![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Характерист. закрытой Р ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Ринолалия — наруш. тембра голоса и звукопроизн., обусл. анатомо-физиологич. дефектами речевого аппарат Закрытая Р: при пониженном физ. носовом резонансе у носовых звуков, кот. звучат как соответст. ротовые. Гласные приобретают неестеств. оттенок из-за заглушения отд. тонов. Причина закрытой Р – органические изм. в нос. пространстве или функциональные расстройства небно-глоточного смыкания. М. Зееван выделяет: - переднюю закрытую Р, когда отмечается непроходим. носовых полостей (при хронич. гипртрофии слизистой носа, искривлении носовой перегор., опухолях носовой олости); - заднюю закрытую Р, когда уменьшена носоглот. полость (аденоидные, полипы). Функциональная закрытая Р отм. при сильном подъеме мягк. неба и закр. доступа к носогл. звук. волнами (при невротич. реакц.). Органическая закрытая ринолалия возникает из-за непроходимости носовой полости.
42. Методика кор-пед работы при закрытой ринолалии прежде всего должны быть устранены причины непроходимости носовой полости. Как только наступает правильное носовое дыхание, исчезает и дефект. Если же после устранения непроходимости (например, после аденотомии) ринолалия продолжает проявляться, прибегают к таким же упражнениям, как при функциональных нарушениях. Эффективность логопедической работы по устранению ринолалии зависит от состояния носоглотки, функции uvula, от возраста ребенка. Важным фактором является и способность ребенка различать назальный тембр голоса от нормального. На начальном этапе занятий рекомендуются дыхательные упражнения, цель которых состоит в дифференциации носового и ротового вдоха и выдоха. Это достигается сначала упражнениями с дутьем, а затем чередованием краткого и длительного носового выдоха. Одновременно осуществляется активизация мышц мягкого нёба и задней стенки глотки. Следующим этапом является работа над дифференциацией ротового и носового выдохов. Это подготавливает возможность постановки и автоматизации назальных звуков: губно-губного смычного м и переднеязычного смычного в. Детей обучают протяжному утрированному произнесению, чтобы ощущалась сильная вибрация на крыльях и основании носа. Таким же образом упражняют гласные перед назальными звуками (ам, ом, ум, ан). При произнесении этих звуков и слогов мягкое нёбо пассивно, логопед контролирует движение губ (при м) или языка (при н) в силу носового выдоха. После этого назальные звуки закрепляются в словах. Их необходимо произносить усиленно и протяжно, с сильным носовым резонансом. Для коррекции дефекта детям школьного возраста можно вводить тонкую резиновую трубку в носовой ход, другой ее конец — в наружный слуховой канал, чтобы ребенок «слышал носом» и сам контролировал голосовые вибрации при образовании носовых звуков. Заключительным этапом является работа над звучностью гласных звуков и над противопоставлением звуков по признаку назальность-неназальность (л,, б — м; д —»).
|