Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бухгалтерской (финансовой) отчетности






 

Бухгалтерская (финансовая) отчетность является основным источником информации для проведения финансового анализа.

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ (с изм.) – далее Федеральный закон № 402-ФЗ:

– в ст. 3 определил понятие «бухгалтерская (финансовая) отчетность» следующим образом:

бухгалтерская (финансовая) отчетность – информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом;

– в ст. 13 установил общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности:

· бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений;

· экономический субъект составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета;

· годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный год;

· промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, установленных законодательством РФ, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета;

· промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный период меньше отчетного года;

· бухгалтерская (финансовая) отчетность должна включать показатели деятельности всех подразделений экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения;

· бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется в валюте РФ;

· бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта;

· утверждение и опубликование бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляется в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами;

· в случае опубликования бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна опубликовываться вместе с аудиторским заключением;

· в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности экономическим субъектом не может быть установлен режим коммерческой тайны;

· правовое регулирование консолидированной финансовой отчетности осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, если иное не установлено другими федеральными законами.

Наряду с вышеприведенными следует учитывать и установленные Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, а также ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» такие общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности, как:

· нейтральность информации, содержащейся в отчетности, т.е. в ней должно быть исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими;

· последовательность отчетности, т.е. организация должна при составлении бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и пояснений к ним придерживаться принятых ею их содержания и формы последовательно от одного отчетного периода к другому;

· приведение по каждому числовому показателю отчетности, кроме отчета, составленного за первый отчетный период, данных как минимум за два года – отчетный и предшествующий отчетному;

· сопоставимость показателей отчетности, которая обеспечивает возможность изучения их динамики. При этом, если приведенные в отчетности данные за предыдущий период несопоставимы с данными за отчетный период, первые из названных данных подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. Каждая существенная корректировка должна быть раскрыта в пояснительной записке с указанием ее причин;

· изменения в отчетности, относящейся как к отчетному году, так и к предшествовавшим периодам (после ее утверждения), производятся в отчетности, составляемой за отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных;

· существенность показателей отчетности, т.е. показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях должны приводиться в отчетности обособленно в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации и финансовых результатов ее деятельности;

· в отчетности не допускается зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен правилами, установленными нормативными актами;

· бухгалтерская отчетность должна быть составлена на русском языке;

· бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером организации. Если же в организации бухгалтерский учет ведется на договорных началах специализированной организацией (централизованной бухгалтерией) или бухгалтером-специалистом, бухгалтерская отчетность подписывается руководителем организации и руководителем специализированной организации (централизованной бухгалтерии) либо специалистом, ведущим бухгалтерский учет. Ответственность лиц, подписывающих отчетность, определяется в соответствии с законодательством РФ.

Состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности регулируются Федеральным законом № 402-ФЗ (ст. 14), Положением о бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (раздел III) и ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации».

Состав и формы бухгалтерской отчетности, действующие начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2011 год, утверждены приказом Минфина РФ от 2 июля 2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (с изм.)1.

В соответствии с этим приказом годовая бухгалтерская отчетность включает:

· бухгалтерский баланс;

· отчет о финансовых результатах;

· приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах:

ü отчет об изменениях капитала;

ü отчет о движении денежных средств;

ü отчет о целевом использовании полученных средств2;

ü иные приложения (пояснения) к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.

Рассматривая содержание отчетности нужно иметь в виду, что:

· детализация показателей по статьям всех перечисленных выше отчетов определяется организациями самостоятельно, исходя из принципа существенности3;

· иные приложения (пояснения) к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (далее – пояснения) могут оформляться в текстовой и (или) табличной форме.

Текстовая форма пояснений предназначена для информации описательного характера.

Табличная форма пояснений предназначена для количественных данных. Содержание пояснений, представляемых в табличной форме, определяется организациями самостоятельно, но с учетом примера их оформления, приведенного в Приложении № 3 к Приказу № 66н. При этом по строкам бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и отчета о движении денежных средств в отдельной (первой) графе должна быть обозначена ссылка на номер таблицы или раздела пояснений.

Организации-субъекты малого предпринимательства (малые предприятия) могут принимать решение о формировании бухгалтерской отчетности в соответствии с вышеприведенным полным ее составом или по упрощенной системе, при которой в бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах включаются показатели только по группам статей (без детализации по статьям), а в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах приводится лишь наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Если организация - субъект малого предпринимательства принимает решение о формировании отчетности по упрощенной системе, она может руководствоваться упрощенными формами бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, приведенными в Приложении № 5 к Приказу № 66н.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ (с изм. по ФЗ от 29.06.2015 г. № 156 – ФЗ) к субъектам малого предпринимательства относятся потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц – суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25%, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц, суммарная доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не должны превышать 49% каждая;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.07.2015 г. № 702 предельное значение выручки от продажи товаров (работ, услуг) без учета НДС для малых предприятий составляет 800 млн руб.

В заключение рассмотрения состава отчетности обратим внимание: в утвержденных Приказом № 66н формах отчетности отсутствует кодировка строк, однако Минфин РФ установил, что в бухгалтерской отчетности, представляемой организациями в органы государственной статистики и другие органы исполнительной власти, должны приводиться указанные в приложении № 4 к Приказу № 66н коды строк показателей, содержащихся как в формах отчетов, так и в пояснениях, приведенных в Приложении № 3 к Приказу № 66н.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал