Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль личности в истории.




РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ — роль, выполняемая в истории личностью, к-рая раньше, лучше, глубже и полнее других осознаёт новые потребности развития общества, необходимость изменения существующих условий и решительнее других борется за это, умеет найти и указать силы, пути и средства для осуществления задач, стоящих перед обществом, народом, классом. В решении вопроса о Р. л. в и. марксизм-ленинизм исходит из того, что главной силой в системе условий материальной жизни общества является способ производства материальных благ. Так как главной силой производственного процесса являются трудящиеся, то отсюда следует, что история общества есть прежде всего история развития производительных сил, история трудящихся масс, а не история отдельных выдающихся личностей, завоевателей, царей, законодателей и полководцев. Не отдельные личности создают общество, а общество и классы, его составляющие, формируют личность, не герои создают народ, а народ создаёт героев и двигает вперёд историю. Марксизм исходит из примата общества, народа, класса над отдельной личностью.
Субъективные идеалисты утверждают, что признание марксизмом объективной закономерности явлений общественной жизни якобы означает умаление и отрицание сознательной деятельности людей, роли личности в истории. В. И. Ленин опроверг эти утверждения, доказав, что только признание детерминизма, причинной обусловленности, закономерности в деятельности людей даёт возможность научно раскрыть значение деятельности масс, классов, партий и отдельных личностей, показать, при каких условиях этой деятельности обеспечен успех, устранить субъективизм, произвол в оценке этой деятельности. Свобода есть познание и использование законов природы и общества, а не воображаемая независимость от этих законов. Открывая эти законы, марксизм указывает трудящимся путь к подлинной свободе, к сознательному историч. творчеству. Марксизм отвергает как субъективизм, волюнтаризм, авантюризм в политике, так и фатализм, идеологию пассивности, стихийности, хвостизма, автоматизма в понимании истории; он отличается от всех других теорий «замечательным соединением полной научной трезвости в анализе объективного положения вещей и объективного хода эволюции с самым решительным признанием значения революционной энергии, революционного творчества, революционной инициативы масс, — а также, конечно, отдельных личностей, групп, организаций, партий, умеющих нащупать и реализовать связь с теми или иными классами» (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 13, стр. 21—22).
Люди делают свою историю сами, и тем успешнее, чем лучше они понимают историч. условия и потребности развития общества.
Великий человек придаёт событиям печать своей индивидуальности, но не в этом его главное значение. Он велик «тем, что у него есть особенности, делающие его наиболее способным для служения великим общественным нуждам своего времени, возникшим под влиянием общих и особенных причин» (Плеханов Г. В., Соч., т. 8, 1923, стр. 304—305).
Реакционные теории «героев и толпы» исходят из того, что единственными творцами истории являются выдающиеся «аристократические» личности, к-рые якобы способны повернуть ход истории по своей воле, куда им вздумается, а трудящиеся массы якобы лишь пассивная, косная «материя», неорганизованная «толпа», лишённая историч. инициативы и способности к самостоятельному историч. творчеству. Таковы теории идеологов реакционных классов — Т. Карлейля, Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, и наиболее реакционных течений современной буржуазной социологии в США, Англии, Франции. Страх перед революционным творчеством масс присущ и идеологам правых социалистов.
К отрицанию творческой роли народных масс в истории приходили и социалисты-утописты. Движущей силой истории у них выступают не народные массы, а изобретатели «социалистических систем», к-рые одной силой своего гения способны якобы обновить весь мир без историч. инициативы, самостоятельного творчества и борьбы народных масс. Подобные теории проповедовали и русские народники.
В. И. Ленин разоблачил реакционные народнические теории «героев и толпы», а также оппортунистич. теории стихийности, отрицающие роль передовой революционной теории, партии и отдельных личностей, участвующих в движении. Марксизм-ленинизм учит, что ни один класс в истории не достигал господства, если он не выдвигал своих политич. вождей, своих передовых представителей, способных организовать движение и руководить им.
Вопрос о роли вождей рабочего класса классики марксизма-ленинизма разрабатывали в тесной связи с учением о революционной партии пролетариата. Марксистская партия, как высшая форма классовой организации пролетариата, его передовой и организованный отряд, вооружённый передовой, революционной теорией, руководит деятельностью всех других организаций трудящихся, направляет их к определённой цели. Она воспитывает и выдвигает вождей, связывает их с массами, вносит в массы идеи научного коммунизма, политически просвещает и воспитывает массы на их собственном опыте классовой борьбы. Задача вождей партии состоит в том, чтобы давать рабочему классу ясную программу, цель борьбы, указывать пути и формы борьбы.
Всемирно-историческая роль К. Маркса и Ф. Энгельса определяется тем, что они стали гениальными вождями и учителями международного рабочего класса, творцами величайшего учения марксизма. К. Маркс и Ф. Энгельс открыли и научно обосновали историч. миссию рабочего класса, как могильщика капитализма и творца коммунистического общества, открыли законы возникновения, развития и гибели капитализма, превратили социализм из утопии в науку. Они руководили первыми классовыми боями рабочего класса, создали на базе научного коммунизма первые его революционные, классовые организации. В. И. Ленин — великий продолжатель дела К. Маркса и Ф. Энгельса, творчески развил их учение дальше, применительно к новой историч. обстановке — к эпохе империализма и пролетарской революции; всесторонне разработал вопросы теории, стратегии и тактики социалистической революции и диктатуры пролетариата, поднял всё марксистское учение на новую ступень, вооружил этой теорией созданную им революционную пролетарскую партию, к-рая привела рабочий класс России к победе Великой Октябрьской социалистической революции, открывшей новую эру в истории человечества. В. И. Ленин определил также основы программы и плана строительства социализма и коммунизма и руководил партией и Советским государством в первый, наиболее трудный период строительства социализма. Коммунистическая партия, её Центральный Комитет во главе с И. В. Сталиным претворили в жизнь ленинский план построения социализма в СССР, отстояли все завоевания социализма от агрессии со стороны мировой империалистич. реакции, добились коренного изменения всей международной обстановки в пользу социализма. Ученики и соратники В. И. Ленина, творчески развивая бессмертное марксистско-ленинское учение, применяют его к новым историч. условиям, к национальным особенностям развития каждой страны, успешно ведут рабочий класс, трудящихся к победе социализма и коммунизма.
Вожди и деятели рабочего класса отличаются от деятелей всех предшествующих им угнетённых классов тем, что они вооружены передовой, революционной научной теорией, неразрывно связанной с практикой революционного движения, знают законы развития общества и могут поэтому научно предвидеть, куда неизбежно идёт движение. Выражая коренные интересы рабочего класса, трудящихся и беззаветно отстаивая их интересы, они всегда неразрывно связаны с массами, встречают поддержку масс; обобщая революционный опыт масс, они учатся у масс и вместе с тем учат массы.
Научно обосновав выдающееся значение великих деятелей, вождей рабочего класса, марксизм-ленинизм вместе с тем разоблачил и преодолел вредную идеалистич. теорию культа личности. Эта теория приписывает отдельной личности то, что в состоянии сделать лишь партия, рабочий класс, народ в целом; тем самым принижается роль партии, роль рабочего класса, роль народных масс. Эта теория культивирует среди масс дух пассивности, ожидания того, что все начинания должны идти только «сверху», что всё делают вожди, руководители. Идеалистич. теория культа личности несовместима с ленинскими принципами партийного строительства и партийного руководства, она толкает к нарушению принципов внутрипартийной демократии и коллективного руководства, как важнейшего условия правильного руководства партии рабочим классом, трудящимися массами.
Марксизм-ленинизм выше всего ценит историч. инициативу и самостоятельное историч. творчество самих народных масс. Развёртывая инициативу и активность масс в строительстве коммунизма, ЦК КПСС решительно выступает против чуждой духу марксизма-ленинизма идеалистич. теории культа личности, связанной логически с субъективно-идеалистич. отрицанием объективного характера законов развития общества вообще и социалистического общества в особенности.


Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал