Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экономическая безопасность как основа обеспечения национальной безопасности РФ
Понятие, сущность экономической безопасности. Концепция национальной безопасности Эффективность и конкурентоспособность национальной экономики, ее положение на внутреннем и мировом рынках тесно связано с отражением способности экономических, политических и правовых и институтов государства защищать интересы национальных хозяйственных традиций и ценностей своих субъектов. В этом и есть суть понятия «экономическая безопасность страны». Мнения о том, что возрождение России тесно связано с обеспечением экономической безопасности страны привлекают к себе внимание ученых, политических деятелей, население. Такое внимание не случайно. Попытки преуменьшить грозящие опасности - недопустимы. Значительна и ответственна роль науки в разработке концепции экономической безопасности. Речь идет не просто о словесных упражнениях и не о поиске красивых формул, различного рода классификаций опасностей. Принципиально важно раскрыть суть проблемы, выявить реальные угрозы, предложить надежные и эффективные методы их отражения. Обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов. Как показывает мировой опыт это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективности жизнедеятельности общества. Поэтому объект исследования - национальная хозяйственная система страны, предмет исследования - социально - экономические процессы воспроизводства в национальной экономике, цель работы - рассмотреть роль экономической безопасности в системе национальной безопасности страны. Экономическая безопасность затрагивает практически все стороны жизни государства, общества, экономики это часть общей системы национальной безопасности страны. Следовательно, ее развитие необходимо рассматривать в общем контексте формирования системы национальной безопасности государства. Социально-экономические, политические и международные изменения, происходящие в ходе реформирования после-социалистического экономического пространства, затрагивают весь комплекс отношений и структур в области международной и национальной безопасности и носят фундаментальный характер. Рассматривая их долговременные стратегические аспекты, то можно объективно выделить следующие элементы формирующейся в условиях перехода к рыночной экономике: - переход в системе международных отношений от концепции баланса сил к концепции баланса интересов; - движение от идеологии и структур национальной безопасности конфронтационного типа в сторону моделей, основанных на отношениях партнерства и равноправного международного сотрудничества; - дополнение принципа защиты территории принципом обеспечения безопасности личности. Cразу после распада СССР складываться концепция национальной безопасности нового демократического суверенного государства. Закон РФ «О безопасности», определивший ее базовые понятия и элементы сформулировавший понятия безопасности, жизненно важных интересов личности, общества, государства, был принят в 1992 г. Государство, которое действует в этой сфере через органы законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти названо основным субъектом обеспечения безопасности. Совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества, государства определяются как угрозы безопасности. Разделены реальные и потенциальные угрозы объектам безопасности, исходящие от внутренних и внешних источников опасности. Определено, что безопасность обеспечивается системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватно отражающих угрозы жизненно важным интересам государства, общества, личности, а также проведением единой государственной политики в этой области. Принципов обеспечения безопасности закона от 1992 г.: законность; соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества, государства; интеграция с международными системами безопасности; взаимная ответственность государства, общества и личности по обеспечению безопасности. В 1994 г. начинается разработка концепции экономической безопасности, как Государственной стратегии экономической безопасности РФ. В период 1995-1997 гг. разработанная система включает определение концепции национальной безопасности как опорной конструкции, непосредственно связанной с национальной идеей, национальными ценностями и традициями, вековыми интересами населения и государства. На базе этой концепции и сформировалась стратегия национальной безопасности, в которой отражаются приоритеты, цели, весь комплекс жизненно важных интересов страны. Государство, руководствуясь концепцией и стратегией, получило возможность разрабатывать долгосрочные программы и прогнозы обеспечения национальной безопасности по основным направлениям их реализации через проведение политики национальной безопасности. Концепция национальной безопасности Российской Федерации исходит из перспектив многополярного мира, в котором наряду с военно-силовыми факторами возрастает роль экономических, политических, научно-технических, экологических и информационных условий. В настоящее время обостряется международная конкуренция за обладание рынками сбыта, а также природными, технологическими, информационными ресурсами. Баланс негативных и позитивных сторон подвижен, что повышает требования к здравому смыслу в экономике и политике. Признано, что Россия имеет предпосылки для того, чтобы поддержать и упрочить свои позиции, занимающей особое место на евроазиатском континенте и способной обеспечить процветание своего народа, играть важную роль в мировых процессах. Об этом свидетельствует мощный ресурсный, культурный и интеллектуальный потенциал страны, ее уникальное стратегическое положение в Евразии, усиление основ демократической государственности и многоукладной экономики. Россия сохраняется как многоукладное государство, имеющее многовековую историю и культуру, четко очерченные интересы и традиции, несмотря на все политические и социально-экономические потрясения последних 11 лет. Ключевыми интересами России в области экономики являются национальные интересы. Поэтому, комплексное решение проблем реализации национальных интересов России, возможно только на основе устойчивого функционирования многоотраслевого хозяйства, способного обеспечить ведущие отрасли экономики качественным сырьем, армию - вооружением, жителей - предметами потребления и услугами, торговлю - конкурентоспособными товарами. Следующим этапом был учет последних влияний времени, определение национальных интересов развернуто по их основным направлениям, подробно и современно прописаны механизмы и угрозы защиты национальной безопасности. В сфере экономики угрозы носят комплексный характер и обусловлены существенным сокращением ВВП, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости и медикаменты. Ослабление научно-технического и технологического потенциалов страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов, ученых и интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности. Негативные процессы в экономике в значительной степени лежат в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов Российской Федерации, что ведет к усилению политической нестабильности, нарушению единого экономического пространства и ослаблению его важнейших составляющих - производственно-технологических и транспортных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем. Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей способствует усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и федерального центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации. Особую остроту приобретает угроза криминализации общественных отношений. Росту преступности и коррупции способствуют серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности. Последствия этих просчетов проявляются в ослаблении правового контроля за ситуацией в стране, в сращивании отдельных элементов исполнительной и законодательной ветвей власти с криминальными структурами, проникновении последних в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями. Угрозу национальной безопасности создают и глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы. Основными задачами в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в настоящее время признаны: - своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности; - реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению нейтрализации внутренних и внешних угроз; - обеспечение территориальной целостности страны, безопасности приграничного пространства; - подъем уровня жизни населения и экономики- преодоление научно-технической и технологической зависимости страны; - соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина; - совершенствование системы государственной власти, федеративного и местного самоуправления, законодательства всех уровней- неукоснительное соблюдение законодательства всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями; -взаимовыгодное сотрудничество со всеми государствами мира; - поддержание высокого уровня оборонного потенциала государства. - создание благоприятных условий для международной интеграции российской экономики; - расширение рынков сбыта российской продукции; - правовую поддержку реформ и создание эффективного механизма контроля за соблюдением законодательства страны; - усиление государственного регулирования в экономике; - принятие необходимых мер по преодолению последствий экономического кризиса, сохранение и развитие научно-технического, технологического и производственного потенциалов, переход к экономическому росту при снижении вероятности техногенных катастроф, повышение конкурентоспособности отечественной промышленной продукции, подъем благосостояния населения. Критерии и показатели экономической безопасности национальной экономики Существует тесная взаимосвязь экономической безопасности с системой национально-государственных интересов. Через нее сплетаются воедино проблемы экономического потенциала и экономической мощи государства. Экономическая безопасность означает надежную, обеспеченную всеми необходимыми средствами и институтами государства (включая силовые структуры и спецслужбы) защищенность национально-государственных интересов в сфере экономики от внутренних и внешних угроз, экономических ущербов.Состояние экономической безопасности оценивается перечнем параметров, критериев и индикаторов, определяющих пороговые значения функционирования экономической системы. Виды экономической безопасности определяются в зависимости от сфер и отраслей экономической деятельности и соответствующих рынков.Энергетические проблемы современной экономики требуют выделения в самостоятельный вид энергетической безопасности. Инфляционная безопасность выражается в росте цен.Самостоятельный вид образует внешнеэкономическая безопасность, обусловленная взаимодействием национальной и мировой экономик, внутренних и внешних рынков. Возрастающую роль в современной экономике играет интеллектуальная безопасность. В настоящее время колоссальную роль в мировой экономике играет глобализация. России важно выработать собственное видение своего места в глобализации. Экономически развитые государства и их различные интеграционные образования активно содействуют деятельности транснациональных корпораций, происхождение или базирование которых так или иначе связано с соответствующими национальными интересами экономического, дипломатического, а часто и военно-политического характера. Национально-государственные интересы ведущих стран мира, конкурентные позиции национальных экономик или их интеграционных союзов, корпоративные интересы транснациональных компаний продолжают оставаться важнейшими приоритетами и мотивами действий в международных отношениях. Содержание экономической безопасности раскрывается через ее ключевые понятия, связанные категориями угроз и параметров, критериев и индикаторов экономической безопасности. Методологический ключ к классификации угроз экономической безопасности содержится в Государственной стратегии экономической безопасности (Основные положения). 1. Увеличение имущественной дифференциации населения подрывает социальный мир и общественное согласие. Относительный баланс социальных интересов может быть нарушен в результате: увеличения доли бедных слоев населения в городе по сравнению с деревней, что создает социальную и криминальную напряженность и почву для широкого распространения относительно новых для России негативных явлений - наркомании, организованной преступности, проституции и т. д.; роста числа безработных, что может привести к социальным конфликтам; расслоения общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, не уверенных в своем будущем людей; задержки выплаты заработной платы, пенсий, пособий, остановки предприятий и т. д. 2. Деформированность структуры российской экономики обусловлена такими факторами, как: отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи; свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении; усиление топливно-сырьевой направленности экономики; низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий; снижение результативности, расширение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России; приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынков; завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления и медикаментов; рост внешнего долга России и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение. 3. Угрозу неравномерности социально-экономического развития регионов обусловливают такие важнейшие факторы, как: нарушение производственно-технологических связей между предприятиями отдельных регионов России; увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации; объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в социально-экономическом отношении районов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих производств. 4. Причинами криминализации общества и хозяйственной деятельности стали: рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного источника дохода; ослабление системы государственного контроля, что всегда приводит к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговли; сращивание части чиновничества государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной долей производства и их проникновение в различные властные образования. Предотвращение или смягчение последствий действия угроз экономической безопасности требует четкого определения и постоянного мониторинга факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства. На основе перечисленных критериев формируется примерный перечень параметров пороговых значений экономической безопасности, по которым можно отслеживать ее состояние и динамику, оказывать управляющее воздействие. В этот перечень целесообразно включить показатели, которые в наибольшей степени отражают агрегированные позиции: состояние природно-ресурсного, производственного и научно-технического потенциалов страны; степень развития финансово-бюджетной и кредитной систем; динамику и структуру валового внутреннего продукта, объемы и темпы промышленного производства, отраслевую и региональную структуру хозяйства и динамику отдельных отраслей, капитальные вложения и т. д.; способность хозяйственного механизма адаптироваться к меняющимся внутренним и внешним факторам; уровень безработицы и дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, состояние окружающей среды и т. п. Таким образом, существует целый ряд количественных и качественных индикаторов, позволяющих объективно и комплексно оценить уровень обеспечения экономической безопасности не только страны в целом, но и каждого региона. Анализ основных показателей экономической безопасности России Внешнеэкономическая деятельность Положительный баланс российского бюджета обусловливается высокими ценами на топливные ресурсы на мировом рынке. Экспорт России с января по август 2012 года составил 346, 4 млрд. долл., а импорт 213, 5 млрд. долл. Большую часть прибыли от экспорта составляет вывоз нефти, газа, металлов и других видов природных ресурсов. Изменение структуры экспорта в сторону обрабатывающей промышленности является важнейшей задачей нашего государства. ВВП Валовой внутренний продукт - совокупная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных на территории за определенный период времени (за год). Он является одним из основных показателей качества жизни населения. Более объективным критерием роста национальной экономики является реальный ВВП - это стоимость всех произведенных в экономике товаров и услуг в данный период, исчисленная в ценах фиксированного базового года. Не стоит забывать, что условный потолок роста в России находится намного дальше, чем в других странах. По этой причине В 90-е годы была поставлена задача - удвоение ВВП к 2012 году, для этого нужен был ежегодный прирост 7, 2%. Демографические показатели Представление о качестве и количестве трудовых ресурсов, участвующих в создании общественного продукта можно получить при помощи основных демографических показателей. Анализ показывает негативные тенденции развития. Многие молодые семьи не решаются заводить более одного ребенка, опасаясь жилищных и финансовых трудностей. Идет ежегодная естественная убыль населения. По Количеству детей на одну женщину Россия существенно отстает от таких стран как Швеция или Норвегия. Уменьшилась также и продолжительность жизни. В среднем россиянин живет на 15 лет меньше чем, к примеру, японец. Причина этого является социально - экономическая нестабильность. На втором месте среди причин смертности, в России преобладает алкоголизм, наркомания, убийства, суицид, травматизм на производстве, ДТП и т.п. Наблюдается миграция квалифицированной рабочей силы в западные страны и приток дешевой из стран ближнего зарубежья. Криминализация общества Этот вопрос также имеет важность. От года к году в нашей стране растет уровень преступности. За 20 лет он вырос почти в 2 раза. В основном возросло количество тяжких преступлений - убийств, грабежей, разбоев, экономических преступлений, а также в сфере оборота наркотиков. Кроме этого вырос уровень коррупции, и увеличилось выявление случаев взяточничества - в 4 раза за 15 лет. Автомобилей на российских дорогах стало намного больше, хоть и уменьшилось нарушений правил дорожного движения (примерно в 4 раза), культура вождения ухудшается с каждым годом. Уровень жизни населения Оценка уровня жизни населения дает неблагоприятную картину. Уровень средней заработной платы менее 15 000 рублей не позволяет российским гражданам удовлетворять свои потребности, за исключением первичных потребностей. К тому же каждый пятый россиянин до сих пор имеет доходы ниже величины прожиточного минимума. ТЭК Обеспечение энергетической безопасности является актуальной проблемой, причины этого, не только естественная ограниченность топливных ресурсов в природе и рост энергопотребления, но и рост доли России в топливно-энергетическом балансе Европы. В первую очередь Современное состояние топливно-энергетического комплекса заставляет говорить о собственной энергетической безопасности, хотя Россия готова стать гарантом энергетической безопасности Европы. В данный момент энергетическая безопасность России в основном обеспечивается за счет старых производственных мощностей. Но степень износа основных фондов к концу 2011 г. возросла в отраслях топливной промышленности - до 60%. Наибольший рост старения произошел в электроэнергетике. По мнению специалистов процесс активного физического и морального старения энергетического оборудования и выработка предельного эксплуатационного ресурса будет продолжаться до 2015 г. ТЭК может оказаться существенным тормозом развития страны в перспективе, что обусловливает особую актуальность проблемы обеспечения энергетической безопасности. Заключение Таким образом, анализ основных показателей экономической безопасности РФ, несмотря на ряд положительных тенденций, таких как рост ВВП и реальных доходов населения, снижение темпов инфляции, выявил ряд существующих и потенциальных угроз обеспечению благоприятного социально - экономического развития России. Решение проблемы обеспечения экономической безопасности России становится одной из важнейших задач государства. Очевидна необходимость комплексного и углубленного подхода к вопросам обеспечения экономической безопасности России.
|