![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Содержательные категории и понятия науки. Структурные части научной работы
Содержательные категории и понятия науки Научные направления и дисциплины строятся на основании концепций. Концепция — это определенная система связанных между собою и вытекающих один из другого взглядов, способов понимания и трактовки явления, предмета или процесса, система достижения целей. В архитектуре это может быть и другой вид этого понятия, он практически идентичен эскизному проекту и даже допускает некоторые отступления от традиционной архитектурной графики. Но общий смысл сохраняется. Целью архитектурной концепции является дать представление о проектируемом объекте. Объект - предмет, явление, процесс или их отдельные стороны, существующие в реальной действительности, на которые направлена деятельность, мысль, чувство и т.д. в архитектуре это обычно здание, сооружение, комплекс. Объект противостоит субъекту (живому существу, чаще всего, человеку) в его предметно-практической и познавательной деятельности. Субъект - индивид или социальная группа, выступающие носителем предметно-практической деятельности и познания. Субъект является источником активности, направленной на объект. Содержательной основой концепции являются сформулированные идеи. Оформленные надлежащим образом они признаются объектом авторского права. Понятия идеи были чётко сформулированы ещё в античной Греции Платоном и Аристотелем, затем многократно уточнялись, что происходит в философии и логике и сейчас. П.В. Копнин в Большой Советской энциклопедии так представляет это понятие: Идея -- (греч. idé a), форма постижения в мысли явлений объективной реальности, включающая в себя сознание цели и проекции дальнейшего познания и практического преобразования мира. [14] (Далее см. приложение1, примечание2). Считается, что идея, содержательная мысль - это нечто эфемерное, трудноуловимое на физическом уровне, но, тем не менее, это нечто способно побудить к действиям, которые могут создавать и разрушать мир. Видов идей множество и их классификации весьма обширны. Известно, что рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с критикой философии Платона, согласно которой, окружающий мир делился на «мир вещей» и «мир чистых (бестелесных идей), и «мир вещей» в целом, как и каждая вещь в отдельности, являлся лишь материальным отображением соответствующей «чистой идеи». Ошибка Платона, по Аристотелю, в том, что он оторвал «мир идей» от реального мира и рассматривал «чистые идеи» вне всякой связи с окружающей действительностью, которая имеет и свои собственные характеристики – протяженность, покой, движение и др. [54]. В этой части с Аристотелем трудно согласиться. Теоретическая и научная проблема для ведения практической деятельности заключается в том, что в то время понятие информации ещё просто не было сформулировано как фундаментальное – специфическое свойство материи проявлять себя в невещественном мире. Сейчас информационный мир, в том числе и в архитектуре, столь велик и многообразен, что идеи стали предметом авторского права. Идея может рассматриваться как вид информационного тела, находящегося в определённом агрегатном состоянии, позволяющим с таким телом проводить многообразные информационные действия. Это наглядно демонстрируют такие области знаний как гештальт-психология (образная психология), теория информации и информатика. Идея является видом мыслеформы, продуцируемой сознанием. Под мыслеформой следует понимать любую форму, в которой мысль проявлена или воплощена. (В оккультных науках в качестве мыслеформы рассматривают такое состояние мысли, когда она проявлена как такая мысль или импульс, которая на время становится чем-то вроде живого существа, душой которому служит мысленная сила, а телом — оживлённая материя). Идея может быть банальной, всем давно известной, или новой. Продуктивная новая идея, которая стала основой продуктивной новой концепции, называется инновационной. Среди видов идей обычно выделяют ещё и идею фикс – навязчивую идею, от которой трудно отделаться. Она всё время удерживается в мыслях, требуя побуждения к действиям. Такой может стать и научная идея, и это не всегда плохо. Иначе что бы воплощалось в виде научных знаний и результатов? Чтобы идея стала продуктивной её надо зафиксировать и оформить в концептуальную форму. Архитектурную идею можно выразить текстом, вербально (словесно, речью), но чаще её выражают эскизом, проектными предложениями или эскизным проектом в плоскостных изображениях и в объёмных макетах или моделях. Теория Основой любой научной дисциплины является теория. Она – ключевое понятие науки и часто – её цель. Теория -- (греч. θ ε ω ρ ί α, «рассмотрение, исследование») — учение, система идей или принципов. Является совокупностью обобщенных положений, образующих науку или ее раздел. Теория выступает как форма синтетического знания, в границах которой отдельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю автономность и становятся элементами целостной системы. Теория может рассматриваться и как совокупность умозаключений, отражающая объективно существующие отношения и связи между явлениями объективной реальности [19]. Таким образом, теория — это интеллектуальное отражение реальности. В теории каждое умозаключение выводится из других умозаключений на основе некоторых правил логического вывода. Способность прогнозировать — следствие теоретических построений. Теории формулируются, разрабатываются и проверяются в соответствии с научным методом. В Википедии в отношении теории приводятся следующие положения: Обычно считают, что стандартным методом проверки теорий является прямая экспериментальная проверка («эксперимент — критерий истины»). Однако часто теорию нельзя проверить прямым экспериментом (например, теорию о возникновении жизни на Земле), либо такая проверка слишком сложна или затратна (макроэкономические и социальные теории), и поэтому теории часто проверяются не прямым экспериментом, а по наличию предсказательной силы — то есть если из неё следуют неизвестные/незамеченные ранее события, и при пристальном наблюдении эти события обнаруживаются, то предсказательная сила присутствует. На самом деле взаимоотношение «теория — эксперимент» более сложное. Поскольку теория уже отражает объективные явления, ранее проверенные экспериментом, то нельзя делать подобные выводы. В то же время поскольку теория строится на основе законов логики, то возможны заключения о явлениях, не установленных ранними экспериментами, которые и проверяются практикой. Однако, эти выводы необходимо уже называть гипотезой, объективность которой, то есть перевод этой гипотезы в ранг теории, и доказывается экспериментом. В этом случае эксперимент не проверяет теорию, а уточняет или расширяет положения этой теории.[19] Гипотеза -- возможная, но еще не доказанная истина. Гипотеза – это идея, с помощью которой мы интерпретируем факты. Наука, как и философская рефлексия, предполагает (по Платону и Фихте) постоянный «круговорот» фактов и идей. Наблюдение фактов представляет собой первый момент всякого исследования, объяснительная гипотеза – второй момент и экспериментальная проверка – третий. В психологии способность к созданию гипотез является мерилом творческих способностей личности. В области науки следует различать гипотезу-закон, или малую гипотезу как предвосхищение закона, и большую гипотезу, или гипотезу-теорию. Гипотеза, как и теорема, нуждается в доказательстве. Обобщая, прикладная цель науки — предсказывать будущее как в наблюдательном (аналитическом) смысле — описывать ход событий, на который мы не можем повлиять, так и в синтетическом — создание посредством технологии желаемого будущего. Образно говоря, существо теории в том, чтобы связывать воедино «косвенные улики», вынести вердикт прошлым событиям и указать, что будет происходить в будущем при соблюдении определённых условий. При появлении более общей, более точной теории старая теория становится частью или элементом этой общей теории [19]. Концепция или теория обычно содержит правила действия в рамках принимаемой концепции, называемые принципами. Принципы провозглашают, устанавливают волевым путём, но не доказывают. Википедия поясняет, что «найти такой принцип, который действительно содержал бы в себе основания для всего существующего, составляет главную задачу философии. При всех ее успехах со стороны формального развития умственной деятельности принцип бытия доселе получает в различных системах лишь те или другие односторонние определения, не представляющие существенного прогресса сравнительно с воззрениями древних мыслителей. Идеальные требования или нормы метафизического принципа сводятся к следующему: такой принцип должен обладать наибольшим внутренним единством и наибольшей полнотой содержания, и связь его с тем, что из него объясняется, должна быть наиболее ясной и внутренней обязательностью». Принцип часто выдвигается как постулат. Постулат есть положение, которое, хотя и не доказано, но принимается (все же) за истину, ввиду теоретических или практических целей, принимается, следовательно, на веру. Постулаты также отличаются от теорем тем, что они являются логическими выводами, и от гипотез тем, что они не открыты для прямой эмпирической оценки. Закон в науке - это положение, выражающее всеобщий ход вещей в какой-либо области. Научный закон это знание, сформулированное в понятиях, которое имеют основание в природе. Законы природы объективны и существуют независимо от воли и сознания людей [19]. В исследовании вновь открытые и сформулированные законы могут выступать в качестве научного результата. Механизмом составления и выражения научных положений в обязательном порядке признаётся логика. Это и характер манипуляций с мыслеформами научного предмета, и древнейшая наука. Без логики наука перестаёт быть сама собой. В словаре «Логика» собственно понятие логика трактуется так: Логика -- (от греч. logos — слово, понятие, рассуждение, разум), или: Формальная логика, — наука о законах и операциях правильного мышления. Согласно основному принципу Л., правильность рассуждения (вывода) определяется только его логической формой, или структурой, и не зависит от конкретного содержания входящих в него утверждений. Различие между формой и содержанием может быть сделано явным с помощью особого языка, или символики, оно относительно и зависит от выбора языка. Отличительная особенность правильного вывода в том, что от истинных посылок он всегда ведет к истинному заключению. Такой вывод позволяет из имеющихся истин получать новые истины с помощью чистого рассуждения, без обращения к опыту, интуиции и т. п. Неправильные выводы могут от истинных посылок вести как к истинным, так и к ложным заключениям. Л. занимается не только связями высказываний в правильных выводах, но и многими иными проблемами: смыслом и значением выражений языка, различными отношениями между терминами (понятиями), операциями определения и логического деления понятий, вероятностными и статистическими рассуждениями, парадоксами и логическими ошибками и т. д. Но главные темы логических исследований - анализ правильности рассуждения, формулировка законов и принципов, соблюдение которых является необходимым условием получения истинных заключений в процессе вывода. В правильном рассуждении заключение вытекает из посылок с логической необходимостью, общая схема такого рассуждения выражает логический закон. Рассуждать логически правильно — значит рассуждать в соответствии с законами Л. Л. не просто перечисляет некоторые схемы правильного рассуждения. Она выявляет различные типы таких схем, устанавливает общие критерии их правильности, выделяет исходные схемы, из которых по определенным правилам могут быть получены другие схемы данного типа, исследует проблему взаимной совместимости схем и т. д. Законы Л. долгое время представлялись абсолютными истинами, никак не связанными с опытом. Однако возникновение конкурирующих логических теорий, отстаивающих разные множества законов, показало, что Л. складывается в практике мышления и что она меняется с изменением этой практики. Логические законы - такие же продукты человеческого опыта, как и аксиомы евклидовой геометрии, тоже казавшиеся когда-то априорными. Развитие Л. показало, что доказательства вовсе не обладают абсолютной, вневременной строгостью и являются только опосредствованными средствами убеждения. Даже способы математической аргументации на деле историчны и социально обусловлены. В разных логических системах доказательствами считаются разные последовательности утверждений, и ни одно доказательство не является окончательным. Перемены, происшедшие в Л. в XX в., приблизили ее к реальному мышлению и тем самым к человеческой деятельности, одной из разновидностей которой оно является. Для правильного понимания предмета и задач формальной Л. важно четко представлять ее соотношение с диалектической Л. Диалектика как Л. исследует становление и развитие понятий и представлений, их отношения, переходы, противоречия. Диалектические принципы историзма, конкретности истины, единства абстрактного и конкретного, практики как критерия истины и т. д. направлены на познание закономерностей мышления, взятого в его движении и развитии, в последовательном постижении реальности. Формальная Л. главное внимание направляет на прояснение структуры готового знания, на описание его формальных связей и элементов. Диалектическая и формальная Л. - две разные науки, различающиеся как предметами своего исследования, так и методами. Современная Л. находит применение во многих областях. В частности, она оказала влияние на развитие математики, прежде всего теории множеств, формальных систем, алгоритмов, рекурсивных функций; идеи и аппарат Л. используются в кибернетике, вычислительной технике, в электротехнике и др. [36] И в архитектурной науке, да и в проектировании, логика – необходимый инструмент мышления. В процессе своей жизнедеятельности человек познает мир (получает информацию). Мышление сопутствует любой деятельности человека. Оно управляет его действиями, следит за тем, чтобы соблюдался определенный порядок, последовательность действий; после каждого шага проверяет результат, контролируя и корректируя сделанное. Мышление позволяет предвидеть возможные последствия действий, дать им определенную оценку. Когда мы доказываем что-либо, мы можем рассуждать правильно, а можем и сделать ошибку (тогда вывод будет ошибочным, ложным). Существуют определенные правила, которые показывают, как отличать верные умозаключения от ошибочных.
|