Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проблемы
Этот предмет рассмотрения, исходя из названия изучаемой дисциплины, является в пособии ключевым. Как ни странно, обилие научных проблем пока не привело в созданию научного направления, которое изучало бы проблемы в рамках научной теории. Такая «проблема проблем» -- вполне достойная тема для специального исследования. В науке многих подводит соблазн всякую задачу превращать в проблему. Не всякая задача трудно решаема или неразрешима. Но проблемы действительно актуализируют исследование. Поэтому они нуждаются в самостоятельном рассмотрении. Здесь будет предпринята попытка сформулировать самые начала научного направления теории проблем. Пробле́ ма (др.-греч. π ρ ο β λ ή μ α) — положение, условие, вопрос, объект, который создаёт неопределённость, затруднение, побуждает к действию и связан с избыточностью или недостатком процессора (специалиста), знаний, ресурсов, регламента (упорядочености, алгоритма, программы) побуждает к действию или ограничивает его и соответственно неразрешён или нежелателен. Сущность проблемы для человека такова, что требует анализа, оценки, формирования идеи, концепции для поиска ответа (решение проблемы) с проверкой и подтверждением опытом. Проблемой преимущественно называется вопрос, не имеющий однозначного решения (степень неопределённости). Неопределённостью проблема отличается от задачи. Совокупность возможных вопросов взаимосвязанных объектом рассмотрения называется проблематикой [19]. Такое определение расплывчато, оно уступает понятию, данному во введении. Обратимся, как обычно, к авторитетному мнению, оставив за собой право прокомментировать его с позиций принятых категорий и понятий. Как пишет известный психолог О.В. Нестерова в своей книге «Экспериментальная психология» «постановка проблемы – начало любого исследования. (Не обязательно постановка проблемы, могут быть поставлены вполне решаемые, но пока не решённые цели и задачи – прим. авт.). Не нуждается в исследовании лишь подтверждение очевидности. Однако очевидность субъективна. Можно считать очевидным, что все предметы, брошенные вами, упадут вниз. Но движение тел в невесомости, наблюдаемое в космическом корабле, опровергает эту “истину” ввиду отсутствия там верха и низа в обычном понимании. Красный цвет легко отличить от зеленого, а синий – от желтого, но люди с дефектами цветового зрения их не различают. Считается, что чем больше у человека стремление достичь цели, тем он лучше будет работать. Но если его мотивация превысит некоторый оптимум (закон Йеркса–Додсона), то в деятельности возрастет количество ошибок, научение будет протекать медленнее. Здесь тоже проблем нет, всё упирается в относительность истины, а потому задача состоит в установлении пограничных условий, при которых всегда будет наступать очевидность. В неизменных условиях, к которым приспосабливается человек, мир для него беспроблемен. Проблемы порождаются изменчивостью мира и духовной активностью людей. В отличие от житейской, научная проблема формируется в терминах определенной научной отрасли. Она должна быть операционализированной. “Почему солнце светит? ” – вопрос, но не проблема, поскольку здесь не указаны область средств и метод решения. “Являются ли различия в агрессивности, личностном свойстве людей, генетически детерминированным признаком или зависят от влияний семейного воспитания? ” – это проблема, которая сформулирована в терминах психологии развития и может быть решена определенными методами. (Проблема здесь методическая и пустяковая с точки зрения правил стандартизации. Даже и не проблема, а некорректность в постановке цели исследования. Приведена не проблема, а вопрос. Проблему, если она возникнет при поиске ответа, ещё предстоит сформулировать по схеме «как решить задачу при отсутствии очевидных механизмов её решения» -- прим. авт.). Постановка проблемы влечет за собой формулировку гипотезы. Откуда берется проблема? В науке формулирование проблемы – обнаружение “дефицита”, нехватки информации для описания или объяснения реальности. Способность обнаружить “белое пятно” в знаниях о мире – одно из главных проявлений таланта исследователя. Итак, можно выделить следующие этапы порождения проблемы: – выявление нехватки в научном знании о реальности; – описание проблемы на уровне обыденного языка; – формулирование проблемы в терминах научной дисциплины. Второй этап необходим, так как переход на уровень обыденного языка дает возможность переключаться из одной научной области (со своей специфической терминологией) в другую. Например, причины агрессивности поведения людей можно искать не в психологических факторах, а в биогенетических, и решать проблему методами общей или молекулярной генетики. Можно окунуться в астрологическое знание и попытаться сформулировать проблему в иных терминах – в терминах влияния планет на характер и поведение человека. Таким образом, уже формулируя проблему, мы сужаем диапазон поиска ее возможных решений и в неявном виде выдвигаем гипотезу исследования. Проблема – это риторический вопрос, который исследователь задает природе, но отвечать на него должен он сам. Приведем и философскую трактовку понятия “проблема”. “Проблема” – объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес” [Философский энциклопедический словарь, 1989]. (Опять упущено главное свойство проблемного вопроса – его трудно разрешимый характер при неполной ясности механизма и алгоритма решения – прим. авт.). Проблемы подразделяются на реальные проблемы и “псевдопроблемы”, которые кажутся значимыми. Кроме того, выделяется класс неразрешимых проблем (превращение ртути в золото, создание “вечного двигателя” и пр.). Доказательство неразрешимости проблемы само по себе является одним из вариантов ее решения» [40]. Классификация неполная, но в целом верная. Так что, как видим, проблема в том, что нет ясной теории. Попробуем сформулировать некоторые положения такой теории. В первую очередь проведём типологизацию проблем. Обобщим ранее данные проблемам их характеристики и дополним их новыми.
|