

За последние годы существенно увеличились и в среднесрочной перспективе продолжат устойчиво возрастать финансовые возможности государства по решению возложенных на него задач.

В 2008 году в реальном выражении доходы федерального бюджета к предыдущему году снизятся на 6, 6%, а в 2009 и 2010 годах возрастут на 5, 2% и 1, 9%. В относительном выражении доходы в 2008-2010 годах по сравнению с 2006-2007 годами несколько снизятся и стабилизируются на уровне 18-19% ВВП.

Если в 2007 году прирост непроцентных расходов к предыдущему году в реальном выражении составил 22, 9%, то в 2008, 2009 и 2010 годах реальный рост будет ограничен соответственно 8, 7%, 6, 2% и 1, 9%. Объем непроцентных расходов федерального бюджета в 2007-2009 годах составит 17-18% ВВП, после чего в 2010 году снизится до 16, 6% ВВП.

Таким образом, при формировании проекта федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации соблюден принцип адекватности реальных темпов роста бюджетных расходов темпам роста экономики.

Распределение бюджетных ассигнований по разделам функциональной классификации и субъектам бюджетного планированияобеспечивает исполнение действующих и принимаемых в соответствии с приоритетами государственной политики расходных обязательств.

Крупнейшими направлениями расходов федерального бюджета в 2008-2010 годах будут трансферты государственным внебюджетным фондам на цели социального и пенсионного обеспечения (20, 4%), трансферты региональным бюджетам (14, 0%), национальная оборона (14, 6%) и национальная безопасность (11, 7%). На национальную экономику приходится 10, 9% расходов бюджета, большая часть которых направляется на развитие инфраструктуры и поддержку стратегических отраслей.

Заключение

Бюджет - это система, используемая правительством и другими организациями для планирования доходов и расходов и для осуществления контроля над ними.

В настоящее время бюджет и налогово-бюджетная политика неотделимы друг от друга. Налогово-бюджетная политика включает в себя мероприятия по сбору налогов и расходованию бюджетных средств. Эта политика является важнейшим инструментом формирования государственного бюджета. С другой стороны она включает в себя теоретическую основу и на практике определяет статьи расхода бюджетных средств.

Изучение источников формирования государственного бюджета, а также факторов, влекущих за собой дефицит бюджета, является одной из важнейших задач ряда государственных институтов и экономической теории в целом.

В любой стране, при любой общественно-политической и социально-экономической системе экономика в той или иной степени регулируется государством в лице государственных органов.

Государственное регулирование экономики может быть направлено как на ограничение или даже на подавление нежелательных для общества видов экономической деятельности, таких, как производство и торговля наркотиками, оружием, так и на поддержку некоторых форм предпринимательства (фермерских хозяйств, малых форм экономической деятельности, видов благотворительной деятельности).

А также государственное регулирование экономики и использование механизмов бюджетно-налоговой политики ставит своей главной целью обеспечить стабильные темпы экономического роста, соблюдать интересы государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения, не забывая при этом о правах и свободе личности.

Государство следит за тем, чтобы в условиях экономической свободы общественные интересы не были ущемлены устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц. Государственное регулирование направлено также на защиту интересов будущих поколений, охрану окружающей среды, предотвращение ее загрязнения, гибели природы.

Правильное построение экономических рычагов управления государства ведёт к стабильному, уравновешенному и процветающему образу жизни всех субъектов государства.

 

Эволюция международной валютной системы

По мере развития различных форм экономических отношений между странами происходит становление международной валютной системы, функционирование которой обеспечивает расчеты между государствами. Международная валютная система (international monetary system) представляет собой закрепленную в международных соглашениях форму организации валютных отношений, функционирующих самостоятельно или обсуживающих международное движение товаров и факторов производства. Действующая в каждый конкретный период международная валютная система является результатом продолжительного эволюционного процесса, в котором переплетаются экономические, политические и исторические аспекты. Международная валютная система имеет длительную историю своего развития, насыщенную множеством самых разнообразных событий. Для того чтобы определить главные этапы ее эволюции нередко выделяют международные конференции, на которых происходил пересмотр межгосударственных договоренностей. Такими событиями были конференции в Париже (1867 г.), Генуе (1922 г.), Бреттон-Вудсе (1944 г.) и Кингстоне (1976 г.). Соответственно, история международной валютной системы разбивается на несколько периодов между конференциями. Однако классическая классификация валютных систем основывается на критерии резервного актива, т.е. актива, с помощью которого урегулируются платежные дисбалансы. По этому признаку эволюция международной валютной системы разбивается на четыре этапа:

биметаллический стандарт;

золотой стандарт;

золотодевизный (золотовалютный) стандарт;

девизный (валютный) стандарт.

Биметаллический стандарт, или биметаллизм, представляет собой денежную систему, где совместно обращаются золотые и серебряные монеты, между которыми установлен фиксированный курс обмена. Биметаллизм обладает следующими характеристиками:

свободная чеканка монет;

неограниченное обращение монет и благородных металлов;

фиксация обменного курса между двумя металлами.

Если все три условия соблюдены, биметаллизм называют системой двойного стандарта или системой двойных валют. В чистом виде он существовал в США и Латинском Валютном Союзе в XIX веке. Вариация описанных условий дает различные денежные системы. Когда только один металл разрешен к чеканке монет, и его обращение неограниченно, то биметаллизм становится монометаллизмом. Великобритания ввела монометаллизм в 1816 г. Если оба металла могут обращаться без ограничений, но только один разрешен к чеканке, то система носит название хромой или горбатый биметаллизм. Он функционировал в Великобритании с 1774 по 1816 гг., во Франции, Германии и США после 1873 г. Наконец, последний вариант – это чеканка монет из обоих металлов и свободное обращение одного из них. Курс торговых денег, которые образуются таким образом, устанавливается рынком самостоятельно. Торговые деньги обращались в Средневековой Европе, а также в Германии, Австрии и Нидерландах до безвозвратного перехода на золотой стандарт. Биметаллический стандарт спокойно существовал на протяжении многих десятилетий, но в 1870-х гг. произошла его внезапная «кончина». Самому первому и тщательному анализу биметаллический стандарт подвергли в 1890–1900 гг., в ходе исследования причин кризиса системы. В обсуждении темы приняли участие такие известные экономисты, как И. Фишер, Дж. Логлин и Р. Гиффин. После окончания дебатов биметаллизм был признан недееспособным, и упоминания о нем исчезли из экономических учебников. В 1990-х гг., как ни странно, тему биметаллического стандарта опять подняли на всеобщее обозрение. Биметаллизм заинтересовал таких мэтров, как М. Фридмен и М. Флэндро. Анализируя, экономисты пришли к выводу, что биметаллический стандарт не может находиться в изоляции, и его необходимо рассматривать в международном контексте; биметаллизм не может существовать без периодического изменения курса обмена между двумя металлами, а в случае частых шоков выгоднее ввести между ними плавающий обменный курс. Что касается неизбежности золотого монометаллизма, сторонники биметаллизма считали, что переход на золотой стандарт произошел по случайному стечению обстоятельств. Однако их позиция полностью несостоятельна перед аргументами «монометаллистов». Как показал исторический опыт, золотой стандарт является предпочтительной денежной системой для богатых и экономически развитых стран мира. В Великобритании полным ходом шла промышленная революция, удешевившая чеканку монет, в результате чего обращение золотых монет во всем мире стало более дешевым. Остальные страны, привлекая британские инвестиции и перенимая технологии, одновременно копировали и денежную систему Великобритании. В конечном счете, большинство стран вслед за лидером ввели золотой монометаллизм. Таким образом, переход на золотой стандарт был неизбежен с исторической точки зрения. В конечном счете, обсуждение денежного стандарта – биметаллизма – можно резюмировать словами М. Фридмена: «Биметаллизм является нестабильным и неудовлетворительным денежным стандартом, включающим частые сдвиги между двумя альтернативными монометаллическими стандартами».

Золотой стандарт (как и биметаллизм) относится к категории товарного стандарта. Товарный стандарт (commodity standard) является денежной системой, в которой функцию денег выполняет некоторый специфический товар. В таких системах денежная единица обычно связана с определенным количеством товара, и ее стоимость определяется полезностью этого товара. Золотой стандарт (gold standard) представляет собой систему организации денежного обращения, при которой стоимость денежной единицы страны официально устанавливается равной определенному количеству золота, а деньги имеют форму золотых монет и (или) банкнот, конвертируемых по требованию их держателей в золото по официально установленному курсу. Для существования полного золотого стандарта необходимо выполнение двух условий:

денежные власти обязуются разменивать национальную валюту на золото в любых количествах по определенному обменному курсу;

неограниченное право экспортировать и импортировать золото через национальные границы.

Золотой стандарт отнюдь не означал, что обменные курсы валют неизменно оставались на одном уровне. Напротив, они колебались между так называемыми «золотыми точками». Золотые точки (gold points) – это уровни валютного курса, при становится выгодно покупать золото у центрального банка, и экспортировать его (gold export point) или импортировать и продавать его центральному банку (gold import point). Эти точки лежат с разных сторон от золотого паритета: точка экспорта находится ниже, а импорта – выше, и интервал между ними определяется разницей цен покупки и продажи золота центральным банком. Разница возникает из-за покрытия расходов на чеканку монет, на транспортировку золота и страхованием его при перевозке и другие цели.

Исторически существовало три формы золотого стандарта:

золотомонетный стандарт, при котором имело место активное обращение золотых монет, а государство было обязано свободно их продавать;

золотослитковый стандарт, при котором золотые монеты не находились в обращении, свободная чеканка не осуществлялась, а обязательства денежных властей заключались в продаже золотых слитков;

золотодевизный стандарт, при котором денежные власти обменивали национальную валюту на иностранную валюту, для которой существовал золотой стандарт.

Официальное рождение золотого стандарта как юридического института следует отнести к 1819 г., когда Британский парламент принял Закон о восстановлении, который обязывал Bank of England восстановить прерванную практику обмена по требованию денежных банкнот на золото по фиксированному курсу. В 1875 г. к Великобритании присоединилась Германия. Франция стала использовать золотой стандарт с 1878 г. Через год, в 1879 г., Соединенные Штаты присоединились к золотому стандарту. А в 1900 г. американский Закон о золотом стандарте институционально закрепил связь доллара и золота. Вплоть до 1914 г. развитой мир жил в условиях золотого стандарта, который предусматривал выполнение золотом всех функций денег и свободное обращение золотой монеты. При золотом стандарте осуществление международных торговых операций между странами не обязательно влекло за собой перемещение золота между ними. Расчеты велись путем взаимозачетов стран друг другу. Если же баланс торговых операций не был равен нулю, например страна имела отрицательное сальдо, она должна была либо привлекать краткосрочный капитал из-за границы, либо отправлять часть своего резервного золота за границу. Если страна была вынуждена перемещать свои золотые резервы, то восстановление равновесия при золотом стандарте достигалось в результате действия автоматических регуляторов, которые имела эта система. До 1914 г. механизм автоматических регуляторов в основном действовал эффективно. Это был период классического золотого стандарта. С началом Первой мировой войны классическая система золотого стандарта прекратила свое существование. Однако теперь золотой стандарт в некоторых странах приобрел форму золотослиткового стандарта. В других странах обмен банкнот на золото вообще не был восстановлен, а был установлен золотодевизный стандарт.

Фундаментальными причинами краха режима послужили:

отсутствие адекватного механизма регулирования неравновесия платежного баланса. Страны стерилизовывали движение капитала в условиях, не соответствующих реальному курсу паритетов;

огромное дестабилизирующее движение международных капиталов между Лондоном и новыми финансовыми центрами – Нью-Йорком и Парижем;

начало Великой депрессии в Америке, подтолкнувшее мировую экономику в пучину кризиса.

В 1936 г. золотой блок окончательно распался.

Ближе к концу Второй мировой войны будущие страны-победительницы осознали необходимость создания новой послевоенной международной валютной системы. Проблема валютной реформы была отдана на рассмотрение Конференции ООН по валютным и финансовым вопросам. После длительной подготовке Конференция состоялась 1–22 июля 1944 г. в гостинице, названной по имени горного пика, находящегося неподалеку, в курортном местечке Бреттон-Вудс в американском штате Нью-Хэмпшир. В международной конференции приняли участие 730 представителей из 44 стран. В ходе Бреттон-Вудской конференции были рассмотрены два плана валютной реформы – «план Кейнса» и «план Уайта». Суть предложений, выдвинутых Дж.М. Кейнсом (он возглавлял английскую делегацию), сводилась к созданию многостороннего клирингового союза, предусматривающего определенный автоматизм в предоставлении кредитов странам-участницам, имевшим дефицит платежного баланса. При этом предполагалось, что страны-должники будут предпринимать необходимые меры для устранения своих дефицитов. Эти предложения не нашли поддержки со стороны США и Канады. Американский план Уайта, работника Министерства финансов США, основывался на идее учреждения специального фонда, средства которого могли бы использоваться странами-участницами для регулирования сальдо их платежных балансов при условии, что их программы экономического развития гарантировали бы ликвидацию дефицитов и погашение задолженности перед фондом. Именно по этому плану и была построена Бреттон-Вудская валютная система. Но, как показала практика, система постепенно эволюционировала в сторону плана Кейнса.

Подписание «Статей соглашения о Международном Валютном Фонде» завершило Бреттон-Вудскую конференцию. Совместно с Международным Валютным Фондом (International Monetary Fund, IMF) в 1945 г. был создан Международный Банк Реконструкции и Развития.

«Содействие стабильности валютных курсов, поддержание упорядоченных валютных взаимоотношений, избежание девальвации валют, вызываемой конкуренцией», – записано в статье 1 Устава МВФ. Каждая страна была обязана ввести фиксированный валютный паритет по отношению к золоту непосредственно либо через привязку к другой валюте, такой как доллар США, при условии, что доллар неизменно разменивался на золото в соотношении 35 долларов за унцию золота. Для обеспечения стабильности валютных курсов все страны были обязаны:

ввести конвертируемость национальной валюты в золото по официальному паритету;

поддерживать курс национальной валюты по отношению к остальным валютам в пределах колебаний не более 1% (в случае большего отклонения специально образованный Международный валютный фонд принимал меры для восстановления паритета).

Соглашения в Бреттон-Вудсе закрепили отказ от золотого стандарта. Вместо него был введен золотодевизный (золотовалютный) стандарт, который постепенно превратился в систему долларового стандарта. В качестве основного резервного актива по-прежнему выступало золото, и все страны напрямую или опосредованно через доллар фиксировали к нему курсы своих валют. Все страны хранили золото в составе официальных резервов и использовали его для осуществления международных платежей. Однако помимо золота, они также могли использовать иностранные валюты в качестве резервных активов. На практике каждый центральный банк был вынужден создавать резервы в долларах США. Золото и доллар являлись конкурентами друг для друга, но в этой конкурентной борьбе все преимущества были за долларом. Бреттон-Вудская система основывалась на обязательстве США поддерживать конвертируемость доллара в золото. В дальнейшем система эволюционировала к сокращению роли золота.

В послевоенный период США обладали огромным избытком платежного баланса. Однако с возрождением других стран избыток сменился дефицитом платежного баланса. Считалось, что доллар нельзя было девальвировать по политическим причинам а, следовательно, единственным решением была ревальвация других валют. В 1969–1971 гг. были проведены ревальвации западногерманской марки, швейцарского франка и австрийского шиллинга, а затем западногерманская марка и голландский гульден перешли в режим свободного плавания в отношении доллара. Однако этого оказалось недостаточно.

Большинство видных экономистов выступило с критикой официальной политики США. В частности, Р. Триффин основной долгосрочной проблемой стабильности Бреттон-Вудской системы считал проблему доверия. Эта проблема возникает в связи с необходимостью увеличения резервов в виде долларов, поскольку к ним такое же отношение, как и к золоту. В то же время США должны были обменивать доллары, предлагаемые центральным банком другой страны на золото по фиксированной цене. Если этот процесс продолжается достаточно долго, иностранные центральные банки неизбежно будут иметь больше долларов, чем имеет золото Федеральная резервная система. В таком случае совершенно очевидно, что невозможно все доллары обменять на золото и что США обречены быть страной с хроническим дефицитом платежного баланса.

В 1971 г. доверие к доллару рухнуло. В конце 1971 г. было заключено Смитсоновское соглашение, по которому курс доллара снизился, и диапазон колебаний валютных курсов расширился с 1 до 2, 25%. Но соглашение оказалось неэффективным. В феврале 1973 г. Вашингтону пришлось пойти на новую девальвацию доллара и повышение официальной цены золота до 42, 2 доллара за унцию. Становилось очевидным, что назрела необходимость фундаментальной реформы мировой валютной системы.

Международные кризисы 1971 г. привели к отказу от фиксации валютных курсов к доллару США. В 1972 г. создается Комитет по реформе международной валютной системы, позже переименованный во Временный комитет Совета управляющих МВФ, перед которым ставилась задача разработать новые принципы международной валютной системы. В январе 1978 г. Временный комитет собрался на Ямайке, результаты его заседания были закреплены в 1978 г. в виде поправок к статьям Устава МВФ.

К новым принципам, составляющим основу современной валютной системы, можно отнести следующие:

страны могут использовать как плавающие, так и фиксированные валютные курсы по собственному усмотрению. Отменяется официальная цена золота, и оно перестает играть роль основного средства расчетов между членами Фонда;

МВФ обладает полномочиями по надзору за развитием мировой валютной системы;

в качестве дополнительного резервного актива были созданы Специальные права заимствования (СПЗ);

страны могут самостоятельно выбирать режим формирования валютного курса, что представляет собой международное признание режима плавающих курсов.

Тем не менее, важнейшая черта Ямайской валютной системы – нестабильность международных расчетов в связи с постоянными колебаниями валютных курсов отдельных стран, что заставляет всех участников международных экономических связей прибегать к страхованию валютных рисков, нести значительные расходы. Страны также вынуждены нести затраты на поддержание курсов своих валют путем валютной интервенции. МВФ предпринимает усилия к стабилизации валютных курсов и сбалансированности платежных балансов, для чего расширены масштабы взаимных кредитов стран – членов МВФ. Тем не менее, нестабильность валютных курсов остается серьезной проблемой всей системы международных экономических отношений. Попытка ее решения в рамках координации валютной политики ведущих промышленно развитых стран хотя и дает определенные текущие результаты, но не решает ее кардинально, что ставит вопрос о дальнейшем реформировании современной международной валютной системы.

Особую роль в усилении валютной неустойчивости играли и продолжают играть транснациональные корпорации, которые, используя изменения валютных курсов, ставок процента, перебрасывают огромные суммы свободных средств из одной страны в другую.

Неустойчивость курсов валют, характерная для современной валютной системы, отрицательно сказывается на развитии международной валютной торговли, всей системе международных расчетов, что порождает стремление к их большей стабильности. Именно под этим углом зрения следует рассматривать создание в 1979 г. Европейской валютной системы (European Monetary System, EMS), которая включала четыре составляющих – Европейскую валютную единицу, ЭКЮ (European Currency Unit, ECU), механизм валютного обмена и обмена информацией, кредитные условия и трансфертный механизм.

В июне 1988 г. Европейский Совет после достижения компромисса по вопросу финансовой реформы в Европейском Сообществе принял решение приступить к реализации идеи Экономического и валютного союза. С 1 июля 1990 г. Европейский Совет предложил начать первую фазу создания ЭВС – к этому времени все ограничения по движению капитала между европейскими странами были сняты. Для перехода ко второй и третьей стадиям формирования ЕВС было необходимо пересмотреть так называемые «Римские соглашения». Таким образом, переговоры завершились подписанием в Маастрихте 7 февраля 1992 г. соглашений о создании Европейского Союза. Так родились знаменитые Маастрихтские соглашения (The Maastricht Treaty). В подписанном Маастрихтском договоре впервые были сформулированы основные требования, предъявляемые к уровню инфляции, обменному курсу, процентной ставке, размеру бюджетного дефицита и уровню накопленного долга страны-претендентки на вступление в ЭВС.

Учреждение 1 января 1994 г. Европейского валютного института, ЕВИ(European Monetary Institute, EMI), означало переход ко второй стадии реализации ЭВС. ЕВИ занимался решением двух основных задач: во-первых, усилением сотрудничества центральных банков Европы и координацией валютной политики стран ЕС; во-вторых, подготовкой создания Европейской Системы Центральных банков, ЕСЦБ (European System Central Banks, ESCB). В декабре 1996 г. ЕВИ представил Европейскому Совету отчет, который обозначил контуры нового Механизмаобменных курсов – II (ERM-II). Проект окончательно был утвержден в июне 1997 г.

Для обеспечения функционирования ЭВС после перехода к евро в июне 1997 г. страны ЕС приняли Пакт стабильности и роста. В мае 1998 г. его дополнила «Декларация Вайгеля», которая увеличила обязательства членов ЭВС после перехода к единой валюте. 1 января 1999 г. осуществился переход к заключительной фазе образования ЭВС. Европейские валюты 11 стран конвертированы в евро, а общая валютная политика стран ЭВС стала контролироваться ЕЦБ. В январе 2001 г. к зоне евро присоединилась Греция, а в феврале 2002 г. проект ЭВС завершился – из оборота стран еврозоны были выведены национальные денежные знаки.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал