Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проблема человека в истории философии.Стр 1 из 11Следующая ⇒
Вопрос 1. Проблема человека в истории философии. Представления о совершенном человеке в различных культурах (западная и восточная). Проблема человека в истории философии. Один древний мудрец сказал: для человека нет более интересного объекта, чем сам человек. Что же есть человек? На первый взгляд, этот вопрос кажется до смешного простым — кто не знает, что такое человек! Но это мнение глубоко ошибочно. Ведь человек является сложнейшим созданием природы, общества и самого себя. Это и разум, и воля, и характер, и эмоции, и труд, и общение. Вот почему его изучают такие науки, как генетика, физиология, медицина, психология, социология, антропология и многие другие. Сегодня упомянутые науки объединены в систему комплексного обществоведения. Важное место в этой системе занимает и философия. Сформировалась даже специальная дисциплина — философская антропология — философское учение о человеке. Обсуждению проблемы философского понимания человека был посвящен XVIII Всемирный философский конгресс, состоявшийся в середине 1988 г. в городе Брайтоне (Англия) и собравший почти 2 тысячи ученых из 70 стран мира. В комплексном обществоведении философия выполняет: во-первых, мировоззренческую функцию, т. е. обосновывает сугубо философские проблемы о природе (сущности) человека, его происхождении, о смысле жизни, судьбе и назначении, о возможностях и границах его свободы и творчества; во-вторых, методологическую функцию, т. е. создает оптимальную стратегию изучения и совершенствования человека. История познания человека свидетельствует о сложности и противоречивости данной проблемы. Каждая философская концепция (несмотря на определенные недостатки и историческую ограниченность) добавляла новые черты, открывала новые грани в познании человека. В философии Древней Греции господствовал космологизм в понимании человека. Философы Милетской школы утверждали: человек содержит в себе все основные элементы стихии, космоса. Демокрит подчеркивал: в какой мере Вселенная является макрокосмосом, в такой же мере и человек является микрокосмосом. Во второй половине V в. до н. э. в Греции появились софисты. Они сохранили унаследованный от древней философии целостный взгляд на человека и видение его как части природы, но уже начали рассматривать его в условиях социокультурного бытия. Устами Протагора они провозгласили тезис: «Человек — мера всех вещей». Вслед за софистами проблему человека разрабатывал Сократ. Он поставил ее в центр своей философии. Девизом Сократа стал призыв, который был вычеканен на вратах храма Аполлона в Дельфах: «Человек, познай самого себя!» Ученик Сократа Платон различал в человеке бессмертную душу (проявление мира вечного и идеального) и тело (проявление всего временного и суетного). Иначе понимал природу человека Аристотель, рассматривая его как «политическое животное», вершину мировой иерархии: с одной стороны, он внутренне связан с природой, а с другой — противостоит ей, поскольку в нем есть душа — причина и начало человеческого тела. Европейская средневековая философия, опираясь на христианскую традицию, выдвигала на первый план религиозно-моральные проблемы человеческого существования, разрабатывала проблему соотношения между Богом и человеком. Что же главное в этом соотношении? Важнейшим для человека является спасение, которое христианство понимает как восхождение несовершенной личности к совершенной — Богу. Понятие личности было введено Августином Блаженным. Он подчеркивал, что Бог есть сама личность, персона (от лат. — persona). А значит и человек, созданный по образу и подобию Творца, тоже является личностью. Правда, вследствие грехопадения она утратила совершенство и целостность. Существенными составными, или ипостасью, личности являются воля, интеллект и память. Через них пролегают пути совершенствования человеческой души и единения ее с Богом. Оригинальность эпохи Возрождения состоит в отбрасывании каких-либо принципов ограничения земного развития человека. Бог сместился на периферию человеческой жизни. Человек оторвался от него и теперь верит в себя. На место Бога он ставит «человекобога» (Федор Достоевский). Приобретая статус действительно богоподобного существа, человек становится главным предметом духовных поисков. Он ищет опоры прежде всего в себе, в своей душе и своем теле. Превыше всего он ставит своеобразие и уникальность индивидуума. Оригинальность и отличие от других выступают важнейшими проявлениями личности. Поэтому смысловым стержнем Ренессанса является преисполненная пафоса идея о самодостаточности и автономности личности, вера к ее безграничные творческие возможности. Ренессанс — это взятые теория и практика гуманизма. Философия Нового времени считала истинно человеческим в человеке то, что делает его представителем всего человечества, поэтому сконцентрировала внимание на его всеобщей природе, социальной сущности, универсальности и т. п. Так, новоевропейская философия XVII в. особое внимание уделяла разуму как специфической особенности человека. Например, Рене Декарт связывал сущность человека с его мышлением: «Мыслю — следовательно, существую». Рационалистический подход к человеку объединялся у Декарта с натуралистическим: он рассматривал человека как реальную связь бездушного и мертвого телесного механизма с разумной душой, которая обладает волей и мыслит. Много внимания проблеме человека уделяли и такие философы Нового времени, как Бенедикт Спиноза, Томас Гоббс, Дени Дидро, Клод Гельвеций, Жюльен Ламетри. Для немецкой классической философии определяющим являлось представление о человеке как субъекте духовной деятельности, который создает мир культуры и является носителем общего идеального начала, духа, разума. Иммануил Кант подчеркивал моральный характер природы человека, Иоганн Фихте — роль деятельности в жизни человека, Георг Гегель — духовность, Людвиг Фейербах — любовь к ближнему. Людвиг Фейербах рассматривал человека как природное существо, высшую ступень природного саморазвития. Чувства и сознание человека являются также природными явлениями. Поэтому он говорил о человеке как о чем-то неизменном, абсолютном, а не как о конкретном историческом человеке. Исходным пунктом марксистского понимания человека является трактовка его как производной от общества, он — продукт и субъект общественно-практической деятельности. Сущностью человека Карл Маркс считал именно совокупность всех общественных отношений. Марксизм обосновал принципиальную незавершенность человека, его открытость миру, «незапрограммированность» раз и навсегда его сущности. Человек самосоздает и саморазвивает себя в процессе исторической и культурной жизни. Марксизму принадлежит трудовая теория происхождения человека, которая анализирует механизм трансформации биологического в социальное. В начале XX в. в философии осуществился своеобразный антропологический поворот — проблема человека стала неотъемлемой частью исследований практически всех философских направлений, в частности и тех, которые раньше выводили ее за свои пределы. Появилось множество концепций человека. В зависимости от того, что следует считать сугубо человеческим в человеке (природное, социальное или духовное), их условно объединили в три группы. Первая группа – биологизаторские концепции. Доминирующей чертой этих концепций является представление о преимущественно природном существе, жизнь и поведение, индивидуальные и общественные качества, духовные качества которого обусловлены природными (биологическими) факторами. К таким концепциям относятся: психологизм, натурализм, волюнтаризм, натуралистический дуализм. Психологизм. Здесь преувеличивается психологическая природа человека. Она рассматривается вне связи с конкретно-исторической системой общественных отношений. Например, сторонник этого направления австрийский философ Альфред Щюц утверждал, что люди по своей природе разные. Их необходимо рассматривать такими, какие они есть, не навязывая им один, общий для всех идеал. Натурализм пытался объяснить сущность человека законами природы (климатическими условиями, географической средой, биологическими и расовыми особенностями). Преувеличение роли природных факторов характерно для современного социо- биологизма. Его исповедовали такие известные ученые, как нобелевский лауреат Жан Моно (Франция), профессор Гарвардского университета Беррес Скиннер, австрийский физиолог, лауреат Нобелевской премии Конрад Лоренц и др. Совершенствование человека, с их точки зрения, сводится к совершенствованию его генетических начал. Волюнтаризм провозглашает первоосновой человеческого бытия волю. Как философская концепция волюнтаризм сформировался в трудах Артура Шопенгауэра, который провозглашал основой мира иррациональную свободу, недосягаемую для познания разумом. Его последователь Фридрих Ницше утверждал, что сущность человека — в неудержимой «воле к власти». «Воля к власти» — основа права сильного, наиболее значимый критерий любого типа поведения. Именно ею должен руководствоваться настоящий человек. На этой основе Ницше провозгласил культ сверхчеловека. Натуралистический дуализм. Сюда относятся религиозные учения, согласно которым человек состоит из двух уровней, обеспечивающих его существование в двух разных мирах — материальном и духовном. Например, в таком учении, как индуизм, души выступают самостоятельными сущностями по отношению к своим телесным оболочкам. Они способны после смерти переходить из одной оболочки в другую. Этот переход (реинкарнация) связывается с общим законом (кармой), который по совокупности добрых и плохих поступков определяет будущую судьбу человека. Вторая группа — социологизаторские концепции. Они игнорируют природно-биологические факторы человеческого существования, которым отводится роль только предпосылки социальной жизни и которые не оказывают никакого влияния на особенности поведения, интеллект, творческие способности, социальные ориентации человека. К таким концепциям относятся: Конвенционализм. Элементы конвенционализма свойственны философии науки, или позитивной философии. Ее сторонники Карл Поппер, Томас Кун, Имре Лакатос, Пауль Фейерабенд и другие считают, что вся наука имеет определенный конвенциональный характер, т. е. характер определенного согласования, договора между учеными. Это относится и к науке о человеке. Жизнь человека и его поведение обусловлены нормами, которые являются следствием конвенций (соглашений) между учеными, произвольно принятыми в обществах различного типа. Такие нормы можно описывать и конструировать, но вряд ли стоит давать им сравнительную оценку. Социологизм. Это вульгарно-материалистическая концепция. Она, как и предыдущая, игнорирует природную основу человека. Представители этой концепции не замечают его «надсоциальной», духовной сущности. Отсюда берет свое начало известный тезис о формировании «нового человека», согласно которому при определенных социальных обстоятельствах из человека можно «вылепить» все что угодно, а совершенствование человека зависит только от совершенствования общества. Панлогизм. Сторонники этой концепции считают, что существует мировая логика, или мировой разум. Законы логики (мышления) являются универсальными закономерностями становления мира. Человек — это средство воплощения в жизнь замыслов мирового разума. Высшая честь для человека — быть сознательным орудием в реализации этой цели. Социологический дуализм. В современной антропологии вариантом социологического дуализма является учение Зигмунда Фрейда. Человеческую психику он рассматривал как сложное явление, в содержание которого входят бессознательное (сфера вытесненных аффективных взглядов), подсознательное (выполняет функции «цензуры», которая выборочно пропускает в сознание то, что для нее приемлемо) и сознательное (сфера знаний о себе самом и о внешней среде). Основную же ее «массу» составляют заряженные огромной энергией бессознательные психические импульсы активности людей. Эти динамичные источники инстинктивного заряда мотивационной энергии несдерживаемы и аморальны, а также полностью иррациональны по своей природе. Именно они, а не разум, не сознание являются главными стимулами поведения и деятельности человека — вот главный вывод З.Фрейда. Третья группа современных концепций человека — спиритуализм (от лат. spiritualis — духовный). Она объединяет в себе взгляды, согласно которым в основе сущности человека лежит его внутренний духовный мир (бескорыстный поиск истины, способность к моральному выбору, к переживанию прекрасного, к творчеству; наличие свободы воли и глубинного самосознания), и провозглашает первичность индивидуального «Я» как духовного стержня личности. К этой группе принадлежат такие течения. Субъективный антропологизм. Его формы очень личны. Наиболее влиятельной является экзистенциализм (Карл Ясперс, Мартин Хайдеггер, Жан-Поль Сартр, Альберт Камю, Габриэль Марсель). Представители экзистенциализма считали, что нет заданной человеческой природы, никакая внешняя сила, кроме данного индивида, не может за него осуществить превращение в человека. И именно он несет ответственность, если превращение это так и не произошло. Человек является своего рода «проектом», который живет, реализуется или не реализуется, и процесс обретения человеческой сущности продолжается всю жизнь, не теряя остроты, напряжения, драматизма. Свободный выбор индивида — его судьба, ответственность и его трагедия. Антропологический материализм апеллирует к чувственности. Человек — универсальное существо, которому свойственны чувства, разум и воля. И этой универсальностью он отличается от других живых существ. Важным для данного учения является так называемый «туизм», т. е. понимание человека как существа, связанного с другим, себе подобным существом. Человеческая сущность выражается только в общении, единении человека с человеком, в единстве, которое лишь опирается на реальность отличия между «Я» и «Ты». Антропологизму недостает исторического взгляда на человека, поэтому он имеет абстрактный характер. Религиозный антропологизм. Его содержание раскрывается в следующих положениях. Человек есть существо-двойник: он содержит в себе и божественное начало, и природное бытие, но ни тем, ни другим не определяется полностью. Божественное начало освобождает человека от природной зависимости, а природа, в свою очередь, делает человека свободным относительно божества. Человек получает свободу только ценой полного покорения Богу. Счастье человека невозможно без веры в Бога. А его назначение — свободное совершенствование мира на пути к идеалу, данному Богом. Спиритуалистический дуализм. Эта концепция трактует человека в космическом понимании. Человек — средство космической эволюции, точка пересечения мировых потоков. Только через космическую эволюцию, благодаря ряду космических превращений человеческая личность приобщается к абсолютному бытию. Приобщение, по мнению сторонников этой концепции, наблюдается благодаря наличию у человека особых, сверхъестественных свойств, с их помощью становится реальностью общение с якобы существующим миром духов. Космическая эволюция, в свою очередь, функционирует только благодаря деянию Бога, и в то же время Бог является всего лишь моментом космической эволюции. Таково краткое содержание современных концепций человека. Они содержат в себе как позитивные, так и негативные моменты. К позитивным следует отнести: а) конкретно-научное направление исследования человека; б) объективность научных исследований; в) утверждение принципиального значения основных факторов существования человека. Но негативные моменты односторонних подходов, особенно на современном этапе научного познания человека, причиняют больший вред его объективно-научному изучению. К таковым можно отнести прежде всего односторонность биологизаторского, социологизаторского и спиритуалистического подходов, разрывающих целостность изучения человека, что приводит к абсолютизации одной из сторон из составных частей человеческой сущности. Известно, что человека невозможно познать, если подходить к нему как к автономному организму, существующему независимо от природы и общества. Он является природным и социальным, потому что одновременно — продукт природы и общества и их главное действующее лицо. Задача состоит в том, чтобы синтезировать позитивный философский опыт исследования человека. Как же возник человек? Откуда он берет свое начало? Эти вопросы чрезвычайно сложны. Несмотря на достаточно широкую систему исследований, проблему происхождения человека, впрочем, как и возникновения жизни на Земле, нельзя считать разрешенной. Собственно говоря, сегодня не существует убедительной теории, которая была бы подкреплена бесспорными фактами и могла объяснить предысторию человечества. Размышления по этому поводу можно классифицировать как гипотезы. Чаще всего выделяют три гипотезы: религиозную, космическую, эволюционную. Религиозная (теологическая) гипотеза происхождения человека основана на библейских историях о создании Богом мира и человека, о грехопадении Адама и Евы, о Всемирном потопе, о том, что завещал Бог людям, и регламентации жизнедеятельности человека, изложенной в его заповедях. Обратим внимание на то, что в Библии сказано: человек создан «из праха земного»; ведь того можно прочесть и так: он имеет земную природу, а не занесен на Землю из Космоса. Космическая гипотеза происхождения человека основана на предположении о том, что жизнь привнесена на Землю из Космоса, в том числе в ее цивилизованных проявлениях. Под Космосом здесь имеется в виду Вселенная, находящаяся за пределами нашей планетарной среды. Разновидностью космической гипотезы является предположение о том, что жизнь на Землю могла быть занесена космической пылью через атмосферу, которая благодаря благоприятным условиям географии и биологии планеты превратилась в современные формы живого. Еще есть предположение о существовании внеземных цивилизаций, уровень развития которых позволяет преодолевать космическое пространство и время. Они были на Земле, оставили своих представителей, которые со временем превратились в землян и достигли нынешнего цивилизованного развития. Однако все эти предположения остаются гипотезами, так как не имеют экспериментально-практического подтверждения. Эволюционная гипотеза происхождения жизни и человека появилась во второй половине XIX в. Сначала Чарльз Дарвин (1809—1882) предложил описание биологической предыстории человека, создав теорию естественного отбора. В соответствии с этой теорией, под воздействием естественных факторов отбора, вследствие потребности адаптации к среде Homo sapiens возник как прямое следствие эволюционного совершенствования живых существ. Затем Льюис Морган (1818—1881) исследовал процесс становления человеческого общества и человека как общественного существа. Он дал такую картину поэтапного становления человечества: 1.стадия австралопитеков (обезьянолюдей), способных к деятельности с помощью орудий (3—2 млн. лет до н. э.); 2.стадия питекантропов — период начальных производственных отношений (2 млн. — 200 тыс. лет до н. э.); 3.стадия неандертальцев, которым присущи развитие языка как средства обмена информацией, формирование логико-поня- тийной формы отражения действительности (от 200 тыс. до 40 тыс. лет до н. э.); 4.начало стадии человека современного типа (кроманьонца), связанной с развитием предметного сознания, родовой На основе этих исследований Фридрих Энгельс (1820—1895) выдвинул теорию происхождения человека и общества. Он утверждал, что решающую роль в этом процессе сыграл труд как целенаправленная деятельность. Начальный труд привел к тому, что: а) организм предков человека начал приспосабливаться не только к условиям среды, но и к трудовой деятельности. В процессе продолжительного освоения трудовых операций у человеческого существа появилась прямая походка, произошла дифференциация функций передних и задних конечностей, развились руки, головной мозг; б) труд, который был совместной деятельностью, обусловил появление и развитие различных видов общения, членораздельного языка как средства общения и передачи трудового и социального опыта; в) благодаря трудовой деятельности сложились производственные отношения. Люди не могут производить материальные блага, не объединившись. На основе производственных отношений появились разнообразные идеологические отношения, формы общественного сознания и соответствующие учреждения и организации. Это означало, что сформировалось человеческое общество. Эта схема в определенной мере удовлетворяет научную любознательность, хотя, без сомнения, требует уточнений и является открытой для новых выводов антропологов, археологов, историков и других специалистов. Таким образом, человек – это биосоциальное единство, в котором через социальное, биологическое и духовное реализуется человеческое, находящее свое проявление в психологическом, моральном, религиозном, политическом. Все эти формы проявления человеческого естества сосуществуют в органическом единстве, взаимодействии, взаимопроникновении. Человек – это существо, способное своей деятельностью создавать собственную историю, в процессе которой формируется, изменяется и развивается его сущность. То есть сущность человека не является исторически неизменной. Она развивается вместе с развитием человека, человечества, аккумулируя в себе содержание человеческого, содержание культуры, социальных ценностей.
|