Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нейропсихологические и психолингвистические механизмы речевой функциональной системы.






Анатомо-физиолог м-мы речи

особое значение для нормальной речевой деятельности имеют слуховая, зрительная и моторная системы; необходимое условие — целостность и сохранность всех структур мозга; качественные характеристики речи зависят от взаимодействия многих зон коры правого и левого полушарий; важную роль играют ренеслуховая и речедвигательная зоны, расположенные в доминантном полушарии мозга; координированная работа мышц трех отделов периферического речевого аппарата обеспечивает устной речи; речевой выдох вызывает колебания голосовых связок, в результате чего возникает голос; произнесение речевых звуков (артикуляция} происходит благодаря работе артикуляционного отдела. Периферический речеввй аппарат регулируется центральной нервной системой.2. Формирование речи происходит в процессе общего психоф, ского развития ребенкаУсловия формирования нормальной речи: сохранная центральная нервная система; наличие нормального слуха и зрения; активное речевое общение (прежде всего на уровне: " взрослый! ребенок", " ребенок — взрослый").У морового ребенка в период от 1 года до 5 лет (по определению Л.М. Беляковой и Е.А. Дьяковой) постепенно: - формируется фонематическое восприятие, лексико-грамматическая сторона речи; - развивается нормативное звукопроизношение. Этапы развития речи: - самая ранняя стадия - вокализация, гуление, лепет; - постепенное приближение лепета к звукам родного языка; - вторая половина года жизни — появление условных рефлею на словесные раздражители; - к одному году — понимание значения многих слов, начало произношения первых слов; - после полутора лет ~ появление простой фразы, ее постепенное усложнение; - фонологическое, морфологическое, синтаксическое оформление речи; - к 3 годам - сформированное основных лексико-грамматических конструкций обиходной речи; - переход к овладению развернутой фразовой речью; - к 5 годам - развитие механизмов координации между дыханием, фонацией и артикуляцией; - к 5~6 годам - начало формирования способности к звуковому анализу и синтезу; - следующий этап (в условиях обучения) - овладение письменной формой речи.4. При недостаточном внимании к развитию речи может возникнуть так называемый госпитализм: плохое понимание речи; - неумение говорить; - общая психическая отсталость, компенсация которой в 'дальнейшем требует значительных усилий специалистов


 

Нейропсихологические и психолингвистические механизмы речевой функциональной системы.

Нейропсихология – раздел психологии, изучающий связь психических процессов с определёнными системами головного мозга. (затылочн. область обеспеч восприятие, темен. регулирует поведение)

Психолингвистика – наука о закономерностях порождения речи и восприятия речевых высказываний.

Речевая функциональная система (РФС) – имеет 3 уровня:

- сенсомоторный (слухов., зрит., моторное восприятие)

- гностико-праксический

- языковой уровень (парадигматические и синтагматические языковые коды)(выбрать нужное слово, строить правильно предложения)

Психолингвистика изучает языковой уровень (язык - знаковая система)

Согласно теории А.Р.Лурия, в головном мозге выделяются три основных структурно - функциональных блока.

1. Блок тонуса коры (энергетический блок). Его основная функция – постоянное поддержание оптимального уровня возбудимости (тонуса) коры головного мозга. Оптимальный тонус коры – необходимое условие нормальной жизнедеятельности, активного бодрствования и саморегуляции поведения, основная предпосылка успешного осуществления всех прочих видов мозговой деятельности.

2. Блок приема, переработки и хранения информации включает структуры, расположенные в задних отделах коры головного мозга (в теменной, височной и затылочных долях) и представляющих корковые компоненты анализаторов. В отличие от аппаратов первого блока, имеет модально-специфический характер и осуществляет прием, анализ и синтез зрительных, слуховых, тактильных сигналов, обеспечивая человека сенсорной информацией. Включает зрительную, слуховую, и кожно-кинестетическую систему, корковые отделы которых расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга.

3. Блок программирования, регуляции и контроля деятельности включает структуры, расположенные в передних отделах больших полушарий головного мозга; ведущее место в нем занимают лобные доли. Этот блок осуществляет формирование намерений, разработку соответствующей поведенческой стратегии и программы действий, ее реализацию в конкретных внешних (двигательных) или внутренних (умственных) актах. Данный блок включает моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей головного мозга.

 


 

5. Личность учителя-логопеда, педагогическая деонтология в теории и практике логопедии. Логопед должен: - Обладать системой общетеоретических и специальных профессиональных знаний, которые формируют у него представления о способах предупреждения и преодоления речевой недостаточности, о методах психолого-педагогического воздействия. - Уметь распознавать речевые нарушения, владеть приемами и методами их устранения и коррекции, проводить профилактическую работу. - Владеть специальными методами обучения детей с речевыми расстройствами родному языку. - Хорошо знать психологические особенности детей с речевой патологией. - Личность логопеда имеет первостепенное значение для эффективной работы. Логопед должен обладать следующими качествами:

-социальная и организаторская активность

-нравственная зрелость

-увлеченность профессией

-любовь к детям

-требовательность к себе

-искренность, скромность, ответственность

Умения, которыми должен обладать логопед: - Учебно-познавательные(работа с литературой, моделирование пед. процесса). - Учебно-организационные(перспективное и календарное планирование, проведение индивидуальных и групповых занятий). - Учебно-педагогические(анализ каждого случая, выбора адекватных средств коррекции). - Педагогическая деонтология включает в себя учение о педагогической этике и эстетике, педагогическом долге и нравственности. Соблюдение её требует от логопеда понимания психологии родителей ребёнка с речевыми расстройствами. - Логопед должен быть терпелив, тактичен, доброжелателен, осторожен в оценке тяжести и механизмов нарушений речи.Важным условием пед. деонтологии является установление правильных взаимоотношений между логопедом и врачом детского учреждения, логопедом и воспитателем, логопедом и педагогом.Соблюдение правил пед. деонтологии имеет первостепенное значение в повышении эффективности коррекционно-логопедической работе.


 

6.Развитие речи в онтогенезе, критические периоды в развитии речевой функции. 4 этапа развития речи в онтогенезе.(АН Леонтьев) 1- подготовит (0-1): крик и плач-развитие дыхат, голосового и артикуляц отделов РА. В 2 недели реакция на голос. Интонацию к месяцу.2 мес. Появл гуление. 3 мес. Появление лепет –бааа-, -маа-, -таа-, -лаа-, -гаа-.(У глухих детей может начаться гуление, но т.к. он себя не слышит, лепет прекращается). С 5 мес-слышит звуки, видит артикуляц. Пытается подраж. С 6 мес, путем подраж. произн. слогов ма-ма, па-па. с 10-11 мес. Реакции на слова независ от ситуации и интонац. В год- первые слова. 2-преддошк (1-3) становление активн. речи. 1 слова обобщ-смысл хар-ер(обознач: и предмет, и просьбу, и чувства). С 1, 6 лет обобщен хар-ер. Понимание объясн взрослого.Словарный запас: к 1г6м-10-15слов, кон 2 г-300с, к 3-1000с. К 2г-употр формы ед и мн числа, времени и лица глаголов. К нач 3гнач формир грамматич строй речи. Понимание превосх произносит возможности. 3-дошк (3-7) формир фонематич восприятие, навык слухового контроля.4-6г – 3-4000с знач обогощ. К 4г в N- диф все звуки. Формир контекстная(отвлеч, обобщ, без наглядности)речь. 4-шк (7-17) сознат усвоен речи. Новый вид-письменная. Развитие речи тесно связ с мышлением.

(уч Волкова) 3 критич(предраспол условие к возникн реч расстр) периода в развитии реч функ: 1 (1-2 года), формир предпосылки речи и нач реч развит, интенсивн развит корковых реч зон(Брока). Критич периодом возраст 14-18 мес. Неблагоприятные факторы могут отразиться на РР реб. 2 (3 года), когда интенсивно развив связная речь, происх переход от ситуационной к контекстной речи, требует большой согласованности в работе ЦНС. рассогласованность в работе ЦНС приводит к изменению поведения, наблюдается упрямство, негативизм. Всё это определяет большую ранимость речевой системы (могут возникать заикание, мутизм) 3 (6-7 лет)-нач развития письменной речи. нагрузка на ЦНС. При повыш требованиях могут происходить «срывы»нервн деят-сти с возникн заикания.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал