Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Франция






В начале 80-х гг. правительство Франции приступило к осуществлению планомерной политики либерализации внешнеэкономической деятельности, в первую очередь валютного обращения. Такая политика явилась отражением общих тенденций в развитии экономических связей между странами Западной Европы.

Жесткая ограничительная система валютного контроля, установленная во Франции в конце 70-х гг., сыграла свою роль в ограничении темпов инфляции в стране, создании достаточных валютных резервов.

Усилия органов валютного контроля в значительной степени способствовали выходу Франции из затяжного экономического кризиса. Однако уже в начале 80-х гг. стало очевидным, что всеобъемлющая система валютного контроля превратилась в тормоз для дальнейшего развития французской экономики. Либерализация экономических связей и ослабление системы валютного контроля в области экспорта, импорта и операций с ценными бумагами способствовали, по заключению французских и международных экспертов, принципиальному улучшению динамики движения валютных средств и стабилизации экономики страны в целом.

Официально было объявлено о переходе от мер судебного преследования за нарушение правил международной торговли и валютных операции к мерам административного воздействия (предупреждения, штрафы, лишение лицензий). Но самое важное -- это то, что сохранилась наработанная годами практика и технология статистического учета и анализа данных о коммерческих и финансовых сделках, а также их участниках.

Уже в конце 80-х -- начале 90-х гг. во Франции с функций по валютному и экспортному контролю акцент был перенесен на укрепление правовой базы и совершенствование методов борьбы с отмыванием преступно нажитых капиталов, особенно приобретенных в результате легализации денежных средств, полученных организованной преступностью от торговли наркотиками.

Указом Президента № 89-938 от 29 декабря 1989 г. Франция официально декларировала свой отказ от проведения политики жесткого валютного контроля. При этом все большее внимание стало уделяться совершенствованию законодательства по борьбе с отмыванием преступно нажитых капиталов. Однако настоящего времени французские законы квалифицируют отмывание денег как преступление лишь в том случае, если о связано с легализацией капиталов от наркобизнеса.

В 1990 г. во Франции в качестве государственного контрольного органа при Министерстве экономики, финансов и бюджета была создана Группа по расследованию незаконных финансовых операций ТРАКФИН (TRACFIN -- Traitement du Renseignement et Action contre les Circuits Financiers Clandestins), которая ведет статистический учет и анализ информации по отмыванию капиталов, полученных в первую очередь от торговли наркотиками.

Штаб-квартира ТРАКФИН находится в Париже. Численность сотрудников составляет 18 человек, 12 из которых являются работниками бывшей службы контроля за валютными операциями. Деятельность группы ТРАКФИН осуществляется в обстановке строгой секретности.

ТРАКФИН самостоятельно не ведет юридического расследования. При выявлении фактов незаконных валютных операций, данных с наркобизнесом, сотрудники Группы направляют соответствующую информацию специально уполномоченным таможенным и полицейским органам -- Национальному таможенному управлению и Центральной службе полиции по борьбе с крупными финансовыми правонарушениями. Аналитические риалы о других видах преступной деятельности направляются в следственные органы.

Сложившаяся в ведущих западных странах после второй мировой войны система контроля за экспортом товаров военного назначения регулируется их национальными законодательствами. В настоящее время в эту систему включены этически все страны, являющиеся экспортерами высокотехнологичных товаров. За последнее время претерпели изменения и принципы организации контроля: от контроля над экспортом товарных позиций к контролю стратегически важных технологий.

Наряду с разработкой и совершенствованием собственной законодательной базы экспортного контроля за товарами военного и двойного назначения Франция и другие западные страны предпринимали согласованные действия в этой области в рамках наднационального органа -- Координационного комитета многостороннего экспортного контроля (КОКОМ), официально функционировавшего с 1949 по 1993 г. КОКОМ объединял под эгидой США 17 государств -- членов НАТО и контролировал экспорт стратегических товаров и технологий в социалистические страны.

Франция продолжает занимать прочное положение на мировом рынке оружия, ориентируя свой военный экспорт преимущественно на развивающиеся страны, на которые приходится в среднем 75% общего объема продаж. Государство стимулирует развитие экспорта оружия и военной техники, рассматривая его как источник финансирования разработок и производства вооружения для национальных вооруженных сил.

Франция накопила большой опыт в организации экспорта и освоении мировых рынков оружия. В основе экспортной политики страны находятся следующие основные принципы:

1. Строгий контроль со стороны государства за производством и экспортом вооружения и продукции двойного назначения. За нарушение установленных правил экспорта законом предусматриваются суровые санкции вплоть до тюремного заключения.

2. Приоритет экономических интересов. Франция, как правило, не предъявляет странам -- импортерам оружия и военной техники жестких политических требований.

Вместе с тем французское правительство соблюдает установленное ООН эмбарго на поставки вооружения отдельным странам.

3. Обеспечение высокого качества экспортируемой продукции и продажа ее по сравнительно высоким ценам.

В основе французского законодательства, регулирующего экспорт вооружения и продукции двойного назначения, лежит запретительный принцип, в соответствии с которым разрешение на экспорт каждый раз оформляется как исключение. Выдача разрешений и контроль за экспортом являются прерогативой исполнительной власти.

Базовым нормативным актом, устанавливающим систему государственного контроля за экспортом оружия и военной техники, является Закон о военных материалах, оружии и боеприпасах 1939 г., который сохраняет силу до настоящего времени. В 1977 г. Министерством национальной обороны был принят Указ № 73-364 от 12 марта относительно применения этого Закона.

Указом предусматривается процедура многоступенчатого рассмотрения заявок на выдачу разрешений на экспорт вооружений и товаров двойного назначения. Предложения от потенциальных заказчиков поступают в зарубежные представительства управления внешних сношений аппарата Генерального уполномоченного по вооружению. Затем осуществляется комплексное рассмотрение этих заявок и согласование всех содержащихся в них аспектов как в рамках Министерства обороны, так и с привлечением представителей других заинтересованных министерств по каналам Межведомственной комиссии. В этом процессе принимают непосредственное участие производители вооружения, которые могут и сами выступать как инициаторы экспорта.

ФРГ

Юридически система валютного и экспортного контроля в ФРГ существовала в период с 1949 по 1961 г., когда действовал Закон № 53 «О валютном обращении и контроле за товарооборотом», или Валютный закон. Это было рамочное соглашение объединенных властей трех западных зон оккупации. Он вводил понятие валютной границы, или границы экономической зоны.

Закон содержал запрет (с обязательством запроса на разрешение) на операции с имуществом между гражданами и иностранцами, запрет на перемещение валюты, а также положения о валютном контроле, аннулировании сделок и уголовно-правовые нормы и определения.

Важнейшим событием стало принятие в декабре 1958 г, постановления о платежах между ФРГ и зарубежными странами. Немецкая марка стала свободно конвертируемой валютой. Oграничения сохранялись только в платежах по немецкому зарубежному долгу.

В настоящее время валютное регулирование в ФРГ осуществляется на основе Валютного закона 1949 г. и Закона о Немецком федеральном банке 1957 г. Исходя из отрицательного исторического опыта тесной взаимосвязи правительства и эмиссионного банка, дважды приведшей к резкому обеднению населения, законами устанавливается, что Федеральный банк при выполнении своих полномочий действует независимо от федерального Правительства. В его исключительную компетенцию входят поддержание стабильности национальной валюты (валютного курса) и обеспечение условий для функционирования денежно-валютной системы внутри страны.

В ФРГ нет хождения иностранной (конвертируемой) валюты, она не принимается в системе розничной торговли. В то же время нет никаких ограничений для ее обмена на марки ФРГ. Обмен производится в банках, сберкассах, а также в широкой сети обменных пунктов.

Свобода передвижения капитала является в Германии одним из основополагающих принципов рыночного хозяйства. Перемещение капитала из ФРГ и в нее практически ничем не ограничено. Вместе с тем в отдельных случаях, когда этого требуют интересы страны либо ее международные обязательства, применительно к некоторым странам может быть установлен особый, усложненный режим платежного оборота.

Свобода передвижения капитала не означает, однако, отказа от тщательного фиксирования объемов и направлений его перемещения. Делается это в основном для статистических целей и подведения платежного баланса страны. Такая статистика позволяет постоянно держать ситуацию под контролем, а при необходимости принимать регулирующие решения.

Учет поступающих в ФРГ капиталов ведется главным образом банками и кредитными организациями, которые периодически передают необходимые сведения в Федеральный банк или центральные банки земель.

Основной законодательной базой, регламентирующей внешнюю торговлю ФРГ, являются:

-- Закон о внешнеэкономических связях от 28 апреля 1961 г. с последующими изменениями. По существу данный Закон является актом о передаче бундестагом полномочий по регулированию внешнеэкономических связей правительству ФРГ, которое тем самым наделяется правом издания постановлений в этой сфере;

-- постановление о порядке исполнения Закона о внешнеэкономических связях от 19 декабря 1986г.;

-- нормативные акты ЕС, обязывающие страны -- члены этой организации вносить соответствующие нормы и положения ЕС в национальное законодательство;

-- договоренности, зафиксированные в ратифицированных ФРГ межгосударственных договорах.

Экспорт ФРГ осуществляется свободно, если экспортируемые товары не обозначены в Экспортном списке. Контроль за их экспортом основан на выдаче экспортеру разрешения (лицензии).

Для получения разрешения на вывоз немецкий экспортер подает заявку в Федеральное экспортное ведомство (ФЭВ) в г. Эшборн. Согласно Закону о создании ФЭВ от 28 февраля 1992 г. ФЭВ является самостоятельным федеральным учреждением, заменившим действовавшее ранее Федеральное ведомство по внешней торговле. Оно осуществляет надзор и выполнение законов о внешнеэкономических связях, о контроле за экспортом оружия и иных федеральных законов, регулирующих экспорт, импорт и оказание услуг во взаимодействии ФРГ с другими государствами.

Если ФЭВ не может принять решения о выдаче лицензии, то заявка передается на рассмотрение в следующую инстанцию -- в межведомственный комитет с участием Министерства экономики, Министерства иностранных дел и Министерствa юстиции, а также других ведомств ФРГ. В случае невыдачи разрешения немецкий экспортер вправе обжаловать это решение в соответствующем министерстве. Если жалоба отклонена федеральными министерствами, экспортер имеет право обратиться в Административный суд во Франкфурте-на-Майне.

Правительство ФРГ 3 декабря 1992 г. приняло решение об изменении Экспортного списка, являющегося приложением к постановлению о порядке исполнения Закона о внешнеэкономических связях. Основательно переработанный список вступил в силу с 1 марта 1993 г.

Экспортный список согласуется с унифицированным списком товаров двойного назначения, который должен стать важной составной частью будущего европейского права, регулирующего экспортный контроль, и отражает существенную либерализацию валютного законодательства.

В связи с либерализацией внешнеторгового и валютного законодательства в ФРГ особую актуальность приобрел вопрос организации эффективного противодействия использованию финансовых систем в целях отмывания преступно нажитых капиталов. Поэтому ФРГ принимает активное участие в расширении международного сотрудничества в области борьбы с отмыванием денег, одновременно реализуя соответствующие меры на национальном уровне.

Важным направлением международной деятельности ФРГ в области борьбы с преступностью в последние годы является формирование системы соответствующих межправительственных соглашений со странами Восточной и Центральной Европы. Уже имеется положительный опыт их реализации с Венгрией, Чехией, Польшей. Аналогичные договоренности готовятся к подписанию в настоящее время со Словакией, Украиной, а также странами Балтии.

Япония

Движение валют и внешние расчеты по торговым сделкам и инвестициям в Японии регулируются базовым Законом «О контроле за иностранной валютой и внешней торговлей», а также многочисленными постановлениями правительства и ведомственными актами. Этот закон регулирует:

-- сделки с иностранной валютой, совершаемые банками и меняльными конторами;

-- платежи (включая перевод дивидендов и роялти) за границу и из-за границы;

-- сделки, связанные с движением капитала (включая инвестиции);

-- внешнеторговые сделки.

В соответствии с законом большинство вопросов в данной сфере отнесены к компетенции Министерства финансов и Министерства внешней торговли и промышленности (МВТП). Нередко они привлекают к принятию решения и другие заинтересованные министерства. Сделки, совершаемые банками, являются исключительной компетенцией Министерства финансов, внешнеторговые сделки -- МВТП. Сделки, связанные с движением капиталов, и осуществление платежей контролируются «компетентными министерствами», включая Министерство финансов и МВТП. К органам валютного контроля и регулирования относится и Банк Японии.

Основным средством валютного регулирования является лицензирование определенного рода операций либо обязательность предварительного уведомления (с периодом ожидания или без него). Лицензирование платежных операций имеет целью побудить компании совершать эти операции через уполномоченные банки. Плата, которую банки взимают с клиентов, является компенсацией за выполнение дополнительных контрольных функций.

В случае нарушения уполномоченным банком действующего законодательства Министерство финансов может во внесудебном порядке отозвать лицензию, либо приостановить на срок до одного года валютные операции этого банка, либо ограничить сферу его операций.

В отношении осуществления платежей установлено следующее базовое правило: если они производятся минуя уполномоченные банки, а также так называемыми особыми методами платежа, то необходима лицензия Министерства финансов (особые методы платежа определены как методы, позволяющие делать бесконтрольные платежи).

Своим ведомственным актом МВТП установило требование, в соответствии с которым контрагенты по сделкам, входящим в компетенцию МВТП (торговля, права на добычу полезных ископаемых, права промышленном собственности), при осуществлении платежа в сумме более 3 млн. иен (за исключением нерезидентов, получающих платежи) обязаны представить отчет (рапорт) или акцептованную МВТП форму уведомления уполномоченному банку в момент осуществления платежа. Уполномоченные банки, руководствуясь политикой правительства и текущими установками Министерства финансов и других министерств, контролируют поток платежей, предотвращая или ограничивая незаконные платежи.

Движение капиталов при осуществлении инвестиций как за рубежом, так и из-за рубежа контролируется путем установления требований об «уведомлении» компетентного министерства ибо получении предварительного разрешения для «чувствительных» отраслей (инвестиции из-за рубежа в оборонную промышленность, лесное, рыбное и сельское хозяйство, кожевенную, горнодобывающую, нефтеперерабатывающую, авиационную и космическую промышленность, производство химических веществ двойного назначения).

Контролируются и другие формы движения капиталов. В частности, к компетенции МВТП относится контроль за сделками между резидентами и нерезидентами о предоставлении и получении денежных ссуд и займов, а также предоставлении гарантий по обязательствам третьих лиц, а кроме того, за аналогичными вышеуказанным сделками, заключенными в связи с экспортом и импортом товаров и передачей прав на добычу полезных ископаемых и прав промышленной собственности.

Правовой основой регулирования экспорта в Японии является Закон о контроле за внешней торговлей и валютным обменом 1980 г. Направления экспортного контроля:

-- контроль экспорта определенных товаров с целью регулирования внутреннего спроси предложения (рыбная мука, рис, цветные металлы и т.д.);

-- контроль экспорта товаров с целью поддержания порядка на отдельных рынках (текстильные изделия, товары легкого машиностроения);

-- контроль экспорта товаров, оговоренных международных соглашениями (дикие животные, птицы, растения и изделия из них, охраняемые международными соглашениями);

-- контроль товаров, запрещенных к экспорту (наркотики, национальные сокровища);

контроль экспорта товаров с сомнительным происхождением или нарушающих в стране-импортере права третьих лиц (авторское право, патент, промышленный образец), что чревато уплатой штрафов;

-- контроль экспорта в страны, против которых решением правительства Японии введены торговые санкции (например, против КНДР в январе 1988 г.);

-- контроль экспорта японских материалов для давальческой переработки с последующим их импортом в Японию;

-- контроль способа платежа за экспортируемый товар в случае, если этот способ отличается от порядка платежа, утвержденного Министерством финансов Японии (рассрочка платежа на срок более 2 лет, оплата ценовыми чеками, бартер или расчеты в пользу третьей стороны).

Механизм выдачи экспортной лицензии следующий. В случае поставки товаров, подпадающих под экспортные ограничения, экспортер должен обратиться в МВТП за экспортной лицензией.

Если заявка удовлетворяет всем предъявленным требованиям, заявителю возвращается 1 экземпляр подписанной заявки.

Срок действия экспортной лицензии -- 3 месяца, однако этот срок может быть продлен в случае поставки комплексного оборудования или сезонного товара.

Контроль за экспортом и выдача экспортных лицензий полностью сосредоточены в экспортном отделе Управления внешней торговли МВТП Японии.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал