Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Закон наглядности
Наглядный метод обучения это не плод человеческого вымысла. Сам Господь учил людей, давая божественное откровение о наглядном методе. На первом уроке первому ученику Адаму Бог показал плоды двух деревьев, растущих в Эдеме как предупреждение о нравственной независимости от Творца (Быт.2: 17). После потопа Бог повесил радугу в облаках, чтобы напомнить Ною и последующим поколениям о Своем обещании (Быт.9: 13-17). Иеремия носил на шее ярмо, пророчествуя о Вавилонском плене Иудеи (Иер. 27: 2). Обращаясь к примерам Иисуса, Великого Учителя, следует отметить, что Он широко использовал наглядность в обучении. Чтобы показать заботу Бога о людях, Иисус сказал: «Взгляните на птиц небесных…» (Мф.6: 26) и, вероятно люди подняли головы и смотрели на пролетающих птиц. «Посмотрите на полевые лилии…» (Мф.6: 28) продолжил Иисус, указывая на цветы возле Себя. В уроке о послушании властям Иисус показал монету как наглядное пособие (Мрк.12: 13-17). На уроке о смиренном служении Он позвал ребенка и поставил его посреди учеников (Мф.18: 1-6). Начиная новый цикл обучения – использование притч – Иисус сказал: «…вот, вышел сеятель сеять…» (Мф.13: 3). Частица «idou» (вот) в греческом языке связана с повелительной формой глагола «глядите». Поэтому это выражение можно перевести так: «…Посмотрите – вышел сеятель сеять…». Великий Учитель ясно показывает нам – визуальное обучение также важно, как и обучение через слух. Иисус, отвечая на вопрос учеников: «Кто больше в Царстве Небесном?» «…призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном…» (Мф.18: 1-4). Правильное использование наглядного метода может сделать работу библейского учителя чрезвычайно эффективной. Один из самых значительных уроков наглядности был преподан Учителем во время прощальной Вечери (Мф.26: 26-29). Вкус, осязание и обоняние учеников участвовали в обучении так же, как слух и зрение. Если Иисус, Величайший Учитель, использовал наглядность, то, конечно, мы можем и должны применять ее для эффективного обучения. Применял ли Иисус мультипроектор в обучении? Сколько было учеников в Его аудитории? Мф.17 и Мрк.9. Что за изображение было применено? Какие результаты?
Нынешнее поколение – это поколение тех, кто смотрит, слушает и играет. Раньше так не было. Дети еще и читали, писали. Вообще знал ли Творец об устройстве человека, что у него есть глаза, не только уши? Иногда, присутствуя на библейских разборах, можно сделать вывод, что слушатели – это только уши! Тем не менее, какое значение наглядности?
Вспомним проблему, с которой столкнулся наш Господь в конце служения. Что так долго не могли понять и принять ученики? Это Его страдания и смерть. Они, как и большинство евреев, ожидали Мессию – победителя, а не как Страдающего Слугу. И что тогда предпринял Иисус? Он решил провести наглядный урок для чего? Чтобы помнили! Какой это урок? Лук. 22: 19 И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Современные исследования показали, что мы учимся: 1% посредством чувства вкуса 1, 5% посредством осязания 3, 5% через запах 11% через слух 83% посредством зрения.
И в этом уроке были задействованы все каналы обучения и получения информации. Еврейские дети постоянно видели перед собой множество наглядных пособий для своей веры. Назовите некоторые из них. Праздники что-то напоминали Исх. 13: 3 3 И сказал Моисей народу: помните сей день, в который вышли вы из Египта, из дома рабства, ибо рукою крепкою вывел вас Господь оттоле, и не ешьте квасного: Повсюду дети видели это, слышали, ощущали. Теперь не так. Я еще застал семьи, где были напоминания о Боге для детей: слова Писания на картинах, календари самодельные, дома пели христианские песни, проводили занятия В.Ш. Все это постепенно забывается.
Зрительная нагрузка более продуктивна, чем чисто смысловая, виртуальная. Периодически употребляя наглядные пособия, мы можем регулировать нагрузку на уроке. Например, заметили, что слушатели устали, зевают, разговаривают – это сигнал для использования наглядных пособий.
Мальчик долгое время думал, что Иисус родился в яслях, какие сам мальчик посещал. И только после того, как учитель показал, что ясли – это кормушка для скота, мальчик стал понимать, что такое ясли того времени. Применение карты формирует правильное понимание и смысл многих фактов Библии. Исход – земля была совсем рядом, а народ не поверил двум и все ушли на 39 лет в пустыню. Иосиф не просто шел к братьям за 1 км, а это было расстояние свыше 100 км. И он пошел, безоговорочно, подчеркнуть его послушание отцу.
Пример со грехометрами. Иисус был Тем, чему Он учил. То, какие мы в жизни, говорит громче, чем то, что мы говорим. Обучение скорее перенимается от учителя, чем преподается им. Mф.15: 14 оставьте их: они-- слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму. Говорить одно, а делать и жить по-другому – лицемерие и нарушение принципа библейского обучения. Какими станут ученики, если их учитель опаздывает на занятия, одевается небрежно, не затрудняет себя исследование Библии, не выполняет обещания? … Будет проблема, если вы как сын не почитаете своих родителей, если вы как муж не любите свою жену, если вы как брат в церкви ведет себя высокомерно с сестрами. Дело не в том, что преимущества получает абсолютно святой учитель. Дело в том, что вы должны знать себя, слабые стороны.
1 Тим.4: 16 Вникай < 1907> в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя.
#1907 – 7 evpe, cw 1. перех. держать, содержать; 2. неперех. держаться, стремиться, задерживаться; тж. перен. держать в поле зрения, внимательно смотреть, пристально следить; 3. задерживаться, оставаться. Лук.14: 7 7 Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу: Буквально – останавливаться и внимательно вслушиваться в себя, слушать «эхо».
Павел дает совет и наставления молодому ученику, чтобы он исследовал себя, сосредотачиваясь не только на том, как он учит, но и на себе, своем характере. Контекст отрывка: 6-15 – перечислены 11 качеств превосходного служителя.
|