Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Административно-правовые гарантии прав и свобод граждан РФ.






1.Изначальным и универсальным гарантом прав граждан является закон.

Любые властные структуры и должностные лица обязаны действовать в рамках закона, и только в рамках закона они могут быть наделены качествами организационно-правовых гарантов. Закон может выполнять функцию гаранта при соблюдении следующих условий:

- положения, содержащиеся в законе, должны быть адекватны экономической и политической ситуации в стране, а также обладать юридической стабильностью;

- отвечать высокому уровню юридической техники; содержать конкретные нормы и механизмы их реализации;

- определять круг гос-ных органов и должностных лиц, на которых возложены обязанности создавать условия для реализации прав и свобод;

- предусматривать ответственность органов и должностных лиц за ущемление прав и обязанностей граждан.

Для обеспечения административно-правовых гарантий прав и свобод граждан сформулированы следующие положения:

- в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина; ограничение прав возможно только при наличии определенных обстоятельств и должно быть установлено законодательством;

- определен перечень прав и свобод, не подлежащих ограничению вообще; любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться без официального опубликования.

2. Организационно-правовые гарантии можно подразделить на два вида:

а) судебные, т. е. реализуемые судами в процессе осуществления правосудия. Порядок рассмотрения дел, возникающих из административно-правовых отношений, установлен законодательством о гражданском судопроизводстве (дела по жалобам на действия гос-ных органов и должностных лиц в связи с наложением административных взысканий; дела по жалобам на действия гос-ных органов, общественных организаций и должностных лиц, нарушающие права и свободы граждан). Дела по экономическим спорам, возникающим из административных правоотношений, подведомственны арбитражному суду;

б) административные, т. е. реализуемые во внесудебном порядке. В рамках управленческой компетенции должностные лица вправе, а во многих случаях - обязаны рассматривать вопросы обеспечения административно-правовых гарантий прав граждан и принимать меры для их реализации.

Конституцией РФ закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в -ные органы и органы МСУ.

3. Основные виды обращений граждан:

предложение - привлечение внимания к несовершенству организации, деятельности или регулирования в той или иной области и указание на пути их устранения;

заявление - обращение гражданина по поводу реализации права или законного интереса, не связанного с его нарушением;

жалоба - обращение в государственные или иные официальные органы к должностным лицам по поводу нарушенного права или законного интереса гражданина.

4. Административные наказания: понятия и виды.

Административное наказание — мера ответственности за административное правонарушение. Оно применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Основными видами административных наказаний являются:

1) Предупреждение - мера морального характера. Оно выносится только в письменной форме и влечет за собой такие юридические последствия, как и все другие административные наказания;

2) административный штраф - это денежное взыскание;

3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения состоит в принудительном изъятии только предмета, который явился орудием совершения или непосредственным объектом совершенного правонарушения. Изъятый предмет реализуется с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения состоит в принудительном безвозмездном обращении предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения, в собственность государства не изъятых из оборота вещей. Конфискации подлежит лишь предмет, находящийся в личной собственности. Предметы контрабанды могут быть конфискованы независимо от того, кто является их собственником;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу (права управления транспортным средством, права охоты, права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств);

6) административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается лишь в исключительных случаях на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции — на срок до 30 суток;

7) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в РФ — соответствующими должностными лицами;

8) дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законом;

9) административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до 90 суток.

Законодательством РФ, т.е. ФЗ, могут быть установлены и иные, кроме указанных, административные наказания.

Закон подразделяет административные наказания на основные и дополнительные. Возмездное изъятие и конфискация орудия или предмета, а также административное выдворение за пределы РФ могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных наказаний, остальные — только в качестве основных.

5. Административный процесс: понятие и структура.

В широком смысле административный процесс — урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность органов гос-ного управления и должностных лиц по разрешению индивидуально-конкретных дел в рамках административно-процессуальных отношений. В него включаются правотворческая и правоприменительная деятельность. Его сферами признаются как внешняя властная, так и властная административно-процессуальная деятельность в системе отдельных органов.

В узком смысле административный процесс — рассмотрение гос-ными органами споров, возникающих при разрешении индивидуальных дел, а также применение мер принуждения.

В обоих случаях имеется в виду лишь внесудебная процессуальная деятельность.

Несмотря на то, что российскими юристами административный процесс рассматривается как самостоятельное правовое явление, существуют различные элементы, формирующие его. Так, например, некоторые эксперты считают, что структура административного процесса может быть представлена следующими тремя элементами:

- правотворческая составляющая;

- правонаделительный компонент;

- юрисдикционный процесс.

То есть данная схема в определенной мере отражает стадии, в рамках которых осуществляется рассматриваемый процесс - о них мы сказали в начале статьи. Есть и другие основания для классификации структурных элементов административного процесса, что выделяют российские исследователи. Таковыми могут быть, например, характер спора субъектов правоотношений, типы должностных лиц, участие частных организаций. Соотносительно с данным критерием, административный процесс могут формировать следующие структурные элементы:

- управление - это форма осуществления органами власти и функционирующими в их структуре должностными лицами вверенных им компетенций. Это порядок, в рамках которого исполнительные институты принимают решения. Это конкретные задачи, которые стоят перед органами власти. Управленческий процесс включает в себя ряд активностей, которые юристы классифицируют как производства - такие как, например, разрешительные, регистрационные, правопредставительные и т. д.

- административно-юрисдикционная составляющая - это порядок, в рамках которого компетентные структуры применяют меры административного принуждения. Некоторые юристы называют его также охранительным, или надзорным. Функции, выполняемые должностными лицами, ответственными за принуждение, регулируются положениями административного права.

- судопроизводство - это процедуры, осуществляемые в соответствии с нормами ГПК и АПК и применимые в отношении определенного круга дел. Прежде всего - это жалобы граждан на работу гос-ных и муниципальных органов власти и конкретных должностных лиц. Это оспаривание формулировок в нормативных актах. Это административные правонарушения.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал