![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Противоэпидемические мероприятия- комплекс мер по преду-преждению возникновения и распространения инфекционных заболева-ний и быстрейшей ликвидации в случае их появления.
Противоэпидемические мероприятия делят на две группы: • мероприятия по профилактике возникновения и распространения инфекционных заболеваний; • мероприятия, направленные на ликвидацию эпидемических очагов среди населения в районе ЧС. Основные противоэпидемические мероприятия таковы: • санитарно-эпидемиологическая разведка предполагаемых районов рассре-доточения и размещения эвакуируемых жителей в загородной зоне; • эпидемиологическое наблюдение, включающее изучение санитарно-эпи-демиологического состояния населённых пунктов; • своевременное выявление инфекционных больных, их изоляция и госпи-тализация; • учёт и санация носителей возбудителей болезней и лиц, страдающих хроническими формами инфекционных болезней; • профилактика инфекционных заболеваний путём применения вакцин, сывороток, антибиотиков и различных химических препаратов; • борьба с переносчиками трансмиссивных заболеваний и грызунами. Наиболее сложная ситуация в плане медико-санитарных последствий ЧС возникает при появлении эпидемических очагов инфекционных заболе-ваний среди населения. Они характеризуются следующими особенностями: • наличием инфекционных больных среди пострадавших и возможностью ускоренного распространения инфекции; • активизацией механизмов передачи возбудителей инфекций в зонах ЧС; • продолжительностью заражающего действия невыявленных источников и появлением длительно действующих очагов; • сложностью индикации и диагностики инфекционных очагов; • наличием минимального инкубационного периода в результате постоян-ного контакта с невыявленными источниками инфекции, снижение резистен-тности и большая инфицирующая доза возбудителей. Для оценки степени эпидемической опасности инфекционных заболеваний в зонах ЧС предложена методика, учитывающая наиболее значимые факторы: • патогенность инфекционного агента; • летальность; • контагиозность (выраженная контагиозным индексом); • количество заболевших и количество предполагаемых санитарных потерь; • количество контактных лиц и необходимость в их изоляции (обсервации); • размеры зоны эпидемии (уровни: локальный, местный, территориальный, региональный, федеральный). В ЧС эпидемический процесс имеет определённую специфику, и при-сущие ему закономерности развития могут нарушаться. Прежде всего, это касается источника возбудителя инфекции, его вида и места естественной жизнедеятельности (обитания, размножения и накопления). В зонах ката-строф источник заражения зачастую установить трудно, так как меняются формы сохранения места жизнедеятельности возбудителя, расширяется ареал его обитания. По этой причине в зоне катастроф одновременно может воз-никнуть несколько эпидемических очагов разных нозологических форм. Организация и проведение экстренных санитарно-противоэпидемичес-ких мероприятий в чрезвычайных ситуациях (ЧС) строятся на общих прин-ципах охраны здоровья, оказания медицинской помощи населению в районах бедствия, предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний. Санитарно-противоэпидемическое обеспечение в ЧС включает комплекс организационных, правовых, медицинских, гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и ликвидацию инфекционных заболеваний, соблюдение санитарных правил и норм при резком ухудшении санитарно-эпидемического состояния, сохранение здоровья населения и поддержание его трудоспособности. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) включает функциональную подсистему надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой, участвующую в ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера. Основными принципами организации санитарно-противоэпидеми-ческого обеспечения населения в ЧС являются: • государственный и приоритетный характер санитарно-эпидемиоло-гической службы, постоянная готовность ее сил и средств, их высокая мо-бильность, четкое функциональное предназначение и формирование с учетом региональных особенностей; • единый подход к организации санитарно-противоэпидемических мероприятий; • соответствие содержания и объема мероприятий санитарно-эпидемио-логической обстановке, характеру деятельности и возможностям учреждений и формирований службы; • дифференцированный подход к формированию сил и средств с уче-том региональных особенностей, уровня и характера потенциальной опас-ности территорий; • взаимодействие санитарно-эпидемиологической службы Минздрава России с органами и учреждениями других ведомств и ведомственными медико-санитарными службами. Основной целью функционирования подсистемы надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой РСЧС является организация мероприятий госсанэпидслужбы, направленных на предупреждение и ликвидацию небла-гоприятных медико-санитарных и санитарно-эпидемиологических послед-ствий ЧС. Совершенствование организации и повышение готовности органов и учреждений госсанэпидслужбы к деятельности по наблюдению, оценке и прогнозированию санитарно-эпидемиологической обстановки обусловлены возникновением реальной или потенциальной угрозы здоровью населения. Функциональные основы подсистемы определяют основные задачи и предусматривают основные направления деятельности санитарно-профилактических учреждений и формирований по санитарно-гигиени-ческому и противоэпидемическому обеспечению в ЧС, а именно: • принятие главными государственными санитарными врачами адми-нистративных территорий решений, обязательных для исполнения федераль-ными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, предприятия-ми, учреждениями и организациями, независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами при возникнове-нии ЧС санитарно-эпидемиологического характера; • осуществление контроля за соблюдением санитарных правил, гигие-нических нормативов и норм при возникновении ЧС; • осуществление контроля за проведением специфической и неспеци-фической профилактики инфекционных заболеваний; осуществление контро-ля за организацией и проведением всего комплекса санитарно-противоэпиде-мических мероприятий; • обеспечение организационно-методического руководства деятельнос-тью санитарно-эпидемиологических служб министерств и ведомств Россий-ской Федерации по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения при возникновении ЧС; • разработку предложений по введению и отмене на территории Рос-сийской Федерации особых условий и регламентов проживания населения и ведению хозяйственной деятельности, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию инфекционных, паразитарных, профессио-нальных и массовых нс инфекционных заболеваний и отравлений населения; • образование за счет выделенных из федерального бюджета Россий-ской Федерации ассигнований ведомственного резерва финансовых и мате-риальных ресурсов, в том числе валютного, предназначенного для финанси-рования санитарно-противоэпидемических мероприятий в ЧС; • обеспечение постоянной готовности системы управления, сил и средств к работе в ЧС, осуществление контроля за созданием и готовностью специализированных формирований госсанэпидслужбы (гигиенические и противоэпидемические бригады, санитарно-эпидемиологические отряды и специализированные противоэпидемические бригады) для включения их в группировку сил и средств, направляемых для ликвидации ЧС; • обеспечение контроля за готовностью лабораторной базы учреждений госсанэпидслужбы как составной части сил и средств наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды и потенциально опасных объектов в целях своевременного обнаружения и осуществления оперативного контроля и измерений радиоактивного и химического загрязнения в районах ЧС, а также биологического заражения атмосферного воздуха, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия и других объектов окружающей среды; • представление доклада Правительству Российской Федерации о са-нитарно-эпидемиологической обстановке в районе ЧС; • участие в государственной экспертизе в области защиты населения и территорий от ЧС. Санитарно-эпидемиологический надзор за сапэпидобстановкой осу-ществляется на федеральном, региональном, территориальном, мест-ном и объектовом уровнях и решает следующие задачи. На федеральном уровне: • разработка и внедрение принципов единой государственной политики в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, охра-ны и укрепления здоровья всех категорий населения, снижения отрицатель-ного влияния вредных факторов окружающей среды; • осуществление санитарно-эпидемиологического надзора за разработ-кой новых технологий и производств, размещением и функционированием потенциально опасных объектов; • научная разработка и внедрение наиболее прогрессивных способов защиты и гигиенического воспитания населения, приемов и методов работы в сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК), санитарно-эпидемиоло-гической, радиационной и химической разведок, а также новых направлений по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС; • разработка методических основ гигиенического обоснования разме-щения и материально-бытового обеспечения пострадавшего населения; • изучение возможностей использования сил и средств санитарно-эпидемиологической службы и разработка необходимых рекомендаций по их работе в ЧС; • взаимодействие органов, учреждений и формирований службы меди-цины катастроф различных министерств и ведомств по вопросам оказания помощи в проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий; • совершенствование автоматизированной информационно-управляю-щей системы и подготовка кадров к работе в часто меняющейся санитарно-эпидемиологической обстановке; • использование международного опыта в предупреждении и ликвида-ции медико-санитарных последствий ЧС. На региональном уровне: • осуществление санитарно-эпидемиологического надзора за разработ-кой новых технологий и производств, размещением и функционированием объектов, на которых возможно возникновение региональных ЧС; • внедрение прогрессивных способов индивидуальной защиты и гигие-нического воспитания населения, приемов и методов работы СНЛК в ЧС, захватывающих несколько территориальных образований; • взаимодействие органов, учреждений и формирований службы меди-цины катастроф различных министерств и ведомств, расположенных в реги-оне, по вопросам оказания помощи в проведении санитарно-противоэпиде-мических мероприятий; • совершенствование автоматизированной информационно-управляю-щей системы и подготовки кадров по вопросам специфики территории и ее влияния на проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий в ЧС; • разработка нормативных и методических документов в области обес-печения санитарно-эпидемиологического благополучия территорий при возникновении региональных ЧС; • контроль за исполнением санитарного законодательства Российской Федерации, участие в экологическом мониторинге и слежении за уровнем содержания токсичных и радиоактивных веществ, микроорганизмов в возду-хе, почве, воде, продовольственном сырье и пищевых продуктах; формиро-вание региональных резервов сил и средств санитарно-эпидемиологической службы; • рациональное использование сил и средств РСЧС, расположенных в регионе, их своевременный маневр при организации и проведении гигиени-ческих мероприятий в зонах ЧС, на территориях, загрязненных химическими и радиоактивными веществами, в очагах инфекционных заболеваний; • обобщение опыта работы органов управления, учреждений и специа-лизированных формирований по предупреждению и ликвидации санитарно-эпидемиологических последствий ЧС. На территориальном уровне: • контроль за уровнем заболеваемости, динамикой специфического и неспецифического иммунитета, накоплением поглощенной дозы, последст-виями отравлений аварийно-опасными химическими веществами (АОХВ), реализацией мероприятий по защите населения от радиоактивных и высоко-токсичных веществ, усилению иммунной и другой защиты населения; • разработка нормативных и методических документов в области обес-печения санитарно-эпидемиологического благополучия, в том числе поведе-ния пострадавших при возникновении радиоактивных, химических и эпиде-мических очагов в зоне ЧС и за ее пределами; контроль за исполнением санитарного законодательства РФ, участие в экологическом мониторинге и слежении за уровнем содержания вредных веществ в воздухе, почве, воде, продовольственном сырье и пищевых продуктах; • разработка и реализация неотложных мер по повышению санитарно-эпидемиологической надежности водоснабжения, организации питания населения, сбора и утилизации бытовых и производственных отходов; • проведение санитарно-эпидемиологической, санитарно-химической и сани* тарно-радиационной разведок, организация наблюдения и лаборатор-ного контроля на химически опасных и иных объектах и в коллективах, подвергшихся воздействию вредных веществ; • выработка рекомендаций по режиму на объектах экономики, обезза-раживанию территорий, помещений, транспорта в зависимости от вида опасного для населения вредного фактора; • контроль за полнотой и качеством санитарно-гигиенических меро-приятий и санитарной обработкой населения, проводимых другими ведомст-вами и службами; за соблюдением гигиенических правил эвакуации населе-ния и больных; • разработка и реализация неотложных мер по повышению санитарно-гигиенической надежности водоснабжения и питания населения, сбора и утилизации бытовых и производственных отходов; • внедрение во всех лечебно-профилактических учреждениях па этапах медицинской эвакуации современных приемов и методов оказания помощи при радиационных и химических авариях, усиленного противоэпидемичес-кого режима; • осуществление санитарно-эпидемиологического надзора за объектами водоснабжения, предприятиями общественного питания, детскими и другими учреждениями, расположенными в зоне ЧС; • контроль за полнотой и качеством дезактивации, дегазации, дезин-фекции в зоне ЧС, а также санитарной обработкой населения, проводимых другими ведомствами и службами; • подготовка врачей общей практики, терапевтов, педиатров и врачей скорой медицинской помощи по вопросам особенностей радиационных поражений, отравлений и инфекционной патологии в ЧС; • обучение населения способам защиты от химических и других вред-ных веществ и поведению в очагах загрязнения; • создание и поддержание специальных финансовых и материальных фондов, резерва лабораторного оборудования, средств индивидуальной защиты, запасов диагностических и иных препаратов, питательных сред, дезередств и другого расходного имущества; • проведение экстренной (общей и специальной) и антидотной профи-лактики. На местном уровне: • осуществление санитарно-эпидемиологического надзора за объектами водоснабжения, предприятиями общественного питания, детскими и другими учреждениями, расположенными в зоне ЧС; • своевременный переход лечебно-профилактических учреждений на работу в условиях усиленного, а при необходимости и строгого противоэпи-демического режима; • целенаправленная работа санитарно-токсикологических, радиологи-ческих и микробиологических лабораторий по проведению массовых иссле-дований по показаниям; • обучение населения поведению в очагах химического и радиологи-ческого загрязнения; • выдача (по показаниям) радиопротекторов и антидотов, проведение экстренной (общей и специальной) профилактики. На объектовом уровне: • изучение объектов, представляющих потенциальную опасность осложнения санитарно-эпидемиологической обстановки при возникновении ЧС (объекты атомной, химической, микробиологической, пищевой промыш-ленности и водоснабжения, канализационные сети и отстойники); • слежение за состоянием здоровья и работоспособности работающих на объекте, их устойчивости к воздействию факторов ЧС в условиях скла-дывающейся санитарно-гигиенической обстановки; • установление необходимого количества привлекаемых сил и средств объекта с указанием сроков их готовности и, по возможности, объемов выполняемых мероприятий; • защита персонала, материальных средств и уникального оборудова-ния, а также лабораторных и иных животных с учетом прогнозируемой обстановки (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация, использование средств индивидуальной защиты, в том числе и медицинских). • перевод объекта на режим работы в условиях ЧС (управление и связь, представление донесений и обмен информацией); • организация работы специализированных формирований объекта, их снабжение медицинским и специальным имуществом, материально-техни-ческое и транспортное обеспечение.
|